ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-124/19 от 06.08.2019 Троицко-печорского районного суда (Республика Коми)

дело №2-124/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2019 года пгт.Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Чулкова Р.В.,

при секретаре Задорожной О.А.,

с участием истца Одинцова А.В.,

ответчика Кондрашова С.В., представителя ответчика Волковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцова А.В. к главе городского поселения «Троицко-Печорск» Кондрашову С.В., администрации городского поселения «Троицко-Печорск» о признании незаконным и отмене штатного расписания и.о. руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск» от 09.01.2019, взыскании разницы в заработной плате,

установил:

Одинцов А.В. обратился изначально в суд с иском к главе городского поселения «Троицко-Печорск» Кондрашову С.В. о признании незаконным и отмене штатного расписания и.о. руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск» от 09.01.2019, взыскании разницы в заработной плате. В обоснование заявленных требований указал, что 12.10.2018 между ним и ответчиком заключен контракт (трудовой договор), согласно которому истец принял на себя обязательства исполнять обязанности руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» и по настоящее время исполняет данные обязанности, поскольку новый руководитель на постоянной основе не избран. В соответствии с пп.1 п.11 раздела 4 контракта был установлен должностной оклад <данные изъяты> рублей в месяц. В соответствии с п.17 раздела 7 контракта при изменении представителем нанимателя условий служебного контракта исполняющий обязанности уведомляется об этом в письменной форме не позднее, чем за 2 месяца до их изменения. 09.01.2019 глава ГП «Троицко-Печорск» утвердил с 01.01.2019 новое штатное расписание истца с должностным окладом <данные изъяты> рублей. В нарушение положений контракта, ст.72, 74 Трудового кодекса РФ, работодатель не предупредил истца в письменной форме об изменениях размера оплаты труда в сторону уменьшения. С учетом уточнений исковых требований, в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просит суд признать незаконным и отменить штатное расписание и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» от 09.01.2019 с должностным окладом <данные изъяты> рублей. Взыскать разницу в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы с 01.01.2019 по июль 2019 в сумме <данные изъяты> рублей.

Определением суда от 12.07.2019 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация ГП «Троицко-Печорск».

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании ответчик – глава ГП «Троицко-Печорск» Кондрашов С.В. с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать. Пояснил, что на момент заключения с истцом контракта должностные оклады в администрации ГП «Троицко-Печорск» были установлены на основании решения Совета ГП «Троицко-Печорск» от 19.06.2018, оклад истца составлял <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, решением Совета от 04.10.2018 с 12.12.2018 устанавливались новые оклады работников администрации, оклад истца составил <данные изъяты> рублей. Основанием к снижению должностных окладов послужило постановление Правительства РК от 09.11.2012 №480 «О нормативе формирования в РК расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления». Отмечает, что истец был осведомлен о принятом Советом решении 04.10.2018, поскольку лично присутствовал на заседании, где был представлен в качестве кандидатуры на пост и.о.руководителя администрации. Оспариваемое истцом штатное расписание было подготовлено сотрудниками администрации ГП «Троицко-Печорск», а он лишь утвердил его. Помимо этого, считает, что все изменения, вносимые в заключенный с истцом контракт, должны подготавливаться администрацией ГП «Троицко-Печорск», поскольку администрация является исполнительно-распорядительным органом, реализующим решения Совета. Кроме того, истец, как и.о.руководителя администрации, подписал дополнительные соглашения с муниципальными служащими администрации, касающиеся изменений должностных окладов, основанием к чему явилось решение Совета от 04.10.2018.

В судебном заседании представитель соответчика – администрации ГП «Троицко-Печорск» Волкова О.Н., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, поддержав позицию ответчика. Указала, что согласно ст.31 Устава МО ГП «Троицко-Печорск» и заключенного с истцом контракта, должностные оклады муниципальных служащих устанавливаются муниципальными правовыми актами. Администрация, как распорядительный орган, обязана исполнять решения Совета. Подтвердила, что сотрудники администрации сами составляют штатные расписания и ознакамливают с ним.

Выслушав мнения участвующих в деле лиц, показания допрошенных свидетелей, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 21.09.2018 главой ГП «Троицко-Печорск» избран Кондрашов С.В.

Решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» назначен Одинцов А.В., главе ГП «Троицко-Печорск» поручено заключить срочный трудовой договор на условиях контракта, утвержденного решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 21.06.2014 с изменениями от 25.12.2017.

