ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-124/2016 от 20.01.2016 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело 2-124/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2016 года г. Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Гонибесова Д.А.

при секретаре Халевинской М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора АДРЕС, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Миасский городской округ к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2 о понуждении к устранению нарушений земельного, природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор АДРЕС, действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Миасский городской округ обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к устранению нарушений земельного, природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в обоснование которого указал, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР площадью ... кв.м, расположенный в АДРЕС в районе мусульманского кладбища Южной части города, с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации асфальтобетонного завода, находится в собственности ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДАТА. Фактически на земельном участке производственную деятельность осуществляет ИП ФИО1 Границы земельного участка на местности закреплены металлическим забором, которым фактически увеличена площадь участка с восточной и западной стороны на ... кв.м. Проведенной проверкой выявлены нарушения ч. 1. ст. 14, ч. 1 ст. 22, ч. ч. 1, 2 ст. 25, ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Правил эксплуатации установок очистки газа (утв. Минхиммашем СССР ДАТА) и ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды». ИП ФИО1 не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, материалы инвентаризации не задокументированы; не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не осуществляется производственный контроль за охраной атмосферного воздуха; не согласовывался используемый производственный объект с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в АДРЕС; не разрабатывался и не утверждался паспорт на эксплуатируемые газоочистные и газопылеулавливающие установки; не разработаны мероприятия на охране атмосферного воздуха и окружающей природной среды. В нарушение ст. ст. 11, 20, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» у ИП ФИО1 отсутствует утвержденный проект санитарно-защитной зоны.

Просит обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 освободить самовольно занятый земельный участок, уменьшив фактически используемую площадь участка с кадастровым номером НОМЕР на ... кв.м, путем переноса металлического ограждения с восточной и западной стороны участка;

провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, задокументировав материалы инвентаризации;

получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

согласовывать используемый на территории участка с кадастровым номером НОМЕР производственный объект (асфальтобетонную установку) с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в АДРЕС;

разработать и утвердить паспорт на эксплуатируемые газоочистные и газопылеулавливающие установки асфальтобетонного завода; разработать мероприятия на охране атмосферного воздуха и окружающей природной среды при эксплуатации асфальтобетонного завода;

разработать проект санитарно-защитной зоны.

Определением суда, вынесенным в протокольной форме с согласия сторон в качестве соответчика привлечен к участию в деле ФИО2

В судебном заседание помощник прокурора АДРЕС исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ИП ФИО1 – ФИО3 в судебном заседании иск признал частично, не согласился с требованиями об освобождении самовольно занятого земельного участка и переноса металлического ограждения, поскольку данный забор был возведен Администрацией МГО задолго до осуществления деятельности ответчиком, ответчик часть участка площадью ... кв.м не занимал. В остальной части с исковыми требованиями согласился.

Представитель третьего лица МКУ «Управления экологии и природопользования» Миасского городского округа Кузнецов А.В. в судебном заседании заявленные требования прокурора посчитал обоснованными.

Ответчики ИП ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены.

Представитель истца Администрации Миасского городского округа в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные пояснения, в которых заявленные прокурором в интересах муниципального образования требования поддержал.

Заслушав объяснения помощника прокурора, представителей ответчика, третьего лица, допросив свидетеля, исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Судом установлено, что прокуратурой АДРЕС по поручению вышестоящей прокуратуры АДРЕС проведена проверка по обращению ФИО6 о нарушении природоохранного законодательства при эксплуатации ИП ФИО1 асфальтобетонного завода.

Проведенной прокурорской проверкой деятельности ответчика ИП ФИО1 выявлены нарушения ч. 1. ст. 14, ч. 1 ст. 22, ч. ч. 1, 2 ст. 25, ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Правил эксплуатации установок очистки газа (утв. Минхиммашем СССР ДАТА) и ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», по результатам которой составлено заключение (л.д. 43-47).

В указанном заключении зафиксировано, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, материалы инвентаризации не задокументированы; не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не осуществляется производственный контроль за охраной атмосферного воздуха; не согласовывался используемый производственный объект с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в АДРЕС; не разрабатывался и не утверждался паспорт на эксплуатируемые газоочистные и газопылеулавливающие установки; не разработаны мероприятия на охране атмосферного воздуха и окружающей природной среды.

Из указанного заключения также следует, что ИП ФИО1 осуществляет деятельность по производству асфальто-бетона на стационарном объекте производственного назначения по адресу: АДРЕС, в районе мусульманского кладбища в Южной части города. Земельный участок примыкает к южной границе мусульманского кладбища, огорожен со всех сторон жестяным забором.

При осмотре земельного участка выявлены капитальные объекты незавершенного строительства производственного назначения: производственное сооружение - асфальто-бетонная установка (АБЗ типа Д-508); административно-бытовой корпус. На земельном участке осуществляется хранение щебня, битума и другого сырья и материалов для производства асфальто-бетона в виде навалов на открытом грунте; земельный участок используется как открытая стоянка для хранения дорожной и строительной техники; размещаются емкости для хранения горюче-смазочных материалов.

Земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, категория земель: земли населенных пунктов - для производственных целей под размещение и эксплуатацию асфальто-бетонного завода, площадь ... кв.м, и расположенный на нем объект незавершенного строительства, назначение: не определено, площадью ... кв.м., кадастровый НОМЕР принадлежат ФИО2

Стационарная асфальтосмесительная установка располагается под открытым небом, не имеет навеса и не защищена от воздействия атмосферных осадков. К асфальтосмесительной установке подведены коммуникации (электропровода); организованы подъезды для автотранспорта для погрузки асфальтобетона; имеется печь для плавки рабочей смеси и труба; установлены четыре газопылеулавливающие установки (далее - ГОУ), используемые для очистки промышленных выбросов. Пыль, улавливаемая ГОУ, накапливается под ними на грунте, в результате чего образуются отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в виде пыли (код по ФККО НОМЕР). На момент осмотра было накоплено около 1 м.куб. отхода.

При осмотре газопылеулавливающих установок было установлено, что их узлы имеют признаки неисправности в виде механических повреждений - щелей и трещин, вызванных коррозией металла. В качестве топлива для печи используется отработанные машинные масла (отходы), мазут и другие виды жидкого топлива.

У ИП ФИО1 отсутствует утвержденная проектная документация на объект капитального строительства производственного назначения - асфальто-бетонного завода; отсутствуют и не разработаны мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности при осуществлении производственной деятельности по изготовлению асфальтобетона, которые должны быть в составе данной документации.

ИП ФИО1 вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.

По состоянию на момент проверки ДАТА. у ИП ФИО1 отсутствует следующая документация: материалы инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; документы, подтверждающие проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; документы, подтверждающие направление сведений о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор в АДРЕС.

Во время осмотра территории выявлены навалы отходов - металлической тары, загрязненной горюче-смазочными материалами; имеются следы разлива горюче-смазочных материалов и отработанных масел на открытом грунте (площадью около 5 кв.м.), что привело к загрязнению поверхностного слоя почвы.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ч. 2 указанной статьи настоящего Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДАТА № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от ДАТАНОМЕР.

Результаты инвентаризации оформляются соответствующим отчетом с учетом требований приказа Минприроды России от ДАТАНОМЕР.

По состоянию на ДАТА у ИП ФИО1 не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, материалы инвентаризации незадокументированы.

В силу части 1 и части 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельные допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Разрешение выдается на основании проведенной инвентаризации и разработанного проекта ПДВ.

На момент проверки по состоянию на ДАТА у ИП ФИО1 отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На момент проверки по состоянию на ДАТА ИП ФИО1 не были представлены документы, подтверждающие проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу ч. 3 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

На момент проверки по состоянию на ДАТА ИП ФИО1 не были представлены документы. подтверждающие направление сведений о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор в АДРЕС.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

На момент проверки ИП ФИО1 не предоставил документов, подтверждающих факт согласования строительства используемого производственного объекта с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в АДРЕС и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Правила эксплуатации установок очистки газа (вместе с «Инструкцией по заполнению паспорта установки очистки газа») утверждены Минхиммашем СССР ДАТА (Далее - «Правила эксплуатации ГОУ»).

Согласно п. 1.6 Правил эксплуатации ГОУ администрация предприятий, учреждений и организаций обязана: назначить приказом (распоряжением) лицо, ответственное за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа по цехам (участкам); разработать должностные инструкции для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа.

В силу пп. 3.5, 3.6 Правил эксплуатации ГОУ установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия. По результатам осмотра составляется акт и при необходимости разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных недостатков. Акт прилагается к паспорту установки. Установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год, а также в следующих случаях: а) при работе технологического оборудования на измененном режиме более 3-х месяцев или при переводе его на новый постоянный режим работы; б) после строительства, капитального ремонта или реконструкции установки. Результаты проверки оформляются актом и заносятся в паспорт установки. В случае несоответствия параметров работы установки проектным принимаются необходимые меры для наладки установки, ее реконструкции или замены.

Как следует из содержания пп. 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.5 Правил эксплуатации ГОУ предприятия, учреждения и организации обязаны регистрировать установки очистки газа в региональных Госинспекциях газоочистки с целью их учета. Регистрации подлежат все установки очистки газа. Для регистрации представляются: паспорт установки очистки газа; акт приемки оборудования. Регистрация оформляется соответствующей записью в паспорте установки и документе регистрации региональной Государственной инспекции газоочистки. Регистрационный номер наносится на корпус установки с размером надписи 200 х 150 мм.

На момент проверки по состоянию на ДАТА ИП ФИО1 не назначил приказом (распоряжением) лицо, ответственное за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа по цехам (участкам); не разработал должностные инструкции для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа: отсутствует приказ (распоряжение) о назначении ответственных за эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание оборудования; не проводятся замеры эффективности работы (очистки) установок по очистке выбросов в атмосферный воздух: не разработаны и не утверждены паспорта на газоочистные и газопылеулавливающие установки: отсутствуют акты оценки (осмотров) технического состояния газоочистных и газопылеулавливающих установок и проверки соответствия фактических параметров работы установок их проектным характеристикам, что является нарушением вышеупомянутых нормативных правовых актов.

Согласно ч. 1, 2 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Как следует из содержания п. 2.5 Правил эксплуатации ГОУ неисправная установка очистки газа - установка, имеющая повреждения механических, электрических или других узлов, приводящие к повышению остаточной концентрации вредных веществ или снижению надежности работы установки, а также затрудняющие ее эксплуатацию и обслуживание.

На момент проверки в ходе осмотра ДАТА газоочистных и газопылеулавливающих установок, эксплуатируемых ИП ФИО1, были выявлены механические повреждения (трещины и щели, вызванные коррозией металла на узлах очистных установок).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Требования к составу разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного назначения установлены разделом II «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАНОМЕР «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее - Положение НОМЕР).

Согласно п. 25 Положения НОМЕР в составе проектной документации должен быть, в том числе и раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», в состав которых, в том числе должны входить мероприятия по охране атмосферного воздуха.

На момент проверки по состоянию на ДАТА у ИП ФИО1 отсутствуют разработанные мероприятия на охране атмосферного воздуха и окружающей природной среды, что является нарушением вышеуказанных нормативных правовых актов.

Кроме того, в нарушение ст. ст. 11, 20, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» у ИП ФИО1 отсутствует утвержденный проект санитарно-защитной зоны с ожидаемыми расчетами по атмосферному воздуxy, шуму, вибрации для асфальтобетонного завода, предусмотренный положениями п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Согласно п. 2.1 действующей редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 – 6.

Согласно требованиям п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочная санитарно-защитная зона для производства асфальто-бетона на стационарных заводах составляет 500 м.

В нарушение п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в ориентировочной санитарно-защитной зоне находятся жилые дома.

По факту несоблюдение ИП ФИО1 п.п. 2.1, 4.1, 5.1 СанПиН 12.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ст.ст. 11, 20, п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от ДАТА «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ИП ФИО1 на основании постановления ТО Управления Роспотребнадзора по АДРЕС в АДРЕС и АДРЕС привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) (л.д. 11-12).

Указанные нарушения стороной ответчика не оспаривались в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым возложить обязанность на индивидуального предпринимателя ФИО1 провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, задокументировав материалы инвентаризации; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; согласовать используемый на территории участка с кадастровым номером НОМЕР площадью ... кв.м по адресу: АДРЕС, в районе мусульманского кладбища в Южной части, производственный объект (асфальтобетонную установку) с органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды в АДРЕС; разработать и утвердить паспорт на эксплуатируемые газоочистные и газопылеулавливающие установки асфальтобетонного завода; разработать мероприятия по охране атмосферного воздуха и окружающей природной среды при эксплуатации асфальтобетонного завода; разработать проект санитарно-защитной зоны.

Возражения представителя ответчика о том, что необходимо установить срок исполнения указанных обязанностей, равный сроку, содержащемуся в соответствующих предписаниях об устранении указанных нарушений, выданных в адрес ИП ФИО1, суд во внимание не принимает.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ установление определенных порядка и срока исполнения решения суда при его вынесении является правом суда, которое подлежит реализации в случаях, когда суд с учетом конкретных обстоятельств дела признает это необходимым.

Положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ об установлении в решении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, подлежат применению при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм.

Отсутствие в решении суда, обязывающего ответчика исполнить указанные действия, указания на срок, в течение которого оно должно быть исполнено, не противоречит положениям ст. ст. 204, 206 ГПК РФ и не нарушает прав ответчика ИП ФИО1: не препятствует ответчику при наличии предусмотренных законом оснований обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда и после его вступления в законную силу в порядке ст. 203 ГПК РФ.

Статьей 11.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статья 263 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предоставляет собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и иных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Отказывая в удовлетворении остальных исковых требований прокурора АДРЕС, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Миасский городской округ к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2 об обязании освободить самовольно занятый земельный участок, уменьшив используемую площадь участка с кадастровым номером НОМЕР на ... кв.м путем переноса металлического ограждения с восточной и западной стороны участка, суд исходит из недоказанности факта нарушения прав истца (муниципального образования) действиями ответчика (ИП ФИО1), имеющими противоправный характер и продолжающимися на момент предъявления иска.

В силу ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Так, отделом контроля за муниципальными землями Комитета по земельным отношениям Администрации Миасского городского округа совместно с прокуратурой АДРЕС проведено выездное обследование земельного участка, по адресу: АДРЕС, в районе мусульманского кладбища в Южной части, в результате которого установлено, что в ДАТА году земельный участок площадью ... кв.м, с видом разрешенного использования - для размещения асфальтобетонного завода, находился в аренде у МУ «Спецавтохозяйство» на основании договора аренды НОМЕР от ДАТА.

На основании постановления Главы АДРЕС от ДАТАНОМЕР заключен договор аренды от ДАТАНОМЕР с ИП ФИО1

На основании постановления Главы администрации МГО от ДАТАНОМЕР, заключен договор аренды земельного участка НОМЕР от ДАТА со ФИО1

На основании постановления Главы администрации МГО от ДАТАНОМЕР заключен договор аренды земельного участка НОМЕР от ДАТА с ФИО7 в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, в районе Мусульманского кладбища в Южной части, данный участок имеет площадь ... кв.м (л.д. 29, 31-33).

На основании постановления Главы администрации МГО от ДАТАНОМЕР заключен договор купли-продажи земельного участка, на котором расположены принадлежащие гражданину или юридическому лицу здания, строения, сооружения от ДАТАНОМЕР с ФИО7 Земельный участок имеет кадастровый НОМЕР, площадь ... кв.м расположен по адресу: АДРЕС, в районе Мусульманского кладбища в Южной части (л.д. 34, 35-36).

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью, ... кв.м, с разрешенным видом использования - для производственных целей под размещение и эксплуатацию асфальтобетонного завода, находится в собственности ФИО2

На земельном участке расположены: кирпичное одноэтажное здание, асфальтобетонная установка, дорожно-строительная техника, 2 металлических вагончика, металлолом, насыпи щебня. Границы земельного участка на местности закреплены металлическим забором.

С восточной и западной стороны земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, установлены признаки самовольного занятия земель общего пользования, общей площадью ... кв.м. С западной стороны от основного земельного участка (по самовольно пригороженному земельному участку) проходит линия электропередач. Доступ на самовольно занятые земельные участки для неопределенного круга лиц невозможен.

Вместе с тем, как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером НОМЕР расположенного по адресу: АДРЕС, в районе Мусульманского кладбища в Южной части, данный участок имеет площадь ... кв.м, разрешенное использование - для производственных целей и эксплуатации асфальто-бетонного завода (л.д. 146).

Из указанных материалов усматривается, что земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, в районе Мусульманского кладбища в Южной части, в границах металлического ограждения с ДАТА года имел площадь ... кв.м, затем данный земельный участок был преобразован в земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 5568,34 кв.м. Впоследствии данный земельный участок был преобразован в земельный участок с кадастровым номером НОМЕР площадью, ... кв.м.

Из представленных в материалы дела актов проверки и фотоснимков не следует, в какой части земельного участка с кадастровым номером НОМЕР осуществляется хранение щебня, битума и другого сырья и материалов для производства асфальто-бетона в виде навалов на открытом грунте; какая часть земельного участка используется как открытая стоянка для хранения дорожной и строительной техники; в какой части размещаются емкости для хранения горюче-смазочных материалов. Из указанных документов, невозможно определить какая часть земельного участка, находящегося в общем пользовании самовольно занята ответчиками.

Вместе с тем, прокурор ссылается на то, что именно ответчик самовольно установил металлическое ограждение с восточной и западной стороны участка, тем самым самовольно заняв земельный участок площадью ... кв.м, перекрыв доступ на участок посторонних лиц.

Однако прокурор в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил суду каких-либо доказательств принадлежности указанного металлического ограждения ответчику, а ответчик эти обстоятельства оспаривает, ссылаясь на то, что исполнить указанную обязанность он не имеет возможности, поскольку указанное сооружение ему не принадлежит

Из показаний свидетеля ФИО8, бывшего работника администрации МГО, следует, что забор вокруг земельного участка площадью ... кв.м был возведен задолго до осуществления производственной деятельности ИП ФИО1 Впоследствии на территории огороженной забором Администрацией МГО складировались отходы о деятельности по ремонту автомобильных дорог в виде старого асфальтового покрытия. Доказательств опровергающих данные показания свидетеля материалы дела не содержат.

Истец не оспаривал в судебном заседании, что ИП ФИО1 никогда не передавался в пользование земельный участок именно площадью ... кв.м, границы которого на местности установлены металлическим ограждением.

Также истцом не представлено допустимых доказательств того, что имеющееся металлическое ограждение создают препятствия истцу в пользовании его имуществом, при том, что представители истца без видимых препятствий с стороны ответчика провели обследование данного земельного участка.

При этом прокурор заявил требования о восстановлении нарушенных прав лишь в части переноса металлического ограждения с восточной и западной стороны участка.

Следовательно, в этой связи доводы истца о незаконном занятии ответчиками ее земельного участка опровергаются указанными выше доказательствами. Вместе с тем при отсутствии доказательств, подтверждающих возведение металлического ограждения ответчиком ИП ФИО1 оснований для возложения обязанностей за его счет демонтировать данное ограждение у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя ФИО1 провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, задокументировав материалы инвентаризации; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; согласовать используемый на территории участка с кадастровым номером НОМЕР площадью ... кв.м по адресу: АДРЕС, в районе мусульманского кладбища в Южной части, производственный объект (асфальтобетонную установку) с органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды в АДРЕС; разработать и утвердить паспорт на эксплуатируемые газоочистные и газопылеулавливающие установки асфальтобетонного завода; разработать мероприятия по охране атмосферного воздуха и окружающей природной среды при эксплуатации асфальтобетонного завода; разработать проект санитарно-защитной зоны.

В удовлетворении остальных исковых требований прокурора АДРЕС, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Миасский городской округ к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2 об обязании освободить самовольно занятый земельный участок, уменьшив используемую площадь участка с кадастровым номером НОМЕР на ... кв.м путем переноса металлического ограждения с восточной и западной стороны участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд.

Председательствующий