7
Дело № 2-1247/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово
В составе председательствующего Исаковой Е.И.
При секретаре Сарыгиной В.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«17» марта 2021 года
дело по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1, УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1, УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу об освобождении от взыскания исполнительного сбора.
Свои требования мотивирует тем, прокурор Заводского района г. Кемерово обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - Территориальное управление) об обязании исключить из реестра федеральной собственности сведения об ОАО «Завод «Стройиндустрия» как организации, которой защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ... передано на ответственное хранение и безвозмездное пользование, связи с ликвидацией указанного юридического лица и обеспечить надлежащее состояние защитного сооружения гражданской обороны как объекта федеральной собственности.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 09.02.2015 по делу №2-1367/2015 требования прокурора Заводского района г. Кемерово удовлетворены.
Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 30.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам Г.Н.В. от 14.08.2015 на основании исполнительного листа № ### от **.**.**** выданного по настоящему делу, возбуждено исполнительное производство ###.
В порядке исполнения решения Центрального районного суда г. Кемерово по настоящему делу, Территориальным управлением осуществлены действия по исключению из реестра федеральной собственности сведения об ОАО «Завод «Стройиндустрия» как организации, которой защитное сооружение гражданской обороны расположенное по адресу; ... передано на ответственное хранение и безвозмездное пользование, в связи с ликвидацией указанного юридического лица.
Указанное решение суда в части обязания Территориального управления обеспечить надлежащее состояние ЗС ГО - убежища, расположенного по адресу: ... как объекта федеральной собственности, Территориальным управлением не исполнено по следующим основаниям.
Данное ЗС ГО по итогам инвентаризации предложен к снятию с учета в связи с его крайне неудовлетворительным состоянием.
В связи с чем, Территориальное управление с целью недопущения необоснованного расходования бюджетных средств и возможности реализации права на снятие с учета ЗС ГО, потребность в эксплуатации которых отсутствует, неоднократно обращалось в Центральный районный суд г. Кемерово с ходатайствами о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда г. Кемерово по делу № 2-1367/2015, вступившему в законную силу 30.06.2015.
Указанные ходатайства удовлетворялись судом, Территориальному управлению неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. При этом, отсрочка исполнения судебного акта предоставлялась с целью осуществления снятия с учета ЗС ГО и в последующем прекращения возбужденного исполнительного производства.
Предоставляя отсрочки, судом было отмечено, что необходимость в использовании ЗС ГО по назначению отсутствует, приведение ЗС ГО в надлежащее состояние потребность в использовании которого отсутствует, повлечет необоснованную трату средств федерального бюджета на ремонт и восстановление данного объекта.
За период предоставленных отсрочек исполнения судебного акта, Территориальное управление осуществило запрос денежных средств на 2016 год, для подготовки заключений о состоянии ЗС ГО подлежащих снятию с учета.
В 2016 году Территориальным управлением осуществлена закупка на изготовление заключения о состоянии данного ЗС ГО, по результатам которой, государственным подрядчиком изготовлено соответствующее заключение.
Согласно технического заключения, выполненного ООО «Инженерно-техническая компания «Феникс» ###. ### Убежище инв. ###, расположенное по адресу: ... не готово к использованию по предназначению, его восстановление в соответствии с требованиями к защитным сооружениям гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП П-11-77» технически сложно и экономически затратно. Согласно вышеизложенным выводам настоящего заключения государственное имущество непригодно по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа и рекомендуется к списанию.
Вместе с тем, приказом МЧС России от 03.04.2017 N 146 «О внесении
изменений в Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской
обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583» внесены изменения в приказ МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, в соответствии с которыми предоставление экспертного заключения о состоянии ЗС ГО теперь не требуется в случае снятия с учета ЗС ГО по основаниям отсутствия потребности в нем.
Территориальным управлением с ГУ МЧС России по Кемеровской области проработан вопрос о подготовке пакета документов для направления в МЧС России без экспертного заключения, для снятия его с учета по указанным основаниям.
Письмами от 18.12.2017 № 3-6-12/557, от 17.10.2017 № 3-6-10/385, от 17.01.2018 Территориальное управлением в адрес ГУ МЧС России по Кемеровской области направлены акты о снятии с учета ЗС ГО, в том числе и спорного защитного сооружения.
Вместе с тем, на основании постановления Губернатора Кемеровской области от 18.07.2018 № 45-пг проводилась инвентаризация ЗС ГО, процесс снятия с учета ЗС ГО был приостановлен.
Письмом от 31.10.2018 № 8235-4-2-3 ГУ МЧС России по Кемеровской области Территориальному управлению сообщено, что по имеющейся информации в отношении направленных Территориальным управлением документов принято отрицательное решение.
В настоящее время, процесс снятия с учета ЗС ГО возобновлен вновь.
На основании приказа Территориального управления от 18.02.2019 -V 35-пр совместно с ГУ МЧС России по Кемеровской области создана комиссия.
Названной комиссией подготовлен акт о снятии с учета ЗС ГО, расположенного по адресу: ....
Письмом Территориального управления от 12.03.2019 №3-6-03/477 акты направлены в МЧС России на согласование.
Письмом от 21.01.2020 № 240-4-3-1 ГУ МЧС России по Кемеровской области проинформировало Территориальное управление, что документация на снятие с учета данного ЗС ГО рассмотрена, в связи с выявленными недостатками принято решение об отказе в согласовании актов о снятии с учета.
Территориальное управление провело работу по устранению выявленных недостатков в документах и письмом от 20.05.2020 № 42-АЛ-03/6126 направило акты о снятии с учета данного ЗС ГО в адрес МЧС России для согласования документации.
На сегодняшний день пакет документов находится на рассмотрении в МЧС России.
Указанную информацию с подтверждающими документами Территориальное управление предоставляло в материалы исполнительного производства.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 04.10.2019 по делу № 2-1367/2015 Территориальному управлению предоставлена отсрочка исполнения решения Центрального районного суда г Кемерово от 09.02.2015 сроком до 04.03.2020.
В связи с окончанием срока предоставленной отсрочки и не завершением процедуры снятия с учета ЗС ГО, Территориальное управление в мае текущего года обращалось в Центральный районный суд г. Кемерово с ходатайством о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта. Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 22.06.2020 по делу №2-1367/2015 Территориальному управлению отказано.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25.03.2020, поступившее в адрес Территориального управления 20.04.2020 судебным приставом-исполнителем установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.04.2020.
05.08.2020 в Территориальное управление поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 30.06.2020.
В соответствии с указанным постановлением, с Территориального управления взыскано 50000 рублей и установлен срок для исполнения 31.07.2020.
Между тем, противоправность в поведении Территориального управления и вина в неисполнении судебного акта отсутствует.
Вынося решение, Центральный районный суд г. в решении от 09.02.2015 по делу № 2-1367/2015 срок его исполнения не устанавливал. Позиция Территориального управления о снятии с учета ЗС ГО неоднократно поддерживалась судом, Территориальному управлению предоставлялась отсрочка исполнения решения суда именно для указанной цели.
Просит суд освободить Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Кемеровской и Томской областях от уплаты исполнительного сбора по исполнительному производству ###.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, требования поддержал.
Ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом судебной повесткой.
Представитель ответчика УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в суд не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой, ходатайства об отложении не заявлены.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Суд, выслушав участника процесса, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что 09.02.2015 по делу №2-1367/2015 Центральный районный суд г. Кемерово принял решение удовлетворить исковые требования прокурора заводского района г. Кемерово к Территориальному управлению об обязании исключить из реестра федеральной собственности сведения об ОАО «Завод «Стройиндустрия» как организации, которой защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ... передано на ответственное хранение и безвозмездное пользование, связи с ликвидацией указанного юридического лица и обеспечить надлежащее состояние защитного сооружения гражданской обороны как объекта федеральной собственности (Л.д.28-36).
Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 30.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам Г.Н.В. от 14.08.2015 на основании исполнительного листа № ### от **.**.**** выданного по настоящему делу, возбуждено исполнительное производство ###.