12 октября 2018 между главой ГП «Троицко-Печорск» Кондрашовым С.В. как представителем нанимателя и Одинцовым А.В., назначенным на должность и.о. руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 заключен контракт (трудовой договор), из условий которого следует, что и.о. руководителя назначается на должность со дня назначения вновь избранного руководителя администрации и приступает к исполнению обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ; и.о. руководителя является муниципальным служащим высшей категории по должности муниципальной службы, возглавляет администрацию ГП «Троицко-Печорск» на принципах единоначалия, самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции; в своей деятельности и.о.руководитель по решению вопросов местного значения муниципального образования подконтролен Совету муниципального образования. Представитель нанимателя вправе реализовывать права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством РК. И.о.руководителя администрации имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и данным контрактом. И.о. руководителя администрации обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РК, муниципальные правовые акты МО ГП «Троицко-Печорск» и обеспечивать их исполнение. Оплата труда и.о. руководителя производится в виде денежного содержания, которое состоит из в т.ч. должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере <данные изъяты> рублей в месяц. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми Советом ГП «Троицко-Печорск» в соответствии с законодательством РФ и законодательством РК. При изменении представителем нанимателя условий настоящего служебного контракта и.о.руководителя уведомляется об этом в письменной форме не позднее, чем за 2 месяца до их изменения. Изменения и дополнения, вносимые в настоящий контракт, оформляются в виде письменных дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта.

ДД.ММ.ГГГГ главой ГП «Троицко-Печорск» с 01.01.2019 утверждено штатное расписание и.о.руководителя администрации Одинцова А.В., которым должностной оклад установлен в размере <данные изъяты> рублей.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований по следующим основаниям.

Решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 19.06.2018 установлены размеры должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления. В соответствии с данным муниципальным правовым актом нанимателем для муниципального служащего является МО ГП «Троицко-Печорск», от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) – в отношении руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» - глава ГП «Троицко-Печорск» - председатель Совета ГП «Троицко-Печорск». Руководителю был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 установлены размеры должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления. Руководителю устанавливался должностной оклад в размере 6630 рублей. Указанное решение вступило в силу с 12.12.2018.

Принятым 09.11.2012 постановлением Правительства РК (в редакции, действовавшей в 2018-2019 годах) «О нормативах формирования в РК расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы» в отношении глав (руководителей) местной администрации с численностью населения от 2000 до 7000 человек установлен размер должностного оклада 6630 рублей в месяц.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан РФ, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

В соответствии с п.2,3 ст.2 вышеназванного Федерального закона нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно п.1, 2 ст.3 Закона правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В силу положений пп.3 п.1 ст.11, п.1, 2 ст.22, пп.2 п.1 ст.23 Федерального закона муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Муниципальному служащему гарантируются право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.

На уровне Республики Коми вопросы муниципальной службы урегулированы Законом РК от 21.12.2007 -РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми».

Согласно ст.9 вышеуказанного Закона в соответствии с ч.1 с.22 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящей статьей. Определены ежемесячные и иные дополнительные выплаты в составе оплаты труда муниципального служащего: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплата которой осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством; 3-1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты и размер которых устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования; 5) материальная помощь, порядок выплаты и размер которой за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования; 6) другие выплаты, предусмотренные федеральным законодательством. К денежному содержанию муниципального служащего применяются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно Уставу МО ГП «Троицко-Печорск» структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют: Совет городского поселения – представительный орган городского поселения, глава городского поселения – высшее должностное лицо городского поселения, администрация городского поселения – исполнительно-распорядительный орган (статья 21). К полномочиям главы городского поселения отнесено подписание и обнародование в порядке, установленном Уставом, нормативно-правовых актов, принятых Советом городского поселения; организация выполнения нормативно-правовых актов Совета городского поселения в пределах своих полномочий (статья 28). Контракт с руководителем администрации городского поселения заключается главой городского поселения (статья 30).

Представленным суду протоколом №2 внеочередного заседания Совета ГП «Троицко-Печорск» от 04.10.2018 подтверждено, что на нем было принято решение об установлении перечня должностей муниципальной службы в администрации ГП «Троицко-Печорск», утверждены размеры должностных окладов, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления. Приглашенный на заседание руководитель администрации МР «Троицко-Печорский» ФИО4 пояснил, что оклады необходимо привести в соответствии с постановлением Правительства РК №480. На этом же заседании предложено назначить и.о.руководителя администрации ГП «Троицко-Печорск» Одинцова А.В., который представил свою кандидатуру депутатам Совета, пообщался и ответил на вопросы.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 суду показал, что является депутатом Совета городского поселения и по совместительству секретарем. 04.10.2018 он присутствовал на заседании Совета, где принималось решение по должностным окладам муниципальных служащих администрации ГП, поскольку их размеры противоречили размерам, установленным постановлением Правительства РК №480. Подтвердил присутствие на заседании истца, чья кандидатура была выдвинута на должность и.о.руководителя администрации.

