ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-124/2021 от 10.02.2021 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-124 /2021; УИД: 42RS0010-01-2020-002863-82.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Дягилевой И.Н.,

при секретаре Стучилиной Е.А.,

с участием представителя истца, третьего лица ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске

10 февраля 2021 года

гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению городского развития Киселевского городского округа об обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику Управлению городского развития Киселёвского городского округа (далее – УГР КГО) об обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты.

Свои требования мотивирует тем, что он - ФИО3, является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Правоустанавливающим документом является договор купли-продажи жилого дома, удостоверенный государственным нотариусом Т. от ДД.ММ.ГГГГ, за реестровым . Так же свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, где он является сособственником жилого дома по <адрес> и имеет <данные изъяты> долю в праве.

Он постоянно проживает в жилом доме по адресу: <адрес> с момента его приобретения и по настоящее время. Зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение является для него единственным, других жилых помещений он не имеет.

Согласно письменному ответу УГР КГО от 31.08.2020 года его жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ ( от 24.06.2016) признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте «<данные изъяты>» и подлежит сносу.

УГР КГО осуществляет переселение граждан с подработанных территорий ликвидированных шахт в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков».

Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков определены «Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428.

Согласно указанным «Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.

В соответствии с пунктом 8 «Правил...», содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.

Указанные Правила направлены на защиту жилищных прав и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Так же согласно с п.8 «Правил...» социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, согласованных с Министерством энергетики РФ.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 05.07.2006 года, вынесено определение суда о завершении конкурсного производства. 18.07.2006 года ОАО «Шахта «Краснокаменская» была ликвидирована по решению суда.

Иного жилья в собственности он не имеет, считает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428, он имеет право на получение социальной выплаты из расчета на одиноко проживающего гражданина (составляет 33 кв.м.).

На основании п. 12 «Правил...» орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации. Между тем, договор на предоставление социальной выплаты с ним до настоящего времени не заключен.

Просит обязать УГР КГО заключить с ФИО3 договор на предоставление социальной выплаты на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, как гражданину подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Взыскать госпошлину в свою пользу 300 рублей.

Истец ФИО3, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие с участием своего представителя.

Представитель истца ФИО3, третье лицо – ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года, в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, просила суд заявленные требования удовлетворить. Пояснила, что истец – её отец. Она в равных долях с ним является собствеником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и согласна безвозмездно передать ответчику свою долю жилого дома в случае предоставления истцу социальной выплаты.

Представитель ответчика УГР КГО ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, пояснив суду, что дом по <адрес> находится на подработанной территории шахты «<данные изъяты>» и подлежит сносу. Истец включен в список граждан подлежащих переселению с подработанной территории шахты и имеет право на получение социальной выплаты. В связи с тем, что субвенции на предоставление социальной выплаты поступают не полностью, договор на предоставление такой выплаты с истцом не заключен. Кроме того, истец является собственником лишь ? доли в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований просила суд отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства энергетики Российской Федерации, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором пояснл, что ФИО3 состоит в списке граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, установление очерёдности предоставления социальной выплаты является исключительным правом органа местного самоуправления. Просил рассмотреть дело в своё отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФГБУ ГУРШ, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительной причины своей неявки суду не представил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.

Суд, выслушав представителя истца, третье лицо, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, определяются и регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» от 24.12.2004 года № 840 (в ред. от 10.05.2018 года) во исполнение вышеуказанного федерального закона был утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в п. 8 которого предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков.

К таким мероприятиям, в том числе, относятся снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 (в ред.от 10.05.2018 года).

Согласно п. 5 указанных Правил, иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий, как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 года шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, в силу п. 8 Правил, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п. 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с п. 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан) (п. 9 Правил).

Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, для одиноких граждан составляет 33 кв. м., о чем указано в п. 10 Правил.

Исходя из п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, что определено в п. 12 Правил.

Гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Таким образом, из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации угольных предприятий, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Также из анализа вышеуказанных норм права недвусмысленно следует, что освобождение включенными в соответствующие списки гражданами ветхого жилья и отказ от прав на него происходит на основании заключенного гражданином (гражданами) и органом местного самоуправления договора о социальной выплате. Лишь после заключения соответствующего договора орган местного самоуправления имеет право распорядиться ветхим домом, в том числе снести его.

Как было установлено в судебном заседании, ФИО3 приобрел в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается копией договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подарил ФИО4 <данные изъяты> долю в праве собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией договора дарения земельного участка с долей жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-12).

По сведениям Центр ГКО и ТИ Кузбасса г.Киселевска за ФИО3 зарегистрирована <данные изъяты> доля жилого дома по адресу: <адрес> (л.д.18).

ФИО3 проживает и зарегистрирован в указанном жилом доме с момента его приобретения и по настоящее время, о чем свидетельствует копия его паспорта (л.д.26-27), копия домовой книги (л.д.14-17).

Сведения о правах истца на иные объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д.19). Жилое помещение по договору социального найма ФИО3 не предоставлялось.

Согласно заключению СФ АО «ВНИМИ» от 24.06.2016 года , жилой дом по адресу <адрес> расположен на территории горного отвода шахты «<данные изъяты>» и рекомендуется к сносу как подработанный ветхий дом, у которого в результате ведения горных работ суммарные деформации земной поверхности превышают допустимые.

ФИО3 включен в Список граждан подлежащих переселению с подработанной территорий ликвидируемого ООО «Шахта «<данные изъяты>», согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от 24.06.2016 года .

Между тем, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, до настоящего времени с ФИО3 не заключен, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика ссылался на отсутствие финансирования на предоставление социальной выплаты, а также наличие сособственника жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> – ФИО1

Однако суд находит данные возражения несостоятельными ввиду того, что заключение договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, не зависит от наличия либо отсутствия финансовых средств выделяемых на реализацию указанных мероприятий и истец не может быть лишен права на получение гарантированной государством социальной помощи.

Кроме того, доказательств отсутствия таких денежных средств в бюджете Киселевского городского округа на цели предоставления социальной выплаты для содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, суду не представлено.

Наличие права собственности на ? долю в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, у ФИО1 также не является основанием к отказу в заключении договора на предоставление социальной выплаты. Наличие у иного лица имущественных прав на домовладение истца не может являться препятствием для реализации им конституционного права на жилище.

В связи с чем, суд считает необходимым заявленные истцом требования удовлетворить.

В соответствии с ч. 1 ст. 88, ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В связи с чем, в пользу ФИО3 с Управления городского развития Киселевского городского округа подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, несение которых подтверждается чек-ордером ПАО Сбербанк от 05.10.2020 (л.д.2).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 -198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО3 к Управлению городского развития Киселевского городского округа об обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты удовлетворить.

Обязать Управление городского развития Киселёвского городского округа заключить с ФИО3 договор на предоставление социальной выплаты на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, как гражданину подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Управления городского развития Киселёвского городского округа в пользу ФИО3 возмещение расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17.02.2021г.

Судья И.Н. Дягилева

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.