Дело № 2-1249/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2013 года <адрес>
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кондрашова М.С., при секретаре Присич Ж.В., с участием помощника Благовещенского межрайонного прокурора Родионовой И.З., представителя ответчика Администрации Муниципального района Благовещенский район РБ ФИО1 (доверенность № от25.09.2013г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о возложении обязанности по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые лесами на территории сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный прокурор РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации сельского поселения Старонадеждинский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Старонадеждинский сельсовет МР <адрес> РБ, выразившееся в не принятии мер по постановке на учет бесхозного недвижимого имущества – лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду. Обязать совместно с ГБУ РФ «Уфимское лесничество» произвести инвентаризацию бесхозных лесов, с указанием наименования и площади бесхозных лесных участков, решение суда исполнить в течение двух месяцев со дня принятия решения.
В обоснование заявления указано, что Благовещенской межрайонной прокуратурой РБ проведена проверка исполнения законодательства о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах на территории сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения имеются лесные участки, которые не относятся в государственному лесному фонду, в государственной и муниципальной собственности не состоят. Администрацией сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по установлению балансодержателя лесных участков, в регистрационный орган заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов не направлено. В настоящее время лесной фонд на балансе ни у одной организации, в том числе, администрации сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ не состоит. В связи с отсутствием балансодержателя на указанные лесные участки не составлен план тушения пожаров, не составлен проект освоения лесов, не представляется возможным определить ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности в лесах. Таким образом, в результате бездействия администрации сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ по принятию на свой баланс бесхозных лесов, до настоящего времени не определен собственник, ответственный за противопожарное состояние лесов.
18 ноября 2013г. в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального района <адрес> РБ, в качестве третьих лиц Министерство лесного хозяйства РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Комитет по управлению собственностью муниципального района <адрес> РБ, ООО «Успех» (л.д. 19)
Определением суда 05.12.2013г. из числа ответчиков исключена и привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрация сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района <адрес>.
В судебном заседании помощник Благовещенского межрайонного прокурора Родионова И.З. в результате уточнений, изменила исковые требования по указанным в иске основаниям. Просила: обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ принять меры по инициированию путем подачи заявления в органы государственной власти Республики Башкортостан процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые лесами на территории сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ в срок до 01 сентября 2014 года.
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО1 исковые требования прокурора не признала, пояснила, что, истец предъявляя указанные требования не обосновывает возложение данной обязанности на орган местного самоуправления законом, ни какой конкретной нормы права, указывающей на обязанность по инициировании процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, нет. Истцом не указан конкретный уполномоченный государственный орган по принятию подобных заявлений. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц: ГБУ РФ «Уфимское лесничество», Министерство лесного хозяйства РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Комитет по управлению собственностью муниципального района <адрес> РБ в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, возражений по существу исковых требований не представили.
Представители третьих лиц: Администрации сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, ООО «Успех» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение оставили на усмотрение суда.
В силу ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст.16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 10 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля (пункт29).
В силу ч.1 ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
26 августа 2013<адрес> межрайонным прокурором РБ в адрес главы администрации сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования ( л.д.5).
Из ответа на представление и ответа на запрос следует, что провести инвентаризацию бесхозных лесных участков с указанием наименований и площади бесхозных лесных участков, расположенных на территории сельского поселения Старонадеждинский сельсовет МР <адрес> РБ нет возможности из-за отсутствия финансов в бюджете. В Муниципальной собственности администрации сельского поселения Старонадеждинский сельсовет лесов нет, все леса находятся в государственной собственности Российской Федерации ( л.д.5,7).
В силу ст.92, 93 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ст.1,п.6 ст.15, п.8 ст.15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Обязанность органа местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из ч.2 ст.70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (п.10 ст.3 Федерального закона N 137-ФЗ).
Оценив вышеизложенные положения лесного и земельного законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Благовещенского межрайонного прокурора РБ, поскольку именно орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение такими земельными участками, в том числе, на принятие мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в отношении них.
Довод ответчика о том, что истцом не указан конкретный орган государственной власти, не состоятелен, поскольку исполнительный орган государственной власти определен законом.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности совершить действия, направленные на разграничение права государственной собственности на занятые лесами земельные участки, суд приходит к выводу о том, что для исполнения указанной обязанности ответчику следует предоставить разумный срок, указанный истцом, до 1 сентября 2014 года.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о возложении обязанности по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые лесами на территории сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ принять меры по инициированию путем подачи заявления в органы государственной власти Республики Башкортостан процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые лесами на территории сельского поселения Старонадеждинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, в срок до 01 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.
Судья: М.С. Кондрашов