Свидетель ФИО6 суду показала, что в феврале 2019 ею, как председателем контрольно-счетной палаты, была проведена проверка администрации ГП «Троицко-Печорск» за 2016-2018 годы. Согласно действующему постановлению Правительства РК №480 размер должностного оклада руководителя администрации применительно к пгт.Троицко-Печорск должен составлять <данные изъяты> рублей, в то время как фактически он составлял <данные изъяты> рублей. До 04.10.2018 должностные оклады муниципальных служащих были установлены на основании ст.136 Бюджетного кодекса РФ. Отметила, что с каждым муниципальным служащим, которым решением Совета от 04.10.2018 изменены должностные оклады истцом, как и.о.руководителя подписаны и заключены дополнительные соглашения. Штатное расписание администрации готовится сотрудниками администрации и утверждается. По мнению свидетеля, отдельного штатного расписания и.о.руководителя администрации быть не должно, утверждаться главой ГП «Троицко-Печорск» оно также не должно.

Таким образом, полномочиями на установление должностных окладов муниципальным служащим, к каковым относится должность истца, обладает Совет городского поселения «Троицко-Печорск». До заключения с истцом контракта, оклад по его должности был установлен, как отмечалось выше, в соответствии с решением Совета от 19.06.2018. Принятое Советом 04.10.2018 решение об установлении должностных окладов муниципальных служащих, снизило размер оклада истца, при этом, действие данного решения установлено с 12.12.2018.

Нарушений требований трудового законодательства, о которых указывается истцом в заявлении, суд не усматривает.

Так, в соответствии со ст.57 Трудового кодека РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Согласно ст.72 Трудового кодекса РФ, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Статьей 74 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что дополнительное соглашение к контракту, предусматривающее изменение должностного оклада истца в сторону его уменьшения, сторонами до настоящего времени не оформлено. Вместе с тем, анализ Устава МО ГП «Троицко-Печорск» и нормативно-правовых актов, регламентирующих прохождение муниципальной службы, свидетельствует о том, что именно на истце, как и.о.руководителя и высшем должностном лице администрации, на которую возложены обязанности по реализации решений Совета ГП, в т.ч. принятых 04.10.2018, лежала обязанность контроля за оформлением должностными лицами, ответственными в администрации за подготовку дополнительных соглашений к заключенным контрактам с муниципальными служащими, чего Одинцовым А.В. сделано не было. При этом, действующее законодательство, не предусматривает возложение данной обязанности на нанимателя по заключенному с истцом контракту.

Кроме того, вопреки доводам истца, об изменении должностных окладов ему было известно задолго до утверждения 09.01.2019 его штатного расписания, поскольку Одинцов А.В. принимал участие в заседании Совета ГП 04.10.2018, на котором принималось решение об утверждении новых должностных окладов муниципальных служащих. Таким образом, доводы истца о том, что он не был своевременно, не менее чем за 2 месяца, осведомлен о вносимых изменениях в контракт в части установления должностного оклада в меньшем размере, чем это было предусмотрено при его заключении, не соответствуют действительности.

Таким образом, нарушений трудовых прав истца в части изменения размера должностного оклада в ходе рассмотрения дела судом не установлено, поскольку соответствующее решение принято уполномоченным органом, к компетенции которого отнесен данный вопрос. Отсутствие подписанного сторонами контракта дополнительного соглашения не свидетельствует о допущенных нарушениях, поскольку данное обстоятельство полностью зависит от действий самого истца, который в силу возложенных на него обязанностей должен исполнять решения Совета ГП.

При вышеуказанных и установленных в суде обстоятельствах, оснований к признанию незаконным и отмене штатного расписания и.о.руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск» от 09.01.2019, а также взыскании разницы в заработной плате не имеется.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Одинцова А.В. к главе городского поселения «Троицко-Печорск» Кондрашову С.В., администрации городского поселения «Троицко-Печорск» о признании незаконным и отмене штатного расписания и.о. руководителя администрации городского поселения «Троицко-Печорск» от 09.01.2019, взыскании разницы в заработной плате оставить без удовлетворения.

Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей 10 августа 2019.

Судья Р.В.Чулков