Решение суда от 09.02.2015 в части обязания Территориального управления обеспечить надлежащее состояние ЗС ГО - убежища, расположенного по адресу: ... до настоящего времени не исполнено.
В судебном заседании представитель истца пояснил, поскольку по итогам инвентаризации установлено, что данное ЗС ГО находится в крайне неудовлетворительным состоянием, потребность в эксплуатации отсутствует, и с целью недопущения необоснованного расходования бюджетных средств на обеспечение надлежащего состояния ЗС ГО, было принято решение реализовать право на снятие с учета ЗС ГО. Так как процесс по снятию объекта с учета длительный, Территориальное управление обращалось в Центральный районный суд с ходатайствами о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 09.02.2015 и Территориальному управлению отсрочка предоставлялась неоднократно.
Как следует из материалов дела, в период предоставленных отсрочек, **.**.****. между Территориальным управлением и ООО «Инженерно-техническая компания «Феникс» заключен государственный контракт по изготовлению технического заключения о состоянии данного ЗС ГО, поскольку такое заключение требовалось для снятия объекта с учета согласно Приказу МЧС от 15.12.2002 №583.
Заключение за номером №### изготовлено ООО «Инженерно-техническая компания «Феникс» (Л.д.44-63).
Вместе с тем, приказом МЧС России от 03.04.2017 N 146 «О внесении
изменений в Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской
обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583» внесены изменения в приказ МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, в соответствии с которыми предоставление экспертного заключения о состоянии ЗС ГО теперь не требуется в случае снятия с учета ЗС ГО по основаниям отсутствия потребности в нем.
Территориальное управление в МЧС России направило пакет документов с целью принятия решения о снятии ЗС ГО с учета.
Письмом от 21.07.2017г. ГУ МЧС России по КО возвратило документацию для устранения недостатков.
В последующем Территориальное управление несколько раз устраняло недостатки в соответствии с предъявляемыми требованиями, что подтверждается материалами дела.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ФИО1 от 25.03.2020г. Территориальному управлению установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству ###### – до 30.04.2020.
Территориальное управление провело работу по устранению выявленных недостатков в документах и письмом от 20.05.2020 №42-АЛ-03/6126 направило акты о снятии с учета данного ЗС ГО в адрес ГУ МЧС России для согласования.
На сегодняшний день пакет документов находится на рассмотрении в МЧС России.
Поскольку Территориальным управлением в установленный судебным приставом-исполнителем срок (до 30.04.2020) решение суда по делу №2-1367/2015 не исполнено в полном объеме, 30.06.2020г. СПИ ФИО1 вынесено постановление в рамках исполнительного производства###### о взыскании исполнительного сбора (Л.д.38).
Определением Центрального районного суда г. Кемерово 08.02.2021г. Территориальному управлению предоставлена отсрочка исполнения решения Центрального районного суда г. Кемерово от 09.02.2015 по гражданскому делу №2-1367/2015 сроком до 08.08.2021 года (Л.д. 104-110).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что принятые Территориальным управлением меры направлены на снятие объекта ЗС ГО с учета, поскольку при наличии отсутствия потребности в ЗС ГО Территориальное управление никаких действий, кроме как снятие его с учета совершить не может.
Территориальное управление сообщало судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнения судебного акта в заявленной части, по причинам, не зависящим от Территориального управления (Л.д.40-43). От исполнения судебного акта не уклонялось. Признаки противоправного поведения Территориального управления не установлены.
В обзоре судебной практики Верховного суда РФ №4 (2018) вопрос 47 указано, что отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в виде взыскания исполнительного сбора.
Таким образом, требование Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях об освобождении от взыскания исполнительного сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требование Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях удовлетворить.
Освободить Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях от уплаты исполнительного сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу от 30.06.2020 по исполнительному производству от 14.08.2015 ###.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме подачей жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья Е.И. Исакова
В окончательной форме решение изготовлено 19 марта 2021 года.