ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-124/20 от 23.01.2020 Промышленного районного суда г. Курска (Курская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Курск 23 января 2020 года

Промышленный районный суд города Курска в составе:

председательствующего судьи Гладковой Ю.В.,

при секретаре Агутиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов,

УСТАНОВИЛ:

ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов,, свои требования мотивируя тем, что 24.03.2017г. на передвижном пункте весового контроля (ППВК 1) установленном на автомобильной дороге Курск-Касторное 14км, на участке, которым владеет учреждение на праве оперативного управления(Решение комитета по управлению имуществом Курской области от 29.10.2010г выявлено нарушение превышение осевых нагрузок транспортного средства КАМАЗ 53212, государственный регистрационный номер , принадлежащий на праве собственности ФИО1 (свидетельство о регистрации ), прицеп государственный регистрационный номер АН 8391 46, принадлежащий на праве собственности ФИО2 (свидетельство о регистрации ). На основании соглашения о взаимодействии при проведении весового и габаритного контроля автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области от 10.04.2014г. инспектором ГИБДД ФИО11 была произведена остановка вышеуказанного транспортного средства с целью осуществления весового контроля сотрудниками отдела безопасности дорожного движения Учреждения. Сотрудниками учреждения был составлен акт контрольного взвешивания №16 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 24.03.2017г. В ходе взвешивания применяются весы автомобильные ВА -20П №13-37062, которые сертифицированы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии и имеют соответствующий паспорт «ВА-П», проходят регулярную проверку. Взвешивание проводится в строгом соответствии с Руководством по эксплуатации весов автомобильных электронных портативных ВА-П. Расчет производится на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009г. №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и постановления Администрации Курской области от 26.11.2010 №563-па «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области». Кроме этого, в соответствии с п. 4 приказа Минтранса РФ от 27.04.2011г. №125 допускается расхождение весовых параметров, если они не превышают 2% в связи с чем, при взвешивании указанного автомобиля допустима нагрузка на каждую ось была увеличена на 2%. Точечный маршрут движения транспортного средства рассчитывается со слов водителя с помощью интернет сайтов Google карты или Яндекс карты. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», осевые нагрузки установлены для автодорог регионального или межмуниципального значения-10тс. Нарушение выразилось в перевозке груза с превышением допустимых нагрузок на вторую(допустимая 5,50т, фактическая-7,68т.), третью(допустимая-5,50т, фактическая-7,84т), четвертую(допустимая-5,50т,фактическя-8,09т), пятую (допустимая -5,50т, фактическая-8,26т) оси. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009г. №934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. По п.6 Правил, размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства. Применяемый в формуле и в акте коэффициент –дефлятор равен 1,736. Таким образом в Расчетном листе разового сбора №16 от 21.03.2017г. просчитана сумма размера по все осям, что составляет 170 012 рублей 00 копеек. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009г. №934 на собственника транспортного средства ФИО1 была возложен обязанность возместить ущерб, причиненный автодороге Курской области в размере <данные изъяты> В адрес ответчика была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного региональной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов от 08.08.2017г. Однако, требования претензии ответчиком не выполнены, в связи с чем был вынужден обратиться в суд.

Представитель истца Областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала, просила взыскать с ФИО1 сумму в возмещении вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или муниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 170 012 рублей. Пояснила, что на основании соглашения о взаимодействии при проведении весового и габаритного контроля автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области от 10.04.2014г. инспектором ГИБДД ФИО12 была произведена остановка транспортного средства КАМАЗ 53212, государственный регистрационный номер , с целью осуществления весового контроля сотрудниками отдела безопасности дорожного движения Учреждения. Сотрудниками учреждения был составлен акт контрольного взвешивания №16 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 24.03.2017г. В ходе взвешивания применяются весы автомобильные ВА -20П №13-37062, которые сертифицированы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии и имеют соответствующий паспорт «ВА-П», проходят регулярную проверку.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, месте, времени слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой находящейся в материалах дела. Ранее представил отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать. Считает, что истец не представил доказательств установки по пути следования транспортного средства ответчика временных дорожных знаков, запрещающих движение транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов. Кроме того, считает, что истцом не доказан факт и размер нанесенного ущерба.

Третье лицо ФИО13 в судебное заседание не явился, о дне, месте, времени слушания дела извещался надлежащим образом. Представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.98).

Третье лицо ФИО14 в судебное заседание не явился, о дне, месте, времени слушания дела извещался надлежащим образом. Сведения о надлежащем извещении в материалах дела отсутствуют, телеграмма не вручена.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, принимая во внимание письменные возражения ответчика, суд приходит к следующему.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее - Постановление Правительства «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»), Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 №125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (далее - Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125), а так же Устава, ОКУ «Комитет автодорог Курской области» наделено полномочиями по взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области (далее - автомобильные дороги Курской области), и составлению актов по результатам взвешивания транспортных средств.

Согласно пунктам 1.1., 1.6., 2.1. Устава ОКУ «Комитет автодорог Курской области» последнее создано в соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 05.03.2011 №89-ра для осуществления управления в области дорожного хозяйства Курской области. Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном и третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Курской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Курской области и осуществления на них дорожной деятельности.

Таким образом, истец как исполнительный орган государственной власти Курской области наделен полномочиями на обращение с соответствующим иском в суд общей юрисдикции.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон об автомобильных дорогах, Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ).

Из материалов дела следует, что 24.03.2017г. на передвижном пункте весового контроля (ППВК 1) установленном на автомобильной дороге Курск-Касторное 14км, на участке, которым владеет учреждение на праве оперативного управления(Решение комитета по управлению имуществом Курской области от 29.10.2010г выявлено нарушение превышение осевых нагрузок транспортного средства КАМАЗ 53212, государственный регистрационный номер , принадлежащий на праве собственности ФИО1 (свидетельство о регистрации ), прицеп государственный регистрационный номер принадлежащий на праве собственности ФИО15 (свидетельство о регистрации )(л.д.43), управлял которым ФИО16

Данные обстоятельства, также, подтверждаются протоколом 46АА от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.87), копией постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.88), актом от ДД.ММ.ГГГГ. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось(л.д.89).

Как пояснил в судебном заседании представитель истца, на основании соглашения о взаимодействии при проведении весового и габаритного контроля автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области от 10.04.2014г. инспектором ГИБДД ФИО4 была произведена остановка транспортного средства КАМАЗ 53212, государственный регистрационный номер , с целью осуществления весового контроля сотрудниками отдела безопасности дорожного движения Учреждения. Сотрудниками учреждения был составлен акт контрольного взвешивания о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 24.03.2017г. В ходе взвешивания применяются весы автомобильные ВА -20П которые сертифицированы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии и имеют соответствующий паспорт «ВА-П», проходят регулярную проверку.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ использование автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Процедура введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Российской Федерации определена Порядком осуществления временных ограничений.

Согласно частям 1, 3 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством. Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств возмещать вред, причиняемый транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов (в том числе, при превышении предельно допустимых нагрузки, установленных актом о введении ограничения.

Действующим законодательством Российской Федерации установлена обязанность грузоперевозчика получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов, которые выдаются при условии внесения платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.

Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов утвержден Приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258.

Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения (пункт 2 части 12 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 №934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

Из материалов дела следует, что нарушение ответчика выразилось в перевозке груза с превышением допустимых нагрузок на вторую(допустимая 5,50т, фактическая-7,68т.), третью(допустимая-5,50т, фактическая-7,84т), четвертую(допустимая-5,50т,фактическя-8,09т), пятую (допустимая -5,50т, фактическая-8,26т) оси. (л.д.89).

В соответствии с п. 4 приказа Минтранса РФ от 27.04.2011г. допускается расхождение весовых параметров, если они не превышают 2% в связи с чем, при взвешивании транспортного средства КАМАЗ 53212, государственный регистрационный номер , допустимая нагрузка на каждую ось была увеличена на 2%. Точечный маршрут движения транспортного средства рассчитывается со слов водителя с помощью интернет сайтов Google карты или Яндекс карты.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», осевые нагрузки установлены для автодорог регионального или межмуниципального значения-10тс.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009г. №934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. По п.6 Правил, размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства. Применяемый в формуле и в акте коэффициент –дефлятор равен 1,736.

В расчетном листе разового сбора от ДД.ММ.ГГГГ указана сумма размера ущерба, причиненного ответчиком по все осям, что составляет <данные изъяты> (л.д.42)

Учитывая Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2009г. на собственника транспортного средства ФИО1 возложена обязанность возместить ущерб, причиненный автодороге Курской области в размере <данные изъяты>

Истец направил ответчику ФИО1 претензию от 08.08.2017 за о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов в размере <данные изъяты>(л.д.44)

Однако, ФИО1 никаких мер по возмещению вреда в размере <данные изъяты> не предпринял.

Ответчик, не признавший исковые требования, в своих письменных возражениях указал, что истец не представил доказательств установки по пути следования его транспортного средства временных дорожных знаков, запрещающих движение транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов. Кроме того, считает, что истцом не доказан факт и размер нанесенного ущерба.

Однако, суд не может согласиться с доводами ответчика о непредставлении доказательств установки по пути следования его транспортного средства временных дорожных знаков, запрещающих движение транспортных средств, поскольку решением Курского районного суда Курской области от 20.06.2017г. постановление командира ОБ ДПС ГИБДДД ОМВД России по Курской области от 27.03.2017г. о признании ФИО17(водителя транспортного средства КАМАЗ 53212, государственный регистрационный номер ) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.12.21.1 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба ФИО18- без удовлетворения, где факт наличия временного знака 3.12. на автодороге Курск – Касторное был установлен. Вышеуказанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ(л.д.93-96)

Доводы ответчика о том, что истцом не доказан факт и размер нанесенного ущерба тоже не нашли своего подтверждения, поскольку опровергаются материалами дела.

Так в акте №16 ОКУ Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области от 24.03.2017г. указан размер нанесенного ущерба в сумме <данные изъяты> равно как и расчет этой суммы, причем водитель транспортного средства КАМАЗ 53212, государственный регистрационный номер ФИО19 в акте указал, что со взвешиванием согласен, о перегрузе по осям не знал, загрузился кирпичом в г. Щигры ввёз в г.Курск. Своего расчета по размеру ущерба ответчик не представил.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик, осуществив провоз тяжеловесного груза без соответствующего разрешения, обязан возместить ущерб, причиненный федеральной автомобильной дороге, рассчитанный как плата за проезд тяжеловесного груза.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Общие основания ответственности за причинение вреда установлены статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать наличие вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.

В соответствии с п.2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", N934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 1079 ГК РФ и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определенииот 05.06.2015 N 307- ЭС15-2830, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на праве управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В силу ч.1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом

Ответчик доказательств, опровергающих доводы истца, равно как и доказательств оплаты причиненного вреда не представил.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ОКУ «Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов в полном объеме

В силу ст. 103 ГПК РФ и п.п.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика взыскивается в доход муниципального образования «Город Курск» госпошлина в размере 4600,25 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ОКУ «Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» к ФИО1 о возмещении вреда причиненного автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или муниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов в пользу ОКУ «Комитета строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» в размере <данные изъяты>

Взыскать с ФИО1 в пользу МО г.Курск расходы по оплате госпошлины в размере 4 600,25 рубля.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный суд в течение месяца, с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 31.01.2020 года.

Председательствующий судья: Ю.В. Гладкова