Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2010 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дмитриева В.А.,
с участием прокурора Пелевиной Н.А.,
при секретаре Уфимцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Свердловской области о признании абзаца 1 Примечания к Нормативам потребления природного газа населением Свердловской области на бытовые нужды при отсутствии приборов учета, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01 декабря 2006 года № 184-ПК «Об утверждении нормативов потребления природного газа и сжиженного емкостного газа населением Свердловской области на бытовые и прочие нужды при отсутствии приборов учета», противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01 декабря 2006 года № 184-ПК утверждены Нормативы потребления природного газа и сжиженного емкостного газа населением Свердловской области на бытовые и прочие нужды при отсутствии приборов учета.
Данное постановление опубликовано в официальных средствах массовой информации - «Областной газете» 09 декабря 2006 года ... и «Собрании законодательства Свердловской области» от 22 февраля 2007 года ...
Заместитель прокурора Свердловской области (далее - прокурор) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению абзаца 1 Примечания к Нормативам потребления природного газа населением Свердловской области на бытовые нужды при отсутствии приборов учета, устанавливающего, что при временном отсутствии горячей воды (1 месяц и более) в домах, оборудованных централизованным горячим водоснабжением, применяется норматив потребления природного газа, предусмотренный позицией 1.2, т.е. для газовой плиты при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
В обоснование указал, что данным положением изменяется норматив потребления природного газа при отсутствии приборов учета, установленный для приготовления пищи и подогрева воды в домах с газовыми плитами и централизованным горячим водоснабжением, на период временного отсутствия горячего водоснабжения, что противоречит пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», связывающего изменение нормативов потребления коммунальных услуг с изменением конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. При временном отсутствии горячего водоснабжения степень благоустройства дома не изменяется, поэтому отсутствуют основания для изменения норматива потребления газа. В результате незаконного установления норматива потребления газа нарушаются права граждан при оплате коммунальных услуг путем безосновательного увеличения размера оплаты за газоснабжение на период временного отсутствия горячего водоснабжения.
Представители Региональной энергетической комиссии Свердловской области возражали против удовлетворения заявления прокурора, пояснив, что постановление принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области – Региональной энергетической комиссией Свердловской области в пределах предоставленных полномочий. Оспариваемое прокурором положение не является изменением утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01 декабря 2006 года № 184-ПК нормативов потребления газа, поскольку оно предусматривает порядок определения объема потребленного газа при временном отсутствии (1 месяц и более) коммунальной услуги горячего водоснабжения, влекущей повышенный расход газа на подогрев воды, что не противоречит федеральному законодательству.
Заслушав прокурора, представителей Региональной энергетической комиссии Свердловской области, суд не находит заявление заместителя прокурора Свердловской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (п.9). Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (п. 10).
Этим же постановлением Правительства Российской Федерации определены основные направления использования газа (п.47) с закреплением принципа дифференцированного определения нормативов газоснабжения в зависимости от направлений использования газа (п.48).
Правительством Российской Федерации 13 июня 2006 года принято постановление № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», в соответствии с которым нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления при отсутствии приборов учета газа. При этом нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации не могут быть ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, установленных в приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации.
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденному указом Губернатора Свердловской области от 31 августа 2004 года № 619-УГ, действовавшему на момент принятия оспариваемого прокурором постановления, указанная Комиссия является исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и в круг ее полномочий входит установление нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению (п. 2, подп. 35-7 п. 10).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01 декабря 2006 года № 184-ПК утверждены Нормативы потребления природного газа и сжиженного емкостного газа населением Свердловской области на бытовые и прочие нужды при отсутствии приборов учета. Данные нормативы установлены в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года, и согласно которым размер платы за газ зависит от направления использования природного газа, количества человек, постоянно проживающих в жилом помещении, и площади этого помещения.
Согласно абзаца 1 Примечания к Нормативам потребления природного газа населением Свердловской области на бытовые и прочие нужды при отсутствии приборов учета, утвержденных вышеназванным постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области, оспариваемым прокурором, предусмотрено, что при временном отсутствии горячей воды (1 месяц и более) в домах, оборудованных централизованным горячим водоснабжением, применяется норматив потребления природного газа, предусмотренный позицией 1.2, т.е. для домов с газовыми плитами при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
Суд не может согласиться с доводом прокурора о противоречии вышеуказанной нормы положениям пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, устанавливающего основания изменения нормативов потребления коммунальных услуг.
Пункт 12 названного Постановления предусматривает, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления. Исчерпывающий перечень оснований для изменения нормативов потребления коммунальных услуг закреплен пунктом 13 указанного Постановления, к числу которых относится изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Между тем, вопреки доводам прокурора, оспариваемая норма не является изменением установленного норматива в том смысле, как это установлено пунктами 12 и 13 Постановления Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года, а лишь предусматривает порядок определения объема потребленного населением газа при временном отсутствии (1 месяц и более) коммунальной услуги – центрального горячего водоснабжения.
Отсутствие коммунальной услуги горячего водоснабжения, под которым согласно пункта 6 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, и влияющей на степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, влечет повышенный расход населением газа на подогрев воды, а, как следствие, некомпенсируемые расходы газоснабжающих организаций.
При этом оспариваемое положение соответствует общему принципу государственного регулирования тарифов и надбавок, закрепленному в пункте 1 части статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», как достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, который в силу аналогии закона применим и в отношении установления нормативов потребления коммунальных услуг.
Также суд принимает во внимание, что абзацем 2 Примечания к Нормативам потребления природного газа населением Свердловской области на бытовые и прочие нужды при отсутствии приборов учета, утвержденных оспариваемым постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области, предусмотрено, что при наличии газовой плиты и зарегистрированных электроводонагревателей (водонагревателей на твердом топливе) при отсутствии централизованного горячего водоснабжения применяются нормативы потребления природного газа, предусмотренные для газовой плиты при наличии централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.1).
Кроме того, оспариваемое положение не нарушает права потребителей коммунальных услуг, поскольку у граждан имеется право выбора: они вправе установить в квартире (доме) прибор учета потребления газа и производить расчеты за фактическое пользование газом либо оплачивать коммунальную услугу по газоснабжению исходя из установленных нормативов потребления газа.
С учетом изложенного суд не может признать состоятельными утверждения прокурора о нарушении прав граждан при оплате коммунальных услуг путем неосновательного увеличения размера оплаты за газоснабжение на период временного отсутствия горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах положение абзаца 1 Примечания к Нормативам потребления природного газа населением Свердловской области на бытовые нужды при отсутствии приборов учета, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01 декабря 2006 года № 184-ПК «Об утверждении нормативов потребления природного газа и сжиженного емкостного газа населением Свердловской области на бытовые и прочие нужды при отсутствии приборов учета», не противоречит федеральному законодательству и оснований для удовлетворения заявления прокурора не имеется.
Руководствуясь статьями 12, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении заявления заместителя прокурора Свердловской области о признании абзаца 1 Примечания к Нормативам потребления природного газа населением Свердловской области на бытовые нужды при отсутствии приборов учета, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 01 декабря 2006 года № 184-ПК «Об утверждении нормативов потребления природного газа и сжиженного емкостного газа населением Свердловской области на бытовые и прочие нужды при отсутствии приборов учета», противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья: Дмитриев В.А.