ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-124/20 от 27.02.2020 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-124/2020

УИД 66RS0036-01-2020-000009-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Кушва 27 февраля 2020 года

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Мальцевой В.В.,

при секретаре судебного заседания Алексеевой Л.В.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа о признании действий незаконными и обязании предоставить льготу,

установил:

ФИО1. обратилась в Кушвинский городской суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа (далее КУМИ КГО), в котором просит:

- признать действия ответчика, выразившиеся в отказе предоставления льготы по уменьшению выкупной цены жилья в связи с рождением у нанимателя ребенка в период действия договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и договора от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, определенного по договору найма в сельской местности» незаконными;

-обязать ответчика вернуть переплаченные денежные средства по не предоставленной льготе по уменьшению выкупной цены жилья в случае рождения у нанимателя ребенка в период действия договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и по договору об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, определенного по договору найма в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ на 50 процентов меньше выкупной цены жилья;

-взыскать с ответчика в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа /-/., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя ответчика. В отзыве на исковое заявление исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что на территории Кушвинского городского округа в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858, на основании соглашений о совместных действиях по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», заключенными администрацией Кушвинского городского округа и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области был построен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.

В построенном доме молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, нуждающимся в улучшении жилищных условий были предоставлены жилые помещения по договорам найма. Обязательным условием договора является работа в социальной сфере села по трудовому договору не менее 5 лет и возможностью выкупа в течение этого времени данного жилого помещения за цену в размере 10% от стоимости жилья, без права досрочного выкупа. Так как жилой дом был сдан в эксплуатацию позже установленного срока, договоры найма с молодыми семьями были заключены ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, между КУМИ и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения . Между КУМИ, ФИО1 и ГБОУ СПО СО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, предоставленного по договору найма в сельской местности (далее трехсторонний договор).

На территории Свердловской области в целях реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» была утверждена областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня») на 2012-2015 годы» (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2011 № 1453-ПП).

Согласно п.п. 2 п. 11 Приложения № 2 указанного постановления Правительства молодая семья, молодой специалист, получившие по договору найма жилое помещение, при рождении второго и последующих детей осуществляют уплату средств на 50% меньше выкупной цены жилья.

Однако, указанный нормативный акт в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 №1634-ПП «О признании утратившими силу Постановлений Свердловской области об утверждении целевых программ» был признан утратившим силу с 01.01.2014.

ФИО1 обратилась с заявлением о пересчете выкупной стоимости жилья со ссылкой на указанную выше норму, однако ей было отказано.

С 01.01.2014 на территории Свердловской области стала действовать другая государственная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года», утвержденная постановлением правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП. В перечень мероприятий указанной государственной программы входит Подпрограмма 2 «Устойчивое развитие сельских населенных пунктов Свердловской области». Именно в рамках указанной подпрограммы 2 с 2014 года реализовывались мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых специалистов. Нормами указанной областной программы предусмотрена возможность уменьшения выкупной цены жилого помещения при рождении в семье второго и последующих детей.

Однако, согласно абзацу 10 Раздела 1 Подпрограммы 2 «Устойчивое развитие сельских населенных пунктов Свердловской области» Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» с 2014 года мероприятия Подпрограммы 2 планируется реализовать в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Российской Федерации от 15.07.2013№ 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». Указанная федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» стала действовать с 31.07.2013 на территории Российской Федерации. Действие данной Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 01.01.2018 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1243. Реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы). Программа не содержала норм, указывающих на преемственность с федеральной государственной программой «Социальное развитие села до 2013 года», участником мероприятий которой является истец и её семья. Участником программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» истец никогда не признавалась.

Жилое помещение ответчику было предоставлено именно в рамках реализации федеральной государственной программой «Социальное развитие села до 2013 года». Нормы государственной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» не подлежат применению к правоотношениям, существующим между истцом и ответчиком.

Представитель третьего лица ГБПОУ СО «Баранчинский электромеханический техникум» в судебное заседание не явился.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Принимая во внимание истца, учитывая мнение представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На территории Российской Федерации действовала Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».

Ответчик с составом семьи: муж /-/; сын /-/ были включены в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».

На территории Кушвинского городского округа в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858, на основании соглашений о совместных действиях по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», заключенными администрацией Кушвинского городского округа и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области был построен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.

В построенном доме молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, нуждающимся в улучшении жилищных условий были предоставлены жилые помещения по договорам найма. Обязательным условием договора является работа в социальной сфере села по трудовому договору не менее 5 лет и возможностью выкупа в течение этого времени данного жилого помещения за цену в размере 10% от стоимости жилья, без права досрочного выкупа. Так как жилой дом был сдан в эксплуатацию позже установленного срока, договоры найма с молодыми семьями были заключены ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 между истцом и ответчиком 01.07.2014 заключен договор найма жилого помещения № 33 (л.д. 19-20).

Условиями абзаца 3 пункта 12 Приложение № 2 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение № 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года») предусмотрено, что в случае рождения (усыновления) 1 и более детей субъекты Российской Федерации вправе оплатить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации часть выкупной цены жилья в порядке и на условиях, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Свердловской области в целях реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» была утверждена областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня»)» на 2012- 2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2011 № 1453-ПП).

Согласно подпункта 2 пункта 11 Приложения № 2 постановления Правительства Свердловской области от 27.10.2011 № 1453-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня»)» на 2012 - 2015 годы» молодая семья, молодой специалист, получившие по договору найма жилое помещение, в случае рождения (усыновления) первого ребенка, при уплате средств в размере выкупной цены жилья осуществляют уплату на 30 процентов меньше выкупной цены жилья, при рождении (усыновлении) второго и последующих детей осуществляют уплату средств соответственно на 50 процентов меньше выкупной цены жилья.

С 01.01.2014 на территории Свердловской области действует государственная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» (утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП). В перечень мероприятий указанной государственной программы входит подпрограмма 2 «Устойчивое развитие сельских населенных пунктов Свердловской области». Реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Нормами указанной областной программы так же предусмотрена возможность уменьшения выкупной цены жилого помещения при рождении в молодой семье второго и последующих детей (п. 14 Приложения № 4 к государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года»).

Установлено и не оспорено сторонами по делу, что между КУМИ, ФИО1 и ГБОУ СПО СО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, предоставленного по договору найма в сельской местности (л.д. 17-18).

Согласно пункту 3.1. Договора предоставление жилого помещения ФИО1 по договору найма осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением ДД.ММ.ГГГГ-ПП.

Основной целью мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе являются формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности.

Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» и постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» установлено, что в случае рождения (усыновления) 1 и более детей субъекты Российской Федерации вправе оплатить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации часть выкупной цены жилья в порядке и на условиях, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 11 постановления Правительства Свердловской области от 27.10.2011 № 1453-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня»)» на 2012 - 2015 годы» и пунктом 17 постановление Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года» определено, что молодая семья, молодой специалист, получившие по договору найма жилое помещение, в случае рождения (усыновления) первого ребенка, при уплате средств в размере выкупной цены жилья осуществляют уплату на 30 процентов меньше выкупной цены жилья, при рождении (усыновлении) второго и последующих детей осуществляют уплату средств соответственно на 50 процентов меньше выкупной цены жилья.

Договор от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, определенного по договору найма в сельской местности заключен сроком на пять лет, на момент рождения у истца ребенка /-/ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 15) являлся действующим.

Договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ФИО1 и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа сроком на 5 лет, так же на момент рождения ребенка истца являлся действующим. Согласно пункту 2.1. Договора данный договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».

Указанные выше нормативные акты предусматривают возможность льготного выкупа предоставленного ФИО1 на условиях найма жилого помещения, в связи с рождением у нее второго ребенка в период действия указанных договоров.

Отсутствие в договоре от ДД.ММ.ГГГГ условий о льготной выкупной цене жилья в случае рождения у нанимателя ребенка в период действия договора, не является основанием для отказа в предоставлении ФИО1 указанной льготы, поскольку такие условия установлены нормативными правовыми актами, имеющими более высокий юридический статус, чем договор.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Условия заключенных между сторонами договоров от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соблюдены, обязательства истцом и ответчиком исполнены. Ответчик согласно договору найма выделил истцу и ее семье жилое помещение, в котором ФИО1 с семьей проживают, используют его по назначению. ФИО1 согласно условиям заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ вносила плату по установленному графику платежей, погашая выкупную цену жилого помещения, оговоренную условиями договора. Нарушения платежей не допускала.

Отсутствие в договоре условий о льготной выкупной цене жилья в случае рождения у нанимателя ребенка в период действия договора, на которое ссылается ответчик, не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными актами субъектов Российской Федерации, соответственно не может служить основанием для отказа в предоставлении ФИО1 указанной льготы, поскольку такие условия установлены нормативными правовыми актами, имеющими более высокий юридический статус, чем договор.

Таким образом, суд считает возможным удовлетворить требование истца, при этом, удовлетворить путем предоставления льготы в виде уплаты средств на 50 процентов меньше выкупной цены жилья, как то указано в законе, а не путем возврата 50 процентов выплаченной им суммы, как указано в иске. Зачет или возврат суммы денежных средств и их размер может быть определен в ходе исполнения решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа о признании действий незаконными и обязании предоставить льготу – удовлетворить.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа предоставить ФИО1 льготу по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и по договору об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, предоставленного по договору найма в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ, на 50 процентов меньше выкупной цены жилья.

Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа в пользу ФИО1 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалоб через Кушвинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.В. Мальцева