ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1248 от 25.07.2016 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-1248

Именем Российской Федерации

25 июля 2016 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,

При секретаре Васильевой Н.Э.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании

С участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

гражданское дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Ямбург» о признании незаконным отказ в предоставлении документов, обязании предоставить документы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Ямбург», просила обязать ответчика предоставить для ознакомления следующие документы ТСЖ:

годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за ДД.ММ.ГГГГ год и движение денежных средств за отчетный период, систематизированные в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

движение денежных средств в ДД.ММ.ГГГГ году по расчетному счету ТСЖ «Ямбург» за , в том числе по накопительной части за капитальный ремонт и лицензирование котельной, поступившие на расчетный счет в ДД.ММ.ГГГГ годах;

отчет о выполнении сметы доходов и расходов за ДД.ММ.ГГГГ год ТСЖ «Ямбург»;

договоры (наряды) ТСЖ «Ямбург» за ДД.ММ.ГГГГ год о предоставлении услуг по содержанию общего имущества, техническому обслуживанию и содержанию газовой котельной, по текущему ремонту и акты выполненных работ, в том числе с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

договоры за поставку природного газа на отопление и горячее водоснабжение, за холодное водоснабжение и водоотведение, за электроснабжение;

протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления, ревизионной комиссии за ДД.ММ.ГГГГ год;

признании незаконным отказ ответчика в предоставлении для ознакомления документов о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ «Ямбург» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.2-14).

В дальнейшем истец дополнила требования. Просила признать нарушение ответчиком постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в своевременной даче ответа на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ и обязании устранить нарушения (л.д.123-129). В ходе судебного разбирательства ФИО1 отказалась от поддержания дополнительных требований, так как она получила ответ от ТСЖ «Ямбург».

В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, является собственником <адрес>, в связи с чем в соответствии со статьей 143.1 ЖК РФ имеет право ознакомиться с перечисленными в пункте 3 указанной статьи документами, неоднократно обращалась за реализацией указанного права, однако ТСЖ отказывает собственнику в ознакомлении с документами о деятельности ТСЖ, всячески препятствует этому, чем нарушает права собственника жилого дома.

Представитель ответчика иск не признал, представил письменные возражения, где указали, что статья 143.1 ЖК РФ не содержит безусловной обязанности ТСЖ ознакомления любого собственника с рабочей документация по выполнению ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию. Вся необходимая информация о деятельности ТСЖ, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии со стандартом раскрытия информации доводится до сведения собственников жилого дома на информационных щитах в каждом подъезде, направлена истцу по ее заявлениям. Договоры на оказание юридических услуг содержат персональные данные исполнителя, которые в отсутствие согласия исполнителя - физического лица не подлежат раскрытию. Представитель ответчика просил в иске отказать. (л.д.99-103).

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истица является собственником <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года.

В доме по указанному выше адресу избран способ управления многоквартирным домом Товарищество собственников жилья, указанный дом управляется ТСЖ «Ямбург». Истец не является членом ТСЖ с ДД.ММ.ГГГГ года.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 неоднократно обращался в ТСЖ «Ямбург» о предоставлении ей перечисленных выше документов для ознакомления: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22, 25-29, 32-34, 59-63, 69-73, 118-120).

На каждое заявление ответчик предоставлял ответы истцу.

Так ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Ямбург» сообщили, что истребованные сведения могут быть составлены и подготовлены и представлены в течение 1 квартала текущего года в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (л.д.23).

ДД.ММ.ГГГГ ответчик в ответе на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ вновь указали, что информация о деятельности товарищества в ДД.ММ.ГГГГ году будет предоставлена истцу до окончания 1 квартала текущего года, порядок ознакомления с протоколами общего собрания в товариществе не изменился, они размещаются на информационных щитах (л.д.30).

ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Ямбург» направили ФИО1 отчет и.о.председателя правления товарищества о финансовой деятельности и работе правления ТСЖ «Ямбург» за ДД.ММ.ГГГГ год, в котором содержатся сведения о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, поступивших на расчетный счет денежных средствах и их расходах, сведения о заключенных договорах об оказании услуг. В этих сведениях имеются условия договоров об оказании услуг, в том числе о сторонах сделок, их предмете, стоимости услуг и оплате. Также представлена копия налоговой декларации ТСЖ «Ямбург». В ответе указано, что протоколы общих собраний членов ТСЖ размещены на информационных щитах дома, и что истцу дополнительно будет направлен отчет ревизионной комиссии (л.д.35-54).

ДД.ММ.ГГГГ ответчик указал в ответе истцу об исполнении заявления истца о предоставлении сведений и документов по ранее представленным заявлениям и дополнительно предоставил информацию в виде отчета ревизионной комиссии на информационном щите (л.д.88-89).

ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Ямбург» ФИО1 направили список собственников многоквартирного жилого дома и копию протокола годового собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ.

С исковым заявлением истец представила имеющуюся у нее копию сметы доходов и расходов финансовой деятельности ТСЖ «Ямбург» на ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.76-87).

В ходе разбирательства по делу ТСЖ «Ямбург» суду и истцу были представлены копии отчета ревизионной комиссии о финансовой деятельности ТСЖ «Ямбург» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.107-114).

Согласно статье 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества (часть 1).

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ (часть 2).

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:

1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

2) реестр членов товарищества;

3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества (часть 3).

Согласно проверить действие Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и выполненных работах, проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы) (пункт 40).

В силу части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами утвержденному Постановлением Правительства N 731 от 23 сентября 2010 года управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Пунктом 11 Стандарта установлен перечень сведений, которые сведения подлежат раскрытию в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В пункте 13 Стандарта указано, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации.

Согласно пункту 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным Органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Закона).

В силу положений статьи 88 ТК РФ при передаче персональных данных работника работодатель, помимо прочего, обязан не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Таким образом, у истца имеется право получать информацию о деятельности товарищества, и соответственно о корреспондирующей обязанности ТСЖ предоставить истцу свободный доступ к информации о деятельности управляющей организации, в том числе путем ознакомления с рядом заявленных ФИО1 документов, поскольку иное означало бы создание препятствий в осуществлении прав истца на информацию, непосредственно затрагивающую ее права и свободы.

Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Между тем, в нарушение указанных норм истцом не представлены доказательства того, что она была лишена возможности ознакомиться с запрашиваемой информацией, с учетом того, что она была размещена на информационных щитах в подъездах многоквартирного дома, предоставлена в ответах по письменным заявлениям. Сведения о заключенных договорах об оказании возмездных услуг отражены в письменном отчете и.о.председателя правления ТСЖ «Ямбург», о наличии и движении денежных средств на расчетном банковском счете имеются сведения как в отчете и.и. председателя правления ТСЖ «Ямбург», так и в отчете ревизионной комиссии.

Напротив ответчиком представлены доказательства того, что после обращений истца с заявлениями о предоставлении информации, ТСЖ «Ямбург» не отказывало в предоставлении этой информации, ими разъяснялся срок составления, подготовки и предоставления истцу истребованных сведений, в эти сроки документы и информация были предоставлена, а часть документов в виде копий протоколов общих собраний членов товарищества, правления размещалась на информационных щитах в многоквартирном доме, что нашло свое подтверждение в суде. При этом сроки составления и предоставления информации о финансово-хозяйственной деятельности в течение 1 квартала соответствует срокам ее предоставлении государственным надзорным и контролирующим органам.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований может быть отказано.

В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Ответчиком ТСЖ «Ямбург» представлено письменное ходатайство о возмещении расходов на оплату услуг представителя, в подтверждении чего представлен суду договор об оказании юридических услуг по иску ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ к ТСЖ «Ямбург», копию расходного кассового ордера об оплате услуг представителя за ведение гражданского дела в суде в размере <данные изъяты> руб. (л.д.105-106).

При разрешении ходатайства о возмещении расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает объем оказанной юридической помощи, сложность рассматриваемого дела, количество судебных заседаний, исходя из принципа справедливости и разумности, удовлетворяет ходатайство ответчика ТСЖ «Ямбург» в полном объеме, сумма в размере 5750 руб. подлежит взысканию с ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Ямбург» о признании незаконным отказ в предоставлении документов, обязании предоставить документы, отказать.

Взыскать с ФИО1 в пользу Товарищества собственников жилья «Ямбург» расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты>) руб.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья