ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-124/20 от 19.08.2020 Дивеевского районного суда (Нижегородская область)

52RS0032-01-2020-000123-96

Дело № 2-124/20

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Дивеево 19 августа 2020г.

Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Беляковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Сидоровой Т.Е.,

с участием представителя истца –адвоката Суханова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Толкунова В. И. к ООО «Комиссар» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец Толкунов В.И. обратился в суд с иском к ООО «Комиссар» о защите прав потребителей.

В обоснование иска указано, что 25.10.2019г. истцом при приобретении транспортного средства был заключен кредитный договор. Кроме того, истцом 25.10.2019г. заключены договоры с ООО «Комиссар» по оказанию услуг «Стандарт» и «Семейный». Предметом указанных договоров являлось получение карты технической помощи на дороге и Сертификата При заключении кредитного договора, кредитный менеджер сообщил истцу, что заключение указанных договоров по получению карты технической помощи на дороге является обязательным условием для оформления кредита. Таким образом, истец указал, что заключение указанных дополнительных, платных услуг явилось вынужденным. В указанных услугах истец не нуждался, был введен в заблуждение. Права выбора страховой компании у истца также не имелось.

Стоимость страхового полиса «Семейный» составил 25 000 рублей. Стоимость полиса «Стандартный» составила 60 000 рублей. Указанные денежные средства, в общем размере 85 000 рублей были включены в сумму кредита.

Истец обратился к ответчику с претензией о расторжении договоров и возврате денежных средств. Однако претензия истца осталась без удовлетворения.

На основании изложенного истец с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ окончательно просил суд расторгнуть договоры «Семейный» и «Стандартный» по карте технической помощи на дороге и Сертификату , заключенные между Толкуновым В. И. и ООО «Комиссар»; взыскать с ООО «Комиссар» в пользу Толкунова В. И. страховую премию в размере 85 000 рублей, оплаченную по карте технической помощи на дороге и Сертификату ; компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф, неустойку в размере 446 250 рублей.

Истец Толкунов В.И. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направил в суд своего представителя.

Представитель истца –адвокат ФИО3 в судебном заседании исковые требования с учетом изменения в порядке ст. 39 ГПК РФ поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении.

Представитель ответчика ООО «Комиссар» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в направленном в суд заявлении просил о снижении размера неустойки и штрафа по правилам ст. 333 ГК РФ, снижении компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

С учетом мнения представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения дела, в порядке заочного судопроизводства.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон, договор может быть расторгнут по решению суда, только при существенном нарушении договора другой стороной. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

На основании ч. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в п.44 постановления от 28.06.2014 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12).

Согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон о защите прав потребителей), а также п. п. 11, 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

наименование товара;

место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

Пунктом 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

В случаях, когда иностранный изготовитель находится за пределами юрисдикции Российской Федерации и товар такого изготовителя, включенный в перечень, не сопровожден информацией о сроке службы, продавец вправе реализовывать такой товар потребителям без информации о них. В этом случае продавец должен информировать покупателя о том, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 1097) и Законом о защите прав потребителей (п. 3 ст. 14) ответственность за вред, причиненный недостатками такого товара, наступает независимо от времени его причинения.

Исходя из положений ст. 12 Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Судом установлено, что 25.10.2019г. истцом при приобретении транспортного средства был заключен кредитный договор. Кроме того, истцом 25.10.2019г. заключены договоры с ООО «Комиссар» по оказанию услуг «Стандарт» и «Семейный». Предметом указанных договоров являлось получение карты технической помощи на дороге и Сертификата .

При заключении кредитного договора, кредитный менеджер сообщил истцу, что заключение указанных договоров по получению карты технической помощи на дороге является обязательным условием для оформления кредита. Таким образом, истец указал, что заключение указанных дополнительных, платных услуг явилось вынужденным. В указанных услугах истец не нуждался, был введен в заблуждение. Права выбора страховой компании у истца также не имелось.

Стоимость страхового полиса «Семейный» составил 25 000 рублей. Стоимость полиса «Стандартный» составила 60 000 рублей. Указанные денежные средства, в общем размере 85 000 рублей были включены в сумму кредита.

Истец обратился к ответчику с претензией о расторжении договоров и возврате денежных средств. Однако претензия истца осталась без удовлетворения.

Таким образом, суд полагает, что истцу предоставлена недостоверная и противоречивая информация о товаре и его полной стоимости.

Доказательств обратного суду не представлено и судом не установлено.

Следовательно, требования истца о расторжении договоров «Семейный» и «Стандартный» по карте технической помощи на дороге и Сертификату , заключенные между Толкуновым В. И. и ООО «Комиссар подлежат удовлетворению.

Также истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере 85 000 рублей, оплаченные по договорам.

Разрешая заявленные истцом требования, суд учитывает указанные выше обстоятельства, а также материальное положение истца, полагает, что приобретенные им платные дополнительные услуги в виде получения карты технической помощи на дороге и Сертификата не являются для него предметом первой необходимости, являются дорогостоящими услугами.

Принимая во внимание, что факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя, в связи с не предоставлением полной информации об услуге и ее полной стоимости нашел свое подтверждение при рассмотрении дела, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 85 000 рублей.

Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за период с 08 февраля по ДД.ММ.ГГГГг. в размере 446 250 рублей.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Проверив расчет неустойки, суд находит его арифметически верным.

Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Таким образом, учитывая положения ст. 333 ГК РФ, заявление представителя ответчика о завышенном размере неустойки, необходимости ее снижения, суд полагает возможным взыскать с ответчика неустойку в размере 30 000 рублей.

Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Определяя размер компенсации в 3 000 рублей, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер причиненных истцу нравственных страданий, принцип разумности и справедливости.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд обязан взыскать с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. У ответчика имелась возможность урегулировать вопрос о добровольном возврате денежной суммы после получения искового заявления до вынесения решения суда.

Судом установлено, что ответчик в добровольном порядке возникший спор не разрешил, в связи с чем, с него подлежит взысканию штраф с учетом применения положений ст. 333 ГПК РФ в размере 15 000 руб.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ.

В соответствие со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика ООО «Комиссар» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета с учетом пропорционально удовлетворенных требований, согласно ст. 98 ГПК РФ в размере 3 050 рублей, в том числе в связи с удовлетворением требований неимущественного характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Толкунова В. И. к ООО «Комиссар» о защите прав потребителей- удовлетворить частично.

Расторгнуть договоры «Семейный» и «Стандартный» по карте технической помощи на дороге и Сертификату , заключенные между Толкуновым В. И. и ООО «Комиссар».

Взыскать с ООО «Комиссар» в пользу Толкунова В. И. страховую премию в размере 85 000 рублей, оплаченную по карте технической помощи на дороге и Сертификату ; компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф в размере 15 000 рублей, неустойку в размере 30 000 рублей.

Взыскать с ООО «Комиссар» в местный бюджет государственную пошлину в размере 3 050 рублей.

Ответчики вправе подать в Дивеевский районный суд Нижегородской области, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Судья Белякова Н.В.