Дело № 2-1249/2020 ~ М-1154/2020 УИД: 28RS0---02
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 июля 2020 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мальцевой З.В.,
с участием представителя истца - Свободненского городского прокурора Амурской области - Калашниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свободненского городского прокурора к Администрации Свободненского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Свободненского района Амурской области
об обязании администрации Свободненского района оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресам:
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- ---------;
- -----, --;
- --,
приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
-- Свободненский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц - жителей Свободненского района Амурской области, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Исковые требования истец мотивировал тем, что Свободненской городской прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ---- «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, по результатам которой установлено, что на основании распоряжения главы администрации Свободненского района от ---- на территории Свободненского района с -- окончен отопительный период.
Пункт 2 данного распоряжения рекомендует ООО «Коммунальные сети Свободненского района» приступить к подготовке подведомственных теплоснабжающих объектов к отопительному периоду --
В ходе проведения проверки установлено, что муниципальному образованию «Свободненский район» принадлежат на праве собственности котельные, расположенные по следующим адресам:
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- -----)), ----;
- -----, --;
- --.
-- с ООО «Коммунальные сети --» (далее по тексту - ООО «КССР») -- заключено концессионное соглашение -- которому последнему переданы объекты теплоснабжения, в т.ч. котельные и котельное оборудование на территории Свободненского района.
В силу п. 4.2 концессионного соглашения мероприятия, направленные на реконструкцию (модернизацию) объекта соглашения, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства ЖКХ Амурской области от ---- утверждена инвестиционная программа ООО «КССР» на -- в сфере теплоснабжения Свободненского района Амурской области.
При этом затраты на установку приборов учета на котельных Свободненского района концессионным соглашением и инвестиционной программой не предусмотрены.
Дальневосточным управлением Ростехнадзора в -- проверка готовности муниципального образования «Свободненский район» к отопительному периоду -- в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии.
-- г. основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию «Свободненский район» паспорта готовности явилось, в том числе, и отсутствие приборов учета на котельных.
Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду, и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению соответствующего качества.
В ходе проведения проверки установлено, что отделом жизнеобеспечения администрации Свободненского района -- заключен муниципальный контракт ---- на выполнение работ по установке приборов учета тепловой энергии на муниципальных котельных Свободненского района Амурской области.
В рамках указанного контракта предусматривается установка приборов учета тепловой энергии на котельных, расположенных по адресам:
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- ----), --;
- ------;
- --; --;
- -----
И в рамках названного контракта не предусмотрена установка приборов учета тепловой энергии на котельных (поименованных в настоящем исковом заявлении), расположенных по адресам:
- --, --, --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- -----------, --
- --;
- --.
Отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Невыполнение администрацией Свободненского района обязанностей по организации теплоснабжения населения в соответствии с требованиями законодательства, затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, поскольку способно привести к нарушению бесперебойного и качественного теплоснабжения, как необходимого условия жизнедеятельности населения.
Просит суд:
обязать администрацию Свободненского района оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресам:
- --, ----;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- -----------, (--
- --;
- --.
приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Свободненского городского прокурора Калашникова А.С. на иске настаивает.
Представитель ответчика – администрации Свободненского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен. Направил в суд письменный отзыв.
Представители третьих лиц – ООО «Коммунальные сети Свободненского района», Отдела жизнеобеспечения администрации Свободненского района - о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 56, ч.1 ст. 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суд распределял между сторонами бремя доказывания, и рассмотрел дело по имеющимся в нём доказательствам и заявленным истцом требованиям.
Рассматривая требования истца обязать ответчика обеспечить заявленные в иске котельные приборами учета тепловой энергии – суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.02.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу с. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В пункте 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) указано, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В силу п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится, в т.ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
На основании ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ следует, что до 01.01.2011 г. собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона №190-ФЗ владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 13 Федерального закона №261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До -- собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Исключение составляют ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до --, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В целях определения порядка оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, приказом Минэнерго России от ---- утверждены Правила оценки к отопительному периоду.
В соответствии с п. 2 Правил -- проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В п. 10 Правил -- предусмотрены пресекательные сроки получения паспортов готовности:
- не позднее -- - для потребителей тепловой энергии;
- не позднее -- для теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
- не позднее -- - для муниципальных образований.
Судом установлено, что котельные, расположенные по адресу:
- --, --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- -------, (--
- --;
- --.
принадлежат на праве собственности администрации Свободненского района Амурской области.
Данные обстоятельства признаются и не оспариваются ответчиком, подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права на котельные.
На основании концессионного соглашения -- от -- указанная котельная передана администрацией Свободненского района для осуществления деятельности по теплоснабжению ООО «Коммунальные сети Свободненского района».
Установка приборов учета тепловой энергии не входит в перечень мероприятий по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, являющимся приложением -- к концессионному соглашению -- от --
В связи с этим, суд соглашается с доводами истца о том, что бремя содержания указанных котельных лежит на администрации Свободненского района.
В -- Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена проверка готовности к отопительному -- муниципального образования Свободненский район, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии. Основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию Свободненский район паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного коммерческого учета потребляемой теплоэнергии – отсутствие приборов учета на котельных.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, указанные в иске котельные обеспечивают услугами по теплоснабжению неопределенный круг лиц, в том числе многоквартирные дома, социальные объекты.
Суд соглашается с доводом прокурора о том, что отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а кроме того препятствует своевременной подготовке к отопительному периоду 2020-2021 гг. и получению паспорта готовности муниципального образования, который является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставления услуг по теплоснабжению надлежащего качества.
С учетом изложенного требования Свободненского городского прокурора об обязании ответчика оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу:
- --, --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- ----, --, (--));
- --;
- --.
приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование истца возложить на ответчика обязанность обеспечить введение приборов учёта электроэнергии в эксплуатацию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу – суд приходит к следующему.
Суд учитывает период действия правовых норм, на которых прокурор основывает свои исковые требования об обязании оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию. Проведение предшествующего отопительного -- в отсутствие данных приборов и паспорта готовности муниципального образования к общительному периоду. Обращение прокурора в суд с настоящим иском лишь во втором полугодии текущего года. Необходимость финансового обеспечения исполнения возложенных на органы местного самоуправления полномочий, являющихся предметом настоящего спора, с учётом существующей правовой регламентации бюджетного процесса и процедур муниципальных размещения заказов.
Суд полагает разумным и не противоречащим общим целям правосудия срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Обязать администрацию Свободненского района оборудовать муниципальные котельные, расположенные по адресу:
- --, --, --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- --;
- ---------, (--));
- --;
- --.
приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 05 августа 2020 года.
Председательствующий судья: О.Ю. Осокина