Дело №2-124/19
64RS0044-01-2018-004473-46
Решение
Именем Российской Федерации
14 января 2019 года г. Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,
при секретаре Головченко Ю.Н.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя третьего лица Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области ФИО3,
третьего лица ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФИО1 к Саратовскому городскому общественному фонду «Поддержка и развитие довузовского образования» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что 06 февраля 2007 года был зарегистрирован фонд Саратовский городской общественный фонд «Поддержка и развитие довузовского образования» (далее – Фонд). В настоящее время фактическая деятельность Фонда прекращена, цели Фонда, для которых он был создан, не могут быть достигнуты. Финансирование Фонда отсутствует, имущества у фонда нет. В связи с чем просит ликвидировать Фонд и исключить Саратовский городской общественный фонд «Поддержка и развитие довузовского образования» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности ФИО2, который в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в иске, указал, что в настоящее время цели фонда выполнены быть не могут ввиду отсутствия имущества необходимого для их выполнения. Отсутствуют инвестиции и какие бы то ни было возможные способы к извлечению денежных средств для продолжения деятельности Фонда. Какого либо имущества на балансе Фонда не числится. Задолженность перед Федеральным, местным бюджетом, внебюджетными учреждениям отсутствует. Задолженность перед кредиторами не числится. Деятельность фонд не осуществляет. В штате имеется один единственный сотрудник директор, что следует из расчетов по страховым взносам и сведениями о среднесписочной численности работников за 2017/2018 гг., заработная плата не начисляется. Отчислений не производится.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что является учредителем фонда, цели Фонда, для которых он был создан, не могут быть достигнуты. Финансирование Фонда отсутствует.
Третье лицо управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области направил в суд письменный отзыв. согласно которому не возражает против удовлетворения исковых требований и просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третьи лица ФИО5, ФИО6, ФИО7 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. о причинах неявки не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учетом мнения участников процесса, и положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
Согласно статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественный фонд, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (статья 10 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ).
Вопросы принудительной ликвидации общественных объединений организаций урегулированы комплексом нормативных правовых актов, в том числе и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ установлено, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей; последними могут быть среди прочего юридические лица - общественные объединения; решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании; с момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом; правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации определен период правоспособности юридического лица; установлено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ от 08 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.
В судебном заседании установлено, что Саратовский городской общественный фонд «Поддержка и развитие довузовского образования» зарегистрирован Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области 06 февраля 2007 года, за основным государственным регистрационным номером <№> по решении управления от 30 января 2007 года, учетный <№>. Организационно правовая форма при создании- общественный фонд. Организация зарегистрирована как общественное объединение. Руководителем организации является ФИО1, учредителями - ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО7
Саратовский городской общественный фонд «Поддержка и развитие довузовского образования» действует на основании Устава, утвержденного решением собрания учредителей Саратовского городского общественного фонда, для достижения целей, установленных в нем, а именно: формирование имущества и использование его на социальные, благотворительные, культурные и образовательные или иные общественно полезные цели, в том числе на оказание всесторонней поддержке Учебно-методическому центру довузовской подготовки Саратовского государственного технического университета
В настоящее время денежные средства в Фонд не поступали. Фонд не ведет свою деятельность в течение нескольких лет, о чем свидетельствует представленная бухгалтерская отчетность.
В соответствии с Уставом Фонда прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде его ликвидации.
Рещение о ликвидации Фонда вправе принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Правление Фонда принимает решение о предоставлении документов на ликвидацию фонда большинством в3/4 голосов от общего числа голосов, которыми обладают члены правления. Правление назначает ликвидационную комиссию, которая завершает всю предпринимательскую и иную деятельность фонда.
Фонд может быть ликвидирован если имущества не достаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
Как установлено при рассмотрении дела на заседании правления фонда, состоявшемся 29 октября 2018 года, было принято решение о его ликвидации и в качестве лица, уполномоченного выступить в качестве заявителя в суде для ликвидации фонда выбрана ФИО1
Истец просила принять решение о ликвидации Саратовского городского общественного фонда «Поддержка и развитие довузовского образования».
Согласно подпунктам 5 и 6 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с письмом Верховного Суда РФ от 05.02.1998 N 109-4/общ «О подведомственности дел о ликвидации общественных фондов», заинтересованными лицами могут считаться граждане и (или) юридические лица, учредившие фонд и передавшие в его собственность свое имущество путем добровольных взносов. По заявлению самого фонда он не может быть ликвидирован.
В ГК РФ и в других федеральных законах, касающихся общественных фондов, не установлен перечень заинтересованных лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда. Не предусмотрено каких-либо специальных ограничительных критериев для определения круга заинтересованных лиц, правомочных обращаться в суд с таким заявлением. Следовательно, всякое лицо, имеющее правовой интерес в ликвидации общественного фонда, может быть отнесено к числу заинтересованных лиц, которые вправе подать в суд заявление о его ликвидации. В определенных случаях созданный в соответствии с уставом общественного фонда его орган может иметь основание для подачи заявления в суд о ликвидации фонда. Дела о ликвидации общественных фондов подведомственны судам общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 2 статьи 123.20 Гражданского кодекса РФ Фонд может быть ликвидирован, если имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого, имущества нереальна.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости у Фонда отсутствуют права на недвижимое имущество. Каких-либо исполнительных производств в отношении Фонда не имеется.
Исходя из представленных документов, в том числе бухгалтерской отчетности, усматривается, что имущество фонд для осуществления его целей не имеет и вероятность получения необходимого имущества нереальна, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.
Доказательств обратному, суду представлено не было.
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда; в том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Саратовскому городскому общественному фонду «Поддержка и развитие довузовского образования» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Саратовский городской общественный фонд «Поддержка и развитие довузовского образования» и исключить Саратовский городской общественный фонд «Поддержка и развитие довузовского образования» из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) после завершения процедуры ликвидации.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Е.Ю.Галицкая