РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прикубанский районный суд города Краснодара в составе:
Председательствующего Ланг З.А.,
при секретаре Шенгер Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Краснодар Водоканал» к Жильченко С.Н. о взыскании задолженности за самовольное потребление услуг водоснабжения и (или) незаконное подключение к системам водоснабжения и взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Краснодар Водоканал» обратилось в суд с иском к Жильченко С.Н. о взыскании задолженности за самовольное потребление услуг водоснабжения и (или) незаконное подключение к системам водоснабжения за 183 дня в размере 487 288 рублей 17 копеек и взыскании судебных расходов понесенных по оплате госпошлины оплаченной при подаче иска в суд в размере 8 122 рублей.
Свои требования ООО «Краснодар Водоканал» мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе технического осмотра специалистами ООО «Краснодар Водоканал» установлено, что по адресу: <адрес> располагается жилой дом водоснабжение которого осуществляется с использованием централизованных сетей водоснабжения. Таким образом, обнаружена технологическая врезка d-32 мм к центральной сети водоснабжения. Данный факт подтвержден ДД.ММ.ГГГГ (акт осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ). Договор оказания услуг водоснабжения и водоотведения в отношении объекта недвижимости ответчиком с гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения, то есть с ООО «Краснодар Водоканал» не заключался. В адрес ответчика была выставлена претензия с требованием произвести оплату за самовольное потребление услуг водоснабжения и (или) незаконное подключение к системам водоснабжения, ответчик оплату не произвел, что и послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
Представитель истца ООО «Краснодар Водоканал», по доверенности — Баранов В.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям изложенным в иске, пояснив суду, что правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются ФЗ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении водоотведении», а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года за № 644. В силу п. 2 Правил самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения — пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета. В пункте 2 ст. 20 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством РФ. Во исполнение указанного Закона постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 года утверждены Правила организации коммерческого учета воды сточных вод № 776, в соответствии с которыми коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения. Согласно п. 24 Правил № 776 при самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за три года. При этом, период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоотведения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение года после вступления в силу настоящих правил проинформировал организацию, осуществляющую водоотведение о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения, расчетный способ определения количества принятых (отведенных) сточных вод применяется не более чем за шесть месяцев. На основании приведенных выше норм общество, выявив факт самовольного пользования ответчиком системой централизованного водоснабжения, произвел расчет стоимости за самовольное пользование централизованной системой водоснабжения в сумме 492 168, 81 рублей, исходя из пропускной способности трубы d-32 мм (15 251,59 м?/сут). В период с момента осуществления технологического присоединения абъекта к централизованным сетям водоотведения по дату проведения проверки, ответчик с заявкой на заключение договора не обращался. Следовательно, ответчиком в период с 24.02.2016 года до 25.08.2016 года производилось самовольное пользование централизованной системой водоснабжения, то есть пользование в отсутствие заключенного договора водоснабжения. Оплата за указанный период за услугу водоснабжения ответчиком не производилась. С момента технологического присоединения объекта к централизованным сетям водоснабжения у ответчика имелась возможность пользования централизованной системой водоснабжения — в акте технического осмотра (и не оспаривается ответчиком) не указано, что сеть водоснабжения на границе балансовой принадлежности была перекрыта и опломбирована, что могло препятствовать ответчику в пользовании данной системой. В данном случае имеет значение сам факт наличия у ответчика возможности пользования централизованной системой водоснабжения. При этом, требования об уведомлении проверяемого лица и составлении акта с участием его представителя, не распространяется на случаи самовольного подключения к системе водоснабжения.
Ответчик Жильченко С.Н. и его представитель, по доверенности — Кананыхина О.С. в судебном заседании возражают против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что согласно акту технического осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного специалистами ООО «Краснодар Водоканал» установлено, что по адресу: <адрес> располагается жилой дом, водоснабжение которого осуществляется с использованием централизованных сетей водоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт № введения ограничения (прекращения) водоснабжения (водоотведения) по адресу: <адрес>. Жильченко С.Н. как собственник указанного объекта недвижимости при проведении технического осмотра и обследовании проверяющей организацией не присутствовал, не уведомлялся о дате проведения проверки, соответственно не имел законной возможности дать пояснения по данному факту. Представителем ООО «Краснодар Водоканал» не представлено доказательств уведомления ответчика о составлении акта обследования на предмет безучётного (бездоговорного) водопотребления, также не представлены доказательства отказа ответчика от подписания акта. Водопроводные коммуникации на участке по адресу: <адрес> были проведены в 2012 году согласно договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО6 и ООО «Дельта Строй». Собственником жилого дома по указанному адресу ответчик стал ДД.ММ.ГГГГ, фактически в таковой заселился в мае 2013 года. С момента заселения и по настоящее время централизованными сетями водоснабжения ответчик не пользовался, так как на территории домовладения имеется подземная скважина, которая полностью обеспечивает автономное водоснабжение частного дома. Использование скважины полностью законно, так как в соответствии со ст. 19 ФЗ «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) собственники земельных участков, имеют право осуществлять в границах данных земельных участков использование для участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки. При таких обстоятельствах, в иске ООО «Краснодар Водоканал» должно быть отказано.
Выслушав представителя истца, ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ООО «Краснодар Водоканал» удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании Жильченко С.Н. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в ходе технического осмотра специалистами ООО «Краснодар Водоканал» (акт технического осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что по указанному адресу располагается жилом дом, правообладателем которого является Жильченко С.Н. водоотведение, которого осуществляется в централизованную сеть водоснабжения. Специалистами ООО «Краснодар Водоканал» обнаружена технологическая врезка d-32 мм. Договор, оказания услуг на водоснабжение и водоотведение ответчиком с гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения, то есть с ООО «Краснодар Водоканал» не заключался.
В адрес ответчика ООО «Краснодар Водоканал» была направлена претензия с требованием произвести оплату за самовольное потребление услуг водоснабжