ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1247/2022КОПИ от 21.07.2022 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-1247/2022 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2022 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Синягина Р.А.,

при помощнике судьи Запрудновой Н.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области о включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОПФР), в обоснование которого указал, что в марте 2022 года он обращался к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика №... от 31.03.2022 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. С указанным решением ответчик не согласен, полагал, что один из периодов его работы необоснованно исключен из специального стажа.

На основании изложенного просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы с 17 мая 1995 года по 12 февраля 1998 года в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования в цехе производства стеклошариков производства текстильного стекловолокна в АО «ОС Стекловолокно», признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 01.04.2022 года.

Определением судьи от 23.06.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено АО «ОС Стекловолокно» (л.д. 29).

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, уточнил, что просил назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а не с п. 1 ч. 1 названной статьи, которая указана в просительной части иска ошибочно.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала исковые требования необоснованными по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии.

Представитель третьего лица АО «ОС Стекловолокно» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом (л.д. 34), представил информацию по спорному периоду работы истца, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие разрешение спора оставил на усмотрение суда (л.д. 36-62).

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2).

Частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ также установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее Правила № 1015), предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Как следует из пункта 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее – Правила № 516).

Согласно материалам гражданского дела ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 31.12.1997 года (л.д. 64-68).

Также, из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 обратился 10.03.2022 года в ОПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ (л.д. 25-26).

Решением ОПФР №... от 31.03.2022 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа (л.д. 8).

Указанным решением в специальный стаж истца не был включен период работы с 17.05.1995 года по 12.02.1998 года в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, так как профессия не предусмотрена Списком № 2.

В специальный стаж истца ответчиком включен периоды работы с 24.04.1995 года по 16.05.1995 года засыпщиком шихты, и с 10.12.1998 года по 10.07.2003 года электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования, постоянно занятым на участках подготовки шихты и на горячих участках работ, всего 4 года 7 месяцев 24 дня.

Спорный период имел место как до регистрации истца в системе индивидуального персонифицированного учета, так и после такой регистрации.

Из записей в трудовой книжке ФИО1 (л.д. 10-17) относительно периодов работы в АО «ОС Стекловолокно» следует, что:

- 24.04.1995 года принят засыпщиком шихты 3 разряда в цех производства стеклошариков производства текстильного стекловолокна сроком на три месяца;

- 17.05.1995 года переведен слесарем-электриком по ремонту электрооборудования (технологического оборудования) 5 разряда в том же цехе;

- 24.07.1995 года считать на постоянной работе слесарем-электриком по ремонту электрооборудования (технологического оборудования) в том же цехе;

- 13.02.1998 года переведен электромонтером по обслуживанию электрооборудования 5 разряда в цех электроснабжения ПТК-2;

- 10.12.1998 года переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда в цех приготовления шихты и стекловарения ПТК-2;

- 11.05.2000 года электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда цеха производства стеклошариков ПТК-2;

- 28.06.2002 года переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию обррудования 5 разряда в цех приготовления шихты;

- 10.07.2003 года уволен по собственному желанию.

В подтверждение спорного периода работы истцом была представлена справка АО «ОС Стекловолокно» № 143 от 03.03.2022 года, согласно которой работа в период с 17.05.1995 года по 12.02.1998 года в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования соответствует позиции 2190100а-19861 подраздела 1А раздела XVIII Списка № 2, работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, простоев и прогулов не имеется, административными отпусками не пользовался (л.д. 9, 24)

Вместе с тем, из выписки из лицевого счета истца следует, что часть спорного периода работы с 01.01.1997 года по 12.02.1998 года закодирована страхователем как работа с особыми условиями труда по коду 2190100а-18559 (л.д. 64 оборот).

Из представленной третьим лицом информации следует, что запись в трудовую книжку относительно спорного периода работы истца была внесена в соответствии с приказами работодателя, ЕТКС, которым руководствовался работодатель при внесении записи в трудовую книжку, в архиве организации отсутствует, профессия слесаря-электрика по ремонту электрооборудования включена в перечень рабочих мест, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, аттестация рабочего места до 2013 года не проводилась (л.д. 36, 43-45).

В соответствии с представленными третьим лицом перечнями (списками) профессий и должностей работников, имеющих право на получение льготного пенсионного обеспечения за 1995-1997 годы, в цехе производства стеклошариков профессия слесаря-электрика по ремонту электрооборудования (технологического оборудования) включена в указанные перечни 1995-1996 годов по коду особых условий труда 2190100а-19861 Списка № 2, а в перечень 1997 года по указанному коду внесена профессия электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (л.д.37-42).

Аналогичные сведения содержатся в перечнях, представленных стороной ответчика из материалов наблюдательного дела АО «ОС Стекловолокно» (л.д. 69-104).

Разделом XXVIII «Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий» Списка №2 (подраздел 1а) поименованы «электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования» (код 2190100а-19861).

«Общесоюзным классификатором. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 86 016», утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 N 016 профессия «электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования» внесена в указанный классификатор под кодом 19861.

«ОК 016-94. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367, профессия «электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования» также внесена в указанный классификатор под кодом 19861.

При этом, обоими классификаторами профессия «электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования» отнесена к выпуску 1 «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР» (далее - ЕТКС), разделу «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, и действующему до настоящего времени.

Профессии «слесаря-электрика по ремонту оборудования» выпуск 1 ЕТКС не содержит.

Вышеназванными классификаторами профессия «слесаря-электрика по ремонту оборудования» (код 18590) отнесены к выпуску 2 ЕТКС, определяющему профессий по следующим разделам: «Литейные работы», «Сварочные работы», «Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы», «Кузнечно-прессовые и термические работы», «Механическая обработка металлов и других материалов», «Металлопокрытия и окраска», «Эмалирование», «Слесарные и слесарно-сборочные работы».

Списком 2 профессия «слесаря-электрика по ремонту электрооборудования» (с кодом ********-18590) отнесена в качестве льготной профессии в металлообработке и производстве строительных материалов (разделы XIV и XVII Списка № 2), а не к стекольному производству.

Таким образом, суд приходит к выводу, что запись в трудовой книжке истца, в приказах по кадрам о должности ФИО1, указанная как «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования» составлена работодателем неверно, поскольку по факту истец занимал должность «электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования», что подтверждено работодателем в соответствующих справках.

Учитывая изложенное, кодирование страхователем (работодателем) в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета спорного периода работы истца с кодом 2190100а-18559, то есть как слесаря - ремонтника, постоянно занятого на участках подготовки шихты и на горячих участках работ, суд также полагает неверным.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 N 16-КГ19-6).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, данные индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица не являются единственным и неопровержимым доказательством, которым может подтверждаться специальный стаж застрахованного лица.

Выдав истцу уточняющую справку № 143 от 03.03.2022 года страхователь (третье лицо АО «ОС Стекловолокно») фактически сам опроверг неверную кодировку занятости истца на работах в особых условиях труда в спорный период.

По мнению суда, неверное указание несоответствующей установленным обстоятельствам дела кодировки в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета истца, а также отсутствие на дату рассмотрения сведений о внесении каких-либо корректировок в лицевой счет истца не могут ограничивать права истца на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку спорный период работы в особых условиях подтвержден иными доказательствами, и не оспаривается самим страхователем. Последующая корректировка индивидуальных сведений может быть произведена и на основании решения суда в последующем, что действующим законодательством не запрещается.

Непроведение работодателем аттестации рабочего места истца вплоть до 2013 года, по мнению суда также не может ограничивать права истца на досрочное пенсионное обеспечение. Пенсионное законодательство не устанавливает конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения наличия стажа на соответствующих видах работ.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 6 «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н).

Вышеуказанные Перечни профессий и должностей предприятия АО «ОС Стекловолокно» хоть и не согласованы с государственной экспертизой условий труда, вместе с тем, содержат подписи руководителя организации и председателя профсоюзного комитета предприятия, что свидетельствует о признании работодателем условий труда, в которых работают указанные в перечне работники, вредными или тяжелыми, и дающие соответствующие льготы.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца в части включения спорного периода работы в специальный стаж подлежат удовлетворению.

Рассматривая исковые требования ФИО1 о признании права и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01.04.2022 года, суд приходит к следующему.

С учетом специального стажа, признанного ответчиком при вынесении решения об отказе в назначении пенсии, и признанного судом в рамках рассмотрения настоящего дела, на момент обращения в ОПФР за назначением досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж истца составил 7 лет 4 месяца 20 дней, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ на дату обращения истца, который к моменту обращения достиг возраста 60 лет.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В абзаце втором п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон № 400-ФЗ не представляет суду право в случае удовлетворения исковых требований лица, обратившегося с иском о назначении страховой пенсии (досрочной страховой пенсии) выходить за пределы исковых требований в части изменения даты назначения этой пенсии, если истцом указана иная, более поздняя дата, чем дата возникновения права на пенсию.

На этом основании, исковые требования ФИО1 о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с 01.04.2022 года подлежат удовлетворению в том виде, как это заявлено истцом.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда период работы с 17 мая 1995 года по 12 февраля 1998 года в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования в цехе производства стеклошариков производства текстильного стекловолокна в АО «ОС Стекловолокно».

Признать за ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда и обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 01 апреля 2022 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области () в пользу ФИО1 () судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 28 июля 2022 года включительно.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин