ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1248/2021 от 29.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 29 июля 2021 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,

при ведении протокола помощником судьи ФИО1,

с участием представителя истца - прокурора ФИО2,

представителей ответчиков ФИО3, ФИО4,

ФИО5, ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1248/2021 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил и обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ» о признании незаконным бездействия по надлежащей организации водоотведения,

установил:

21.04.2021 прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд с иском, в котором с учетом последующих уточнений просил признать незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил по надлежащей организации водоотведения на территории города Нижний Тагил, осуществлению контроля за состоянием и сохранностью переданного в аренду ООО «Водоканал-НТ» муниципального имущества, своевременному проведению капитального ремонта аварийных (изношенных) участков сети водоотведения.

В обоснование требований указал, что в период 2020 - истекший период 2021 года в контрольно-надзорные органы города Нижнего Тагила, в Администрацию города Нижний Тагил и в средства массовой информации поступило значительное количество обращений граждан и юридических лиц на бездействие должностных лиц ООО «Водоканал-НТ», выражающихся в непринятии мер, направленных на своевременное устранение подпоров внутридворовой канализации, в результате чего, в том числе, происходит затопление подвалов многоквартирных домов канализационными стоками.

Так в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области территориальный отдел контроля и надзора № 2 за период 2020-2021 годы поступило 853 обращения на затопление подвальных помещений, некачественное предоставление коммунальной услуги водоотведения, несвоевременное выполнение заявок на прочистку дворовой канализации со стороны ООО «Водоканал-НТ».

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в связи с публикацией в сети интернет ИА «TAGILCITY.RU» «Тагильчане массово жалуются на ООО «Водоканал-НТ» из-за фекалий в подвалах домов» с привлечением должностных лиц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена проверка на предмет исполнения ООО «Водоканал-НТ» требований Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 20.12.1999 № 168 (МДК 3-02.2001) (далее - Правила № 168) в части оказания услуг водоотведения надлежащего качества собственникам общего имущества 4 многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес>, в том числе надлежащего технического содержания канализационных выпусков и колодцев (дворовой канализации, межквартальной канализационной сети), своевременного устранения засоров внутридворовой канализации, в том числе с целью исключения затопления подвалов канализационными стоками и обеспечения муниципального имущества, предоставленного основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведенной проверки было установлено, что по сведениям диспетчерской службы ООО «Водоканал-НТ» по адресу: <адрес>, с 2016 года по 2021 год поступило 49 заявок на устранение подпора внутридворовой канализации. Из них в 2020 году поступило 20 заявок, в 2021 году – 4 заявки. Сроки выполнения заявок варьируются от выполнения заявки в день поступления (ДД.ММ.ГГГГ) до 12 суток (ДД.ММ.ГГГГ).

По адресу: <адрес>, за 2020 год поступило 15 заявок, максимальный срок выполнения заявки 5 суток (ДД.ММ.ГГГГ). В 2021 году поступило 3 заявки. Заявка от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ, заявка от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ, заявка от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ. т.е. заявка исполнена на 56 сутки со дня поступления.

По адресу: <адрес>, за 2020 год поступило 3 заявки, сроки выполнения которых не превышают 2 суток. В 2021 году поступила 1 заявка на устранение подпора ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

По адресу: <адрес>, за 2020 год поступило 9 заявок, сроки выполнения которых не превышают 2 суток, в 2021 году поступило 5 заявок, сроки выполнения которых также не превышают 2 суток.

Из содержания единого договора холодного водоснабжения и водоотведения от 24.11.2016 № 347/К заключенного между ООО «Водоканал- НТ» и ООО УК «Демидов» - осуществляющей управление домом по <адрес> (договоры аналогичного содержания заключены и с управляющими компаниями, осуществляющими управление многоквартирными домами по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>) ресурсоснабжающая организация в силу п.п. б) п. 13 обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах её эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов.

Таким образом, вышеуказанным пунктом договора стороны подчинили порядок исполнения своих обязательств условиям Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 20.12.1999 № 168 (МДК 3-02.2001) (далее - Правила № 168), регламентирующих технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствие санитарным нормам.

Указанное требование также содержится в подпункте «в» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно- канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

Согласно пунктам 3.1.1, 3.2.1 Правил № 168 основными задачами служб эксплуатации систем водоотведения являются обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них. Канализационная сеть должна обеспечить отведение сточных вод на очистные сооружения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3.2.6 Правил № 168, техническая эксплуатация сети канализации включает, в том числе устранение засоров и излива сточных вод на поверхность.

Пункты 3.2.8 - 3.2.16 Правил № 168 устанавливает обязанность по проведению наружного и внутреннего осмотра канализационных сетей, а также регламентируют порядок выполнения указанных осмотров и их фиксации.

Из условий пункта 3.2.17 указанных правил следует, что проведение теледиагностики канализационных каналов должно проводиться не реже одного раза в год.

Пунктом 3.2.32 Правил № 168 предусмотрено, что профилактическая очистка сети производится по плану, разрабатываемому на основе данных наружного и технического осмотров сети с периодичностью, устанавливаемой с учетом местных условий, но не реже одного раза в год.

Более чем значительное количество заявок на устранение подпора канализационных колодцев по вышеуказанным и иным адресам, поступающим в общество в 2020-2021 годах свидетельствует о том, что пункты 3.2.17 и 3.2.32 Правил № 168 исполняются ненадлежащим образом, ежегодная теледиагностика канализационных каналов не проводится, плановые профилактические чистки не осуществляются.

Отсутствие нормативно-технического регулирования сроков для устранения засоров на сетях наружной канализации не может свидетельствовать о возможности проведении указанных работ на субъективное усмотрение общества.

В соответствии с п. 2 ст. 6 ГК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирным домами» аварийно-диспетчерская служба обеспечивает ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение 2 часов с момента регистрации заявки.

Таким образом, учитывая, что срок устранения засора на канализационной сети, выходящей за пределы многоквартирного дома, законодательно не урегулирован, необходимо руководствоваться правовой нормой, регулирующей сходные отношения в области оказания коммунальной услуги водоотведения.

При таком положении, с учетом установленного Правительством Российской Федерации срока ликвидации засора при схожей ситуации, устранение засора канализационной системы в сроки, приведенные выше (от нескольких дней до нескольких недель) не может быть признано разумным и допустимым.

К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Проверкой установлен факт невозможности исполнения гарантирующей организацией ООО «Водоканал-НТ» своих обязательств по надлежащей организации водоотведения на территории муниципального образования город Нижний Тагил.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

На основании части 2 ст. 10 Закона № 416-ФЗ, входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно- технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из приведенных норм следует, что ООО «Водоканал-НТ» не принимает меры по обеспечению безопасности системы водоотведения с целью предотвращения возникновения аварийных ситуаций, в связи с длительным бездействием общества по исполнению заявок на устранение засора канализационной системы, происходит разрушение последней.

Согласно части 4 ст. 12 Закона № 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Надлежащее водоотведение гарантирующей организацией не обеспечено.

В силу постановления Администрации г. Нижний Тагил от 01.12.2016 № 3345-ПА (ред. от 28.06.2018) «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, расположенной на территории населенного пункта город Нижний Тагил» такой организацией является ООО «Водоканал-НТ».

Кроме того, ответчиком не исполняются права Арендодателя в рамках п. 5.2.1 договора аренды комплекса муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению, водоотведению и канализованию от ДД.ММ.ГГГГ заключенному с ООО «Водоканал-НТ» в части осуществления контроля за состоянием и сохранностью имущества, предоставленного в рамках настоящего договора.

Факт предоставления коммунальной услуги водоотведения ненадлежащего качества установлен по результатам проведенной проверки. Уровень износа канализационных сетей, находящихся на балансе общества превышает 90%, что следует из содержания ответа директора общества от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора.

Администрация самоустранилась от решения вопроса надлежащего водоотведения, полагая что миссия муниципалитета сводится к поиску гарантирующей организации, передаче ей муниципальных сетей канализования и водоснабжения, все остальные проблемы должны решаться в рамках гражданско-правовых договоров гарантирующей организации и потребителей или исполнителей коммунальной услуги.

Органы местного самоуправления уполномочены на осуществление следующей деятельности в указанной сфере:

- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих ^обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

- определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

- согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

- утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

- утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

- согласование инвестиционных программ;

- согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее — план снижения сбросов);

- принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Следует отметить, что указанный перечень полномочий органов местного самоуправления не является исчерпывающим, и органы местного самоуправления вправе осуществлять иную, предусмотренную указанным законом деятельность на данном направлении.

Доказательством самоустранения Администрации г. Нижнего Тагил от решения насущных проблем организации водоотведения являются ответы администрации в адрес управляющих организаций, в которых Администрация перекладывает ответственность на управляющие организации в части выстраивания взаимоотношений с ООО «Водоканал-НТ».

Доказательствами неудовлетворительного состояния систем водоотведения являются приложенные к отзыву ООО «Водоканал-НТ» копии актов выполненных работ.

Большинство выполненных работ носит именно аварийный характер, связанный с изношенностью сетей водоотведения:

Акт от 14.08.2020

«выявлено что самотечный коллектор Д-600 мм на всем протяжении раскопки разрушен: присутствуют многочисленные продольные трещины, сколы на наружной поверхности труб, нарушена герметичность соединений. Предположительно указанные дефекты вызваны длительным сроком эксплуатации самотечного коллектора»

Акт от 28.08.2020

«обнаружен участок поврежденного железобетонного трубопровода Д 400 мм, а именно перелом трубопровода, в результате которого отколовшаяся часть трубы закупорила самотечный коллектор. Выявлено что самотечный коллектор Д-400 мм на всем протяжении раскопки разрушен: присутствуют многочисленные продольные трещины, сколы на наружной поверхности труб, нарушена герметичность соединений. Предположительно указанные дефекты вызваны длительным сроком эксплуатации самотечного коллектора»

Акт от 21.10.2020

«обнаружены участки поврежденных стальных трубопроводов и запорной арматуры Д 500 мм, а именно трещины, коррозийные участки в результате чего образовались отверстия в трубопроводах, через которые происходит утечка канализационных стоков. При более детальном обследовании поврежденных участков трубопроводов выявлено, что напорные коллекторы в камере и запорная арматура находятся в аварийном состоянии. Присутствуют многочисленные продольные трещины, сколы на наружной поверхности труб, нарушена герметичность соединений.

Таким образом на протяжении десятков лет Администрация города Нижний Тагил ни разу не инициировала выполнение работ по замене аварийных (изношенных) участков сети водоотведения. Критический процент износа сетей водоотведения ежегодно обсуждается на заседаниях Нижнетагильской городской Думы в рамках подготовки к отопительному сезону.

Кроме того, доказательством ненадлежащей организации системы водоотведения является отсутствие данных о количественном и качественном состоянии объектов системы водоотведения.

Письмо ООО «Водоканал-НТ» от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора «Общее количество колодцев на сетях канализации ориентировочно составляет 25800 шт. Точное количество колодцев на сетях канализации определить не представляется возможным, так как при передаче сетей в аренду ООО «Водоканал-НТ» не была в полном объеме предоставлена техническая документация».

Ненадлежащая организация системы водоотведения проявляется в длительном непринятии мер по передаче на баланс гарантирующей организации и оформлению права муниципальной собственности на участки сетей водоснабжения и водоотведения, что подтверждается многочисленной судебной практикой, сформированной на основании исковых заявлений прокуратуры района к Администрации г. Нижний Тагил.

Ненадлежащая организация системы водоотведения проявляется в объемах проведения капитальных ремонтов систем водоотведения. При темпах проведения капитальных ремонтов, обозначенных ООО «Водоканал-НТ» к концу срока действия договора аренды, то есть к 2032 году будет капитально отремонтировано менее 1% сетей, что при 90 % изношенности на момент заключения договора будет означать невозможность эксплуатации систем водоотведения в принципе.

Нормативный срок службы уличной сети с колодцами и амортизационных отчислений на народное хозяйство СССР, утвержденных постановлением Совета министров СССР от 22.10.1990, согласно шифру 30104 которых для железобетонных и бетонных эта норма составляет 5% балансовой стоимости, что соответствует 20 годам эксплуатации.

На основании п. 19 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 М243 7/пр износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.

Значительный рост количества обращений потребителей по вопросам ненадлежащего состояния системы водоотведения подтверждается организацией работ территориальных органов местного самоуправления в апреле-мае 2021 г., которые в еженедельном режиме вели мониторинг состояния сетей канализации, запрашивая сведения в управляющих организациях. В своих ответах территориальные органы Администрации сообщают о том, что специалистами администрации в ежедневном режиме проводится мониторинг выполнения заявок ООО «Водоканал-НТ» по устранению засора выпускных канализационных колодцев (переписка с электронной почты управляющей компании ООО «Уралэкспо-НТ» прилагается).

Акты осмотров технического состояния подвальных помещений, представленные ООО «Водоканал-НТ» не могут быть приняты во внимание в связи с иным периодом осмотра и иным предметом осмотра, напомню, что предметом иска является внутриквартальная и магистральная системы водоотведения, а не общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах.

Непринятие Администрацией г. Нижний Тагил мер по надлежащей организации водоотведения на территории города Нижний Тагил, осуществление контроля за состоянием и сохранностью переданного муниципального имущества, своевременного проведения ремонта аварийных (изношенных) участков сети водоотведения нарушает жилищные права неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги водоотведения надлежащего качества и потому, является незаконным.

Ответчик Администрация города Нижний Тагил в представленных суду возражениях выражает несогласие с утверждением прокурора о том, что факты затопления подвалов многоквартирных домов в результате засоров канализации на внутридворовой территории являются общеизвестными, так как в настоящий момент данные обстоятельства ничем не подтверждены. Обязанность по организации и проведению конкретных работ на сетях водоотведения всегда основывается на конкретных указаниях закона или подзаконных актов. Обстоятельства, связанные с техническим обеспечением работ на сетях водоотведения, по техническому содержанию данных сетей не могут являться общеизвестными. Нарушение тем или иным лицом каких-либо специальных предписаний не является общеизвестным обстоятельством и требует доказывания.

Постановлением Администрации города от 01.12.2016 № 3345-ПА (в редакции постановления от 28.06.2018 № 1834-ПА) определена гарантирующая организация для централизованной системы водоотведения, расположенной на территории населенного пункта город Нижний Тагил - общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ».

В обоснование своих требований прокурор ссылается на жалобы и обращения граждан в орган государственного жилищного и строительного надзора на бездействие со стороны ООО «Водоканал-НТ» и на некачественное оказание услуги по водоотведению. Также идет ссылка на проверочные мероприятия в отношении ООО «Водоканал-НТ» в части ненадлежащего оказания услуги по водоотведению в отношении 4-х конкретных многоквартирных домов.

Согласно пунктам 3.2.5 и 3.2.6 «МДК 3-02.2001. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" служба эксплуатации сети осуществляет: проведение технических осмотров сети, выполнение текущих и капитальных ремонтов сети и ликвидацию аварий; профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов.

Все изложенное прокурором фактически свидетельствует о нарушении ресурсоснабжающей организацией по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения и организацией водопроводно-канализационного хозяйства по «Правилам холодного водоснабжения и водоотведения» своих обязанностей по надлежащему эксплуатационнотехническому содержанию сетей водоотведения применительно к конкретным многоквартирным домам, указанным в иске.

Нормы правовых актов по обеспечению надлежащего эксплуатационно-технического состояния сетей и их аварийного обслуживания указанные в иске прокурором относятся к обязанностям конкретной организации водопроводно-канализационного хозяйства и ее эксплуатирующему персоналу.

В соответствии с частями 1,4 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении":

органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется;

гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Установив неисполнение ООО «Водоканал-НТ» своих обязательств в рамках единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, прокурор в иске указывает, что при проведении проверки установлен также факт невозможности исполнения ООО «Водоканал-НТ» своих обязательств гарантирующей организации.

ООО «Водоканал-НТ» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению многоквартирных домов и гражданам на основании единых договоров. В соответствии с единым типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:

- обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании и (или) находящихся в границах ее эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов;

- принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией,, а также по возобновлению действия таких систем с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Невозможность исполнения своих обязательств, гарантирующей организации вследствие аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей влечет временное прекращение или ограничение водоотведения, односторонний отказ от заключенного договора с предварительным уведомлением абонентов и органа местного самоуправления (пункт 5 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

Прокурором не приведены доказательства того, что ООО «Водоканал-НТ» уведомил абонентов города Нижний Тагил и Администрацию города о временном прекращении водоотведения на территории города с дальнейшим отказом от договоров и отказом от взимания платы по заключенным договорам.

Также ООО «Водоканал-НТ» не уведомлял Администрацию города о невозможности исполнения обязанностей гарантирующей организации с отказом от получения соответствующих денежных средств (тарифа) за водоотведение на территории города Нижний Тагил,

В связи с этим ответчик полагает, что в результате проверки деятельности ООО «Водоканал-НТ» по нескольким многоквартирным домам нельзя сделать вывод о невозможности исполнения обществом обязательств гарантирующей организации в отношении всей закрепленной за ней территории города Нижний Тагил.

Невозможность исполнения обязательств гарантирующей организации в части надлежащего водоотведения должна быть установлена применительно ко всей территории, так как лишение организации данного статуса возможно не в отношении конкретных абонентов домов, а в отношении всей обслуживаемой территории.

Соответственно можно утверждать, что ООО «Водоканал-НТ» обязано обеспечить абонентов услугой по водоотведению надлежащего качества.

На территории города Нижний Тагил постановлением Администрации города от 05.04.16 № 940-ПА утверждена «Схема водоснабжения и водоотведения города Нижний Тагил до 2030 года».

Приложением 4 установлены основные положения схемы водоотведения до 2030 года.

Согласно пункту 1.2.4 раздела 1 диагностика состояния сетей систем водоотведения ООО «Водоканал-НТ» осуществляется следующим образом:

- при устранении текущих заявок, линейными бригадами в обязательном порядке производится осмотр, при необходимости очистка колодцев, находящихся в районе выполнения работ.

- при отсутствии заявок, линейные бригады направляются для профилактического осмотра колодцев и сетей. Данные о профилактическом осмотре заносятся в журнал, по итогам составляется перечень мероприятий по устранению выявленных при осмотре недостатков.

Планирование капитальных (текущих) ремонтов выполняется на основании статистики аварийности на сетях водоотведения. При планировании предусматриваются к замене наиболее ветхие участки сетей с наибольшим уровнем аварийности за. последний период. Так же учитывается потенциальное число потребителей, которые могут попасть под отключение от услуги водоотведения в результате аварии на сетях.

Составляется перечень мероприятий для проведения капитальных (текущих) ремонтов сетей, затем готовятся дефектные ведомости, включающие в себя все необходимые объемы работ и материалов, необходимые для выполнения каждого мероприятия. На основании дефектных ведомостей составляются сметные расчеты, после чего формируется программа капитальных ремонтов предприятия на следующий период. Общая стоимость затрат на ремонтные работы определяется РЭК при утверждении тарифов предприятия (данный порядок проведения капитальных ремонтов указан и в письме ООО «Водоканал-НТ» в прокуратуру Ленинского района от 12.04.2021 № 2100).

В настоящее время сети водоотведения находятся во владении ООО «Водоканал-НТ» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пунктов 5.3.4, 5.3.7, 5.3.8 договора арендатор обязан содержать переданные объекты в исправном состоянии в соответствии с правилами технической эксплуатации, осуществлять текущий и капитальный ремонт арендованного имущества, поддерживать оборудование в исправном состоянии.

Информация ООО «Водоканал-НТ» от ДД.ММ.ГГГГ, представленная в прокуратуру Ленинского района о проценте износа (90%) сетей по данным бухгалтерского учета не свидетельствует о невозможности исполнения организацией своих обязательств по договорам водоотведения с абонентами и по договору аренды с Администрацией города, так как бухгалтерский износ (с учетом амортизации) не отражает фактического состояния конкретных участков сетей и различной запорной арматуры.

Не представлено доказательств того, что обществом не могут быть проведены работы в рамках обязанностей по договору аренды муниципального имущества и в рамках обязанностей гарантирующей организации - поставщика конкретной услуги абонентам.

В связи с тем, что организация не прекратила договоры водоотведения с абонентами, не расторгла договор аренды муниципального имущества, если считает, что оно находится в состоянии, не пригодном для использования по назначению, то она продолжает нести всю полноту ответственности и все обязанности по обеспечению надлежащего водоснабжения.

Прокурор, установив то обстоятельство, что свои обязанности ненадлежащим образом исполняет именно гарантирующая организация, почему-то вменяет Администрации города непринятие мер по надлежащей организации водоотведения на территории города. При этом истец не указывает, какие именно меры и в соответствии с какой конкретной нормой (например, из перечня полномочий, закрепленных в статье 6 закона Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") не приняты ответчиком,

Так как заявлено требование о признании незаконным бездействия Администрации города по надлежащей организации водоотведения, то должны быть указаны сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).

Отсутствие в иске сведений о том, что от принятия каких именно решений либо от совершения каких именно действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняется администрация муниципального образования города Нижний Тагил, может повлечь, неопределенность решения суда и невозможность его исполнения.

Так как проведение осмотров, обследований, составление дефектных ведомостей, проведение ремонтов является обязанностью эксплуатирующей организации, "сети водоотведения находятся во владении организации, то Администрация города не имеет возможности непосредственно следить за техническим состоянием сетей. Вопросы организации водоснабжения и водоотведения Администрацией города выполнены - назначена гарантирующая организация, имущество передано данное организации по договору аренды. В дальнейшем вопросы по предоставлению услуги по водоотведению конкретным абонентам находятся в сфере гражданско-правового договора между ООО «Водоканал-НТ» и конкретными лицами.

Эксплуатирующая организация - арендатор имущества в рамках договора аренды не обращалась в Администрацию города с заявлениями о невозможности исполнения своих обязательств в результате ненадлежащего технического состояния инженерных сетей водоотведения, не просила согласовать работы по капитальному ремонту (замене сетей), не предоставляла ведомостей выявленных дефектов. В отсутствие претензий по договору аренды у Администрации города были все основания полагать, что условия договора соблюдаются сторонами надлежащим образом. Также у Администрации города нет информации о том, что ООО «Водоканал-НТ» не может выполнять обязанности гарантирующей организации.

Администрация города в отсутствие претензий и информации арендатора добросовестно полагает, что имущество находится в пригодном для целей водоотведения состоянии, что не требует применения каких-либо мер реагирования в рамках договора аренды муниципального имущества.

На 2021 год составлен план-график совместного осмотра и очистки сетей водоотведения города Нижний Тагил, согласованный Администрацией города и ООО «Водоканал-НТ» (на графике указаны 3 из 4-х домов, ссылка на которые есть в иске прокурора). В случае выявления ненадлежащего состояния сетей по обращению арендатора имущества могут быть приняты соответствующие меры, согласно законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения и в рамках договорных отношений между сторонами.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, представитель просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований к Администрации города.

Протокольным определением от 01.06.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Водоканал-НТ».

Ответчик ООО «Водоканал-НТ» в представленных суду возражениях указало, что прокурором сделан неверный вывод о том, что нарушение прав собственников общего имущества многоквартирных домов, указанных в исковом заявлении, возникло по причине бездействия (действий) ООО «Водоканал-НТ», так как затопление подвальных помещений многоквартирных домов происходит не по вине ООО «Водоканал-НТ» и не вследствие возникновения подпоров в наружных сетях водоотведения, а вследствие несоблюдения управляющими (обслуживающими) организациями установленных норм и правил содержания и обслуживания внутридомовых систем водоотведепия.

Ссылаясь на положения п. 7 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ответчик указывает, что местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоотведения.

Ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем), которая определяется в соответствии с актами разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Ссылаясь на п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. 3.1.6. СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий", ответчик указывает, что ООО «Водоканал-НТ» не несет обязательств по надлежащему содержанию канализационных выпусков.

Границей раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем) является первый смотровой колодец на централизованной сети водоотведения.

Согласно положений ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Нормативно-технической документацией установлены конкретные требования к герметичности фундаментов и стен подвалов зданий, канализационных трубопроводов, фасонных элементов, ревизий, прочисток и стыковых соединений, и прочие требования, которые должны соблюдать управляющие организации (либо лица, с которыми заключены договоры о содержании и ремонте общего имущества, то есть обслуживающие организации).

Данные требования установлены исходя из того, что, в случае засора на наружной сети канализации, происходит подъем сточных вод до уровня земли, что соответствует уровню колодца (подпор). Также подпор в наружной сети может образоваться не только в результате засора, но и по причине работы централизованной системы водоотведения с перегрузом (паводок, проливные дожди, часы «пикового» водоразбора и пользования централизованными системами водоснабжения и водоотведения). Во всех перечисленных случаях при образовании подпора стоки могут попасть в здание обратным током по трубопроводу только в случае нарушения указанных выше требований нормативно-технических документов, то есть только в случае ненадлежащего содержания внутренней канализационной сети, которое проявляется в несоблюдении со стороны (управляющей либо обслуживающей организации) установленных требований к герметичности (открыты ревизии, стыки соединения труб негерметичны, трубопроводы недостаточно жестко закреплены, отсутствует автоматизированная запорная арматура и т.д.).

Кроме того, следует также учитывать и тот факт, что при таянии снега или проливных дождях, в случае нарушения установленных требований герметичности к ограждающим несущим конструкциям многоквартирного дома (фундаментам, стенам подвалов), отсутствии гидроизоляции, воды также поступают в подвалы.

При проведении проверки в апреле 2021 года совместно с прокуратурой г. Нижнего Тагила в отношении многоквартирных домов по адресам, указанным в исковом заявлении, на момент проверки были выявлены нарушения требований к герметичности внутридомовой системы канализации, а также нарушения требований к гидроизоляции фундаментов и подвалов. Позиция ООО «Водоканал-НТ» с указанием выявленных на момент проведения проверки нарушений была изложена в пояснениях главного диспетчера ООО «Водоканал-НТ» от 14.04.2021 в прокуратуру Свердловской области.

Учитывая, что при проведении проверки в апреле 2021 года акты не составлялись, ООО «Водоканал-НТ» было проведено повторное обследование подвальных помещений многоквартирных домов по данным адресам с участием работников управляющих (обслуживающих) организаций, повторно обнаружены следующие нарушения: <адрес>, - нарушения требований п. 4.1.9. ПиН ТЭЖФ, п. 5.8.2. ПиН ТЭЖФ п. 8.3.26 СП 30.13330.2016. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий СНиП 2.04.01-85*, требований п. 1 разд. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290; <адрес>, нарушения п. 4.1.9 ПиН ТЭЖФ, п. 5.8.2 ПиН ТЭЖФ, п. 8.3.26 "СП 30.13330.2016. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*".

На момент проверок, проводимых в апреле 2021 г. и в июле 2021 г., все колодцы канализации на сети водоотведения, обслуживаемой ООО «Водоканал-НТ», были пустые, работали в лоток, то есть централизованная сеть водоотведения работала исправно.

По всем адресам, указанным в иске, в материалы дела не представлены доказательства о том, проводилась ли проверка исполнения управляющими (обслуживающими) организациями помимо соблюдения требований к герметичности, также проведение периодических осмотров. Для их регистрации ведутся журналы осмотров и составляются акты; выполнение профилактических работ по прочистке внутридомовой канализационной сети; проведение планово-предупредительных ремонтов, в том числе внутридомовой канализационной сети; при обнаружении конструктивных дефектов - оперативная замена ненадежных участков трубопроводов.

В отношении сроков исполнения заявок на устранение подпоров в наружных сетях канализации ответчик указал, что согласно п.3.2.43. "МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" авариями на канализационной сети считаются внезапные разрушения труб и сооружений или их закупорка с прекращением отведения сточных вод и изливом их на территорию. Подпор на сети канализации, то есть подъем сточных вод до уровня земли, что соответствует уровню колодца (подпор), без излива сточных вод на территорию, аварией не является, в связи с чем сроки для устранения подпоров на сетях наружной канализации нормативно-технически не урегулированы. Ответчик полагает, что отсутствие в действующем законодательстве сроков для устранения подпоров на наружных сетях водоотведения обусловлено следующим.

Причиной подпора на сети канализации может являться не только засор, но и перегруз системы водоотведения вследствие паводка, проливных дождей, а также в часы пикового водоразбора и пользования централизованными системами водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, при поступлении заявки в организацию водопроводно-канализационного хозяйства невозможно достоверно определить, что именно повлекло образование подпора на сети канализации, в связи с чем причина подпора устанавливается работниками водоканала при выезде на место. Если причиной является засор, то ответчиком выполняются мероприятия по его устранению и заявка снимается с контроля после того, как канализация начинает работать в лоток (т.е. стоки текут по лотку). Если имеет место аварийная ситуация (т.е. выход стоков из колодца на территорию), - она устраняется немедленно. Если причиной подпора является перегруз централизованной системы водоотведения вследствие «пиковых нагрузок», в т.ч. погодных явлений (паводок, проливные дожди), - заявка остается на контроле с регулярным обследованием сети с целью недопущения (предотвращения) аварийной ситуации.

При этом перегруз сети является штатной ситуацией, возникающей в часы «пиковых» нагрузок на систему водоотведения, в паводок или в период сильных дождей, т.к. проектные параметры централизованной системы водоотведения, предназначенной для отвода хозбытовых сточных вод от объектов жилой застройки и иных объектов, не предусматривают возможность сброса ливневых, талых и т.п. вод в хозбытовую канализацию. Переданная в аренду обществу централизованная система водоотведения является хозбытовой (что указано в п. 1.1, раздела 1 Приложения № 4, утвержденного Постановлением Администрации г.Нижнего Тагила от 05.04.2011 № 940-ПА "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Нижний Тагил до 2030 года") и не предназначена для пропуска ливневых стоков, дождевых, талых, паводковых и т.п. вод. Вместе с тем, согласно справке по объему сточных вод за период с января по июнь 2021 г. объем неучтенных стоков, поступивших на очистку на Западную систему очистных сооружений г. Нижнего Тагила через хозбытовую централизованную систему водоотведения, переданную в аренду ООО «Водоканал-НТ», составил за указанный период суммарно 5129735,605 куб.м., что подтверждает поступление в централизованную систему водоотведения объема сточных вод (ливневых стоков, дождевых, талых, паводковых и т.п. вод), не предназначенных к сбросу в указанную систему, что влечет перегруз централизованной системы водоотведения и как следствие, возникновение подпоров на сетях водоотведения.

Истцом не доказан факт неисполнения ООО «Водоканал-НТ» своих обязательств по обеспечению водоотведения на территории муниципального образования город Нижний Тагил, разрушения сетей водоотведения в результате бездействия ООО «Водоканал-НТ».

Наружные сети водоотведения к многоквартирным домам, указанным в исковом заявлении, переданы ООО «Водоканал-НТ» в аренду по договорам аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Водоканал-НТ» считает, что стороны надлежащим образом исполняют принятые на себя обязательства: сети водоотведения используются исключительно по прямому назначению, оказание услуг водоотведения осуществляется согласно требованиям действующего законодательства, объекты аренды поддерживаются в исправном состоянии, производятся текущие и капитальные ремонты, уплачивается арендная плата в установленном порядке.

Ежегодно общество согласует с собственником имущества программу капитальных ремонтов, по результатам которой ответчик отчитывается перед собственником имущества. Так, в 2020 году по объектам водоотведения были выполнены капитальные ремонты на общую сумму 53 985 957,13 руб., реализовано мероприятие по инвестиционной программе на сумму 10 607 846 руб.

Несмотря на то, что проведение реконструкции, нового строительства объектов водоотведения не входит в обязательства ООО «Водоканал-НТ», Общество по результатам процедуры закупки заключило договор -к от ДД.ММ.ГГГГ с АО «МАЙ ПРОЕКТ» (<адрес>) на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Реконструкция Западной системы очистных сооружений Свердловской области» (далее также ЗСОС). Цель выполнения проектно-изыскательских работ: обеспечение требований к качеству очистки стоков и их осадков на основе наилучших доступных технологий (согласно ИТС10-2019), повышение надежности работы ЗСОС за счет внедрения программно-технических средств/комплексов (ПТС/ПТК), применение энергоэффективного оборудования. Общая стоимость работ составляет 90 510 000 руб. Также ООО «Водоканал-НТ» провело технический аудит для определения технического состояния оборудования, зданий и сооружений Западной системы очистных сооружений по договору -к от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с АО «МАЙ ПРОЕКТ», затраты на аудит составили 1200000 руб. Указанные выше закупки находятся в общем доступе в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (извещения , ).

Таким образом, общество считает, что в полном объеме выполняет принятые на себя обязательства по договорам, а также принимает все возможные меры для поддержания системы водоотведения в исправном состоянии и обеспечения надлежащего водоотведения в г.Н.Тагил.

Ответчик полагает, что изложенные в исковом заявлении выводы прокурора основаны на позиции управляющих (обслуживающих) организаций, которые являются заинтересованными лицами, а также на статьях работников средств массовой информации, которые не являются специалистами в сфере водоснабжения и водоотведения и не обладают специальными познаниями в данной сфере.

Учитывая вышеизложенное, выводы о необеспечении ООО «Водоканал-НТ» надлежащего водоотведения в г. Нижнем Тагиле, о разрушении системы водоотведения вследствие бездействия Общества, о бездействии Администрации г. Нижнего Тагила по надлежащей организации водоотведения на территории г. Нижнего Тагила, об отсутствии контроля за состоянием и сохранностью переданного в аренду муниципального имущества, по мнению общества, не обоснованы и не подтверждены доказательствами. Таким образом, требования истца являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В дополнительных возражениях, представленных в суд 29.07.2021, ООО «Водоканал-НТ» указал, что в иске утверждается, что в Департамент госжилстройнадзора Свердловской области (ТО контроля и надзора №2) поступило 853 обращения на затопление подвальных помещений, некачественное предоставление коммунальной услуги водоотведения, несвоевременное выполнение заявок на прочистку дворовой канализации со стороны ООО «Водоканал-НТ». Однако в справке не указывается, по результатам скольких из 853 обращений было проведено разбирательство и установлено и доказаны виновные действия либо бездействие ООО «Водоканал-НТ», непонятно, сколько из них поступило в отношении управляющих компаний как исполнителя коммунальных услуг. Ответчик считает, что сам по себе факт поступления упомянутых выше обращений не доказывает бездействие ответчика, непринятие им каких-либо мер, причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и нарушением каких-либо прав и законных интересов лиц, т.к. каждое обращение подлежит рассмотрению, и обстоятельства, которые указываются в обращении, должны быть установлены и подтверждены.

Кроме того, за период с сентября 2020 г. по текущий период 2021 г. в ООО «Водоканал-НТ» поступило 17 писем от ТО контроля и надзора №2 Департамента госжилстройнадзора Свердловской области, рассмотренные обществом в установленные порядке и сроки, а по результатам рассмотрения некоторых из них было установлено, что подпоры на сетях были вызваны обстоятельствами, не зависящими от действий либо бездействия ответчика (перегрузы на сетях водоотведения вследствие погодных условий либо действий третьих лиц), и, кроме того, несоблюдением организациями, обслуживающими внутридомовые сети водоотведения, установленных норм и правил (копии писем и ответов на них прилагаются). Учитывая, что в ООО «Водоканал-НТ» было направлено только 17 из 853 обращений, можно предположить, что остальные обращения касались вопросов неисполнения своих обязательств управляющими организациями.

Таким образом, доводы прокурора о наличии значительного числа обращений в контрольно-надзорные органы не подтверждают факт необеспечения ООО «Водоканал-НТ» водоотведения на территории муниципального образования город Нижний Тагил.

Анализ заявок, поступивших от управляющих организаций, обслуживающих многоквартирные дома, указанные в исковом заявлении, позволяет сделать вывод о том, что затопление подвальных помещений данных МКД происходит по причинам, связанным с допущенными управляющими компаниями нарушениями требований к герметичности внутридомовой системы канализации, а также с нарушениями требований к гидроизоляции фундаментов и подвалов указанных в исковом заявлении МКД, т.к. заявок от других многоквартирных домов, расположенных на той же канализационной сети в тот же период времени не поступало (схемы расположения домов, анализ заявок прилагаются).

В судебном заседании ст. помощник прокурора поддержал заявленное требование с учетом уточнения.

Представители ответчиков поддержали доводы своих возражений.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П указал, что положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения. При этом, согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения обладают полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Пунктами 1, 2 ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

При этом частью 2 статьи 41.1 вышеуказанного закона предусмотрено, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Кроме того, статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов, обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий. При этом муниципальное предприятие может быть создано, в том числе, в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена и только в форме унитарного предприятия, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (пункт 4 статьи 8 и пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Таким образом, полномочия органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения населения и водоотведения реализуется посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности по договорам аренды или по концессионным соглашениям, а также путем закрепления на соответствующем праве за муниципальными предприятиями. Выполнение возложенных полномочий по организации водоснабжения населения и водоотведения, с учетом вышеназванных положений законов, реализовано Администрацией города Нижнего Тагила путем передачи наружных сетей водоотведения к многоквартирным домам, указанным в исковом заявлении, в аренду ООО «Водоканал-НТ» по договорам аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению № 1840 от 10.03.2021, № 1563 от 10.03.2016.

В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Таким образом, ООО "Водоканал-НТ" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Указанная организация обязана, в частности, обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ). Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности. Согласно пункту 1.1.28 указанных Правил в функции организации ВКХ входят, в том числе, содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования; организация капитального и планово-предупредительных ремонтов. При этом в задачи технической эксплуатации сети входят планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5.3.7, 5.3.8 Договора аренды № 549 от 17.09.2007 арендатор обязан осуществлять текущий и капитальный ремонт арендованного недвижимого имущества, нести возникающие в связи с эксплуатацией арендованного недвижимого имущества расходы, в том числе на оплату текущего и капитального ремонта и расходуемых в процессе эксплуатации материалов, поддерживать оборудование в исправном состоянии.

Таким образом, обязанность по содержанию имущества (сетей холодного водоснабжения и водоотведения), закрепленного на праве аренды за ООО "Водоканал-НТ" возлагается на указанную организацию.

Из представленных доказательств следует, что ООО "Водоканал-НТ", эксплуатирует переданное ему имущество и осуществляет в том числе его капитальный ремонт, согласовывая программу капитальных ремонтов с владельцем имущества, реализует производственную и инвестиционную программу.

Несогласие с полнотой и эффективностью реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, само по себе о наличии признаков бездействия со стороны этих органов не свидетельствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие Администрации города Нижний Тагил и ООО "Водоканал-НТ" по вопросу надлежащей организации водоотведения на территории города Нижний Тагил, осуществлению контроля за состоянием и сохранностью переданного в аренду ООО «Водоканал-НТ» муниципального имущества, своевременному проведению капитального ремонта аварийных (изношенных) участков сети водоотведения отсутствует.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области к Администрации города Нижний Тагил и обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ» о признании незаконным бездействия по надлежащей организации водоотведения на территории города Нижний Тагил, осуществлению контроля за состоянием и сохранностью переданного в аренду ООО «Водоканал-НТ» муниципального имущества, своевременному проведению капитального ремонта аварийных (изношенных) участков сети водоотведения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 27 августа 2021 года.

Судья Луценко В.В.