ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-124/14 от 20.01.2014 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-124/14 20 января 2014 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

судьи Бачигиной И.Г.,

при секретаре Михайловой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к Балтийской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы об обязании заключить срочный служебный контракт,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Балтийской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – Балтийская таможня), при этом просил обязать ответчика заключить с ним срочный служебный контракт сроком на один год и предоставить ему иную должность в соответствии с приказом от 24 апреля 2013 года ФТС России № 811 об утверждении Плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ. (л.д. 3)

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец, в лице представителя ФИО2 (л.д. 13) уточнил исковые требования и просил обязать ответчика заключить с истцом срочный служебный контракт в соответствии с приказом от 24 апреля 2013 года ФТС России № 811 об утверждении Плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ. (л.д. 58)

В обоснование исковых требований истец указал, что он проходил службу в Балтийской таможне по срочному контракту в должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля (далее – ОТО и ТК) таможенного поста Лесной порт.

ДД.ММ.ГГГГ срок действия контракта истек, и он был уволен в соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Однако, с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по которому он подлежал ротации. О процедуре ротации он был уведомлен работодателем и дал свое согласие на замещение иной должности.

24 апреля 2013 года ФТС России был издан приказ № 811 об утверждении Плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ, в который он был внесен как служащий, подлежащий ротации, в связи с чем полагает, что ответчик обязан был заключить с ним контракт и предложить ему иную должность.

Представитель истца – ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.

Представитель ответчика – ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 19-21)

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФИО1 на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации замещал должность заместителя начальника ОТО и ТК таможенного поста Лесной порт Балтийской таможни с ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия служебного контракта – 1 год. (л.д. 23-26)

Приказом Балтийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-к истец был освобожден от замещаемой должности и уволен ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации, в связи с истечением срока действия срочного трудового контракта. Служебный контракт расторгнут. (л.д. 57)

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Государственная гражданская служба Российской Федерации, представляет собой особый вид профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от 17.03.2004 N 2, исходя из статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

По смыслу статей 13, 16, 17, 23, 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление на государственную гражданскую службу граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта, заключаемого в письменной форме между гражданином и представителем нанимателя на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок. Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая срочный служебный контракт об исполнении обязанностей гражданской службы, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока он будет освобожден от занимаемой должности (уволен).

Статьей 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ предусмотрены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, в том числе как самостоятельное основание - истечение срока действия срочного служебного контракта.

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Факт законности увольнения ФИО1 не оспаривается.

Порядок заключения служебного контракта с гражданским служащим установлен ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, согласно п.1 которой основанием заключения служебного контракта является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

При этом продление срока действия служебного контракта либо заключение контракта на иной срок является правом работодателя, а не его обязанностью, так как в соответствии с ч.4 ст. 35 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Таким образом, для заключения служебного контракта требуется волеизъявление на заключение контракта не только со стороны гражданина, но и со стороны представителя нанимателя.

Учитывая изложенное, правовые основания для возложения обязанности на Балтийскую таможню по заключению срочного служебного контракта у суда отсутствуют.

Требования истца об обязании заключить с ним срочный служебный контракт в соответствии с приказом от 24 апреля 2013 года ФТС России № 811 об утверждении Плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ не основаны на законе.

Существенные условия служебного контракта перечислены в ст. 24 указанного Федерального закона, в часть третью которого Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, введен пункт 10, согласно которому существенным условием, подлежащим внесению в контракт является нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

Служебный контракт с ФИО1 был заключен в соответствии с приказом Балтийской таможни -к от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения изменений в Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, следовательно, данное положение отсутствовало в служебном контракте и может быть включено в него только путем заключения дополнительного соглашения к срочному служебному контракту либо при заключении нового служебного контракта.

Обязанность заключить с государственным служащим дополнительное соглашение к служебному контракту по истечении срока его действия с включением в служебный контракт положения о ротации либо заключить до истечения срока действия служебный контракт на иных условиях законом на представителя нанимателя не возложена.

Частью 2 ст. 60 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ установлено, что ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы.

Порядок проведения ротации определен ст. 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, согласно которой ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром. В указанный перечень включаются должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, проведение ротации предусматривает определенный подготовительный период, связанный с утверждением должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация, а также составлением плана проведения ротации.

Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации утвержден приказом ФТС России от 14.11.2012 года № 2315, зарегистрированным в Минюсте России 25.01.2013 года за № 26714 и введен в действие с 12.02.2013 года.

План проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации утвержден приказом ФТС России № 811 от 24.04.2013 года. (л.д. 28-30, 37)

Сам по себе факт включения занимаемой истцом должности в План проведения ротации и указание в плане фамилии истца не порождают для ответчика обязанности заключить с истцом срочный служебный контракт.

Вышеуказанным планом установлен срок заключения служебного контракта на период ротации по занимаемой истцом должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 30)

Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ранее действующий служебный контракт с истцом уже был расторгнут, соглашение между сторонами о заключении нового служебного контракта или дополнительного соглашения к нему достигнуто не было.

Факт направления ФИО1 представителем нанимателя уведомления об изменении существенных условий служебного контракта является исполнением требований Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, а не обязанностью представителя нанимателя заключать с гражданским служащим служебный контракт на иных условиях и по иной должности.

Кроме того, из буквального толкования положений ст. 60.1, п.5 ст. 35, ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ следует, что назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации либо его увольнение по основанию отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта возможно при отнесении занимаемой должности к должности, подлежащей замещению в порядке ротации, наличии данного условия в служебном контракте, заключенном на период ротации.

Учитывая, что с ФИО1 был заключен служебный контракт на определенный срок, срок действия которого истец до начала периода ротации, служебный контракт на период ротации не заключался, соглашение о продлении срока действия срочного служебного контракта либо о заключении контракта на новый срок между сторонами не достигнуто, суд полагает исковые требования ФИО1 о заключении с ним срочного служебного контракта в соответствии с приказом от 24 апреля 2013 года ФТС России № 811 об утверждении Плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ подлежащими отклонению в полном объеме, как не основанные на законе.

При этом суд отмечает, что ФИО1 не лишен возможности при наличии вакансий обратиться к ответчику с заявлением о заключении с ним служебного контракта на общих основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 55, 56, 57, 59, 60, 67, 88, 103, 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Балтийской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы об обязании заключить срочный служебный контракт ОТКАЗАТЬ в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

СУДЬЯ