ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-124/20 от 30.07.2020 Корткеросского районного суда (Республика Коми)

УИД - 11RS0014-01-2020-000155-39

Дело №2-124/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Корткерос 30 июля 2020 года

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи- Буян Э.Ф., при секретаре- Ширяевой М.К., с участием истца ФИО1, представителя ответчика АМР «Корткеросский»- ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

ФИО1

к администрации МО МР «Корткеросский»

о признании незаконным заключение протокола комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, его отмене, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с требованиями о признании незаконным заключения протокола комиссии администрации МО МР «Корткеросский» по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту - комиссии) от <дата>, об его отмене, о взыскании с ответчика суммы возмещения причиненного морального вреда в размере <...> руб. В обоснование заявленных требований в иске указано, что истец работала у ответчика в должности <...> с <дата>. <дата> в отношении истца состоялось заседание комиссии, в ходе которого было установлено, что истцом не был урегулирован конфликт интересов при приеме на работу ее ФИО5 С данным протоколом она не согласна, поскольку ни в перечень близких родственников, ни в перечень лиц, состоящих в свойстве, <...> по отношению к <...> не подпадает. Моральный вред был ей нанесен тем, что она <...>.

В судебном заседании ФИО1 на требованиях и доводах, указанных в иске настаивала, в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО2 с иском не согласился, поддержав представленные возражения по иску и доводы, изложенные в нем.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

<дата> ФИО1 назначена на должность <...> с <дата>, с <дата> на ФИО1 возложено <...>, что подтверждается распоряжениями и.о. (врио) руководителя АМР «Корткеросский» от <дата>ХХХ и от <дата>ХХХ обязанности. <дата> распоряжением от <дата>ХХХ ФИО1 освобождена от занимаемой должности <...> по собственному желанию.

Согласно Положению об Управлении финансов АМР «Корткеросский», утвержденному решением Совета МР «Корткеросский» от <дата> № IV-24/9, <...> назначается и освобождается от должности руководителем АМР «Корткеросский». Таким образом, работодателем <...> является АМР «Корткеросский».

<...> руководит деятельностью <...> на основе единоначалия, утверждает штатное расписание по должностям, не относящимся к должности муниципальной службы, утверждает должностные инструкции муниципальных служащих и других работников <...>, принимает и увольняет муниципальных служащих и работников <...>, применяет к работникам меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания и др.

<дата> за ХХХ прокурором Корткеросского района на имя врио руководителя АМР «Корткеросский направлено представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» с требованием рассмотрения его и принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих, рассмотрения вопроса о дисциплинарной ответственности работников администрации, допустивших указанные нарушения, в частности выявленных в ходе изучения уголовного дела фактов о предоставлении <...> ФИО1 недостоверных сведений о доходах за <дата>., а также не принятия мер по урегулированию конфликта интересов, связанного с наличием среди ее подчиненных лиц, состоявших с ней в родственных отношениях.

В соответствии с Законом №273-ФЗ, Законом РК от 29.09.2008 №82-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми», постановлением администрации от <дата>ХХХ утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации и урегулированию конфликта интересов, созданной в целях обеспечения соблюдения муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в администрации, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Республики Коми, муниципальными правовыми актами.

С учетом характера нарушений законодательства, указанного в представлении прокурора, Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих АМР «Корткеросский» и урегулированию конфликта интересов (далее- Положение о Комиссии), предусмотренных в нем оснований для проведения заседания комиссии (п.15), представление прокурора обоснованно рассмотрено данной Комиссией, решение которой в соответствии с п. 29 Положения оформлено протоколом и носит обязательный характер, кроме решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абз.2 пп. «б» п.15 настоящего Положения.

По результатам рассмотрения представления комиссией был составлен протокол заседания и принято решение о том, что <...> ФИО1 не соблюдены требования к урегулированию конфликта интересов при приеме на работу ФИО5, также комиссией было рекомендовано врио руководителя администрации применить к ФИО1 меру юридической ответственности в соответствии с ч.6 ст.11 Закона №273-ФЗ, п.7.1 ст.81 ТК РФ. Данное решение в части обжалуемого истцом вопроса вынесено в соответствие с п.22 Положения.

Доводы представителя ответчика о том, что решение Комиссии носят рекомендательный характер, в связи с чем не может быть рассмотрен вопрос о признании протокола Комиссии незаконным, не обоснованы, поскольку в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ лица, считающие, что их права нарушены, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Кроме того, данный довод противоречит Положению о Комиссии, решение которой носит обязательный характер.

Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее по тексту – Закон №273-ФЗ) устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу положений ст.10 Закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

Согласно статье 11 Закона №273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в ч.1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, и обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Непринятие лицом, указанным в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано в Обзоре практики применения судами в 2014-2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 г., необходимо учитывать, что с 17.10.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 г. N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов". Пунктом 3 статьи 10 названного Федерального закона часть 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" была изложена в новой редакции, согласно которой лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Из анализа законодательства следует, что не запрещена работа родственников, или лиц, находящихся в иных близких отношениях, муниципальных служащих при соблюдении установленного законодательством порядка урегулирования конфликта интересов, при принятии мер по недопущению любой возможности ее возникновения.

Вместе с тем, ФИО1, в период с <дата> по <дата> являвшейся <...>, <дата> приказом ХХХ на должность <...> была принята ФИО5, являющаяся по отношению к ФИО1 <...> что подтверждается материалами дела и истцом не оспаривалось. В последующем <дата>ФИО5 согласно приказу <...> ФИО1 за ХХХ переведена на полную ставку <...> с <дата>. Как при трудоустройстве ФИО5, так и при дальнейшей ее работе, истец ФИО1 являлась для нее представителем работодателя, т.е. ФИО5 находилась в непосредственном подчинении истца, получала, в т.ч. выплаты стимулирующего характера, что не оспаривалось истцом и подтверждается должностными инструкциями ФИО5.

Также ФИО1 не оспаривалось, что при приеме на работу ФИО5 она не предприняла меры к урегулированию конфликта интересов путем подачи уведомления о возникшей личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих АМР «Корткеросский» и урегулированию конфликта интересов в порядке, установленном решением Совета МР «Корткеросский» от 15.03.2016 № VI-8/21 «О порядке сообщения муниципальными служащими АМР «Корткеросский» и контрольно-счетной палаты МР «Корткеросский» о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», поскольку считает, что ФИО5, являясь ее <...>, не относится к лицам, состоящим с ней в близком родстве или свойстве, в связи с чем отсутствует необходимость соблюдения указанных мер по уведомлению. Именно с данным решением Комиссии не согласна ФИО1.

При этом, с данным доводом ФИО1 суд согласится не может, поскольку в протоколе комиссией близкое родство либо свойство между ФИО1 и ФИО5 не устанавливалось. Комиссия пришла к выводу о наличии конфликта интересов, с учетом непосредственного подчинения ФИО5, являющейся родственником, и находящейся с ней в близких отношениях, которой ФИО1 являлась работодателем, осуществляя выплаты стимулирующего характера в виде материальной помощи, и не урегулировании этого конфликта с ее сторон при трудоустройстве в <...>ФИО5

Согласно положениям ст.10 Закона №273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (далее по тексту – лицо, замещающее должность). При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, и (или) гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Довод ФИО1 о невозможности проведения заседания комиссии в период отстранения ее от должности не обоснован, поскольку из Положения о комиссии каких либо ограничений для заседания комиссии по данному обоснованию не следует, на заседании комиссии ФИО1 присутствовала, об отложении заседания не заявляла, как и о заинтересованности членов комиссии. Также не обоснованным суд признает довод истца о проведении заседания комиссией, назначенной на <...> с целью позлорадствовать, поскольку стороной истца не предоставлено доказательств о наличии каких-либо неприязненных отношений к ней со стороны членов комиссии, заседавшей коллегиально. Нарушений прав в данной части истца суд не усматривает, поскольку ФИО1 лично присутствовала на заседание комиссии, давала пояснения.

Даньщиковой не оспаривался факт наличия между ней и ФИО5 родственных отношений, близких отношений, поскольку они близко общаются, истец ездит к <...> в гости, общается с ее детьми. Вместе с тем по трудовым обязанностям ФИО5 находилась в подчинении истца, получала выплаты, в т.ч. стимулирующего характера. С учетом установленных фактов, положений ст. 10 Закона №273-ФЗ, суд приходит в выводу об обоснованном решении комиссии о несоблюдении ФИО1, как муниципальной служащей, требований об урегулировании конфликта интересов при трудоустройстве ФИО5 в <...>». В связи с чем требование ФИО1 о признании незаконным заключения протокола комиссии администрации МО МР «Корткеросский» по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от <дата>, об его отмене, удовлетворению не подлежит. Кроме того, суд не усматривает нарушения прав истца оспариваемым решением комиссии, ФИО1 уволилась <дата> по собственному желанию, к какой-либо ответственности за данное нарушение работодателем не привлекалась, соответственно, не подлежит удовлетворению требование о взыскании морального вреда, как производное от основного.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях ФИО1 к администрации МО МР «Корткеросский» о признании незаконным заключения протокола комиссии администрации МО МР «Корткеросский» по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от <дата>, об его отмене, о взыскании суммы возмещения причиненного морального вреда в размере <...> руб., отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Буян Э.Ф.

Решение в окончательной форме вынесено 06 августа 2020 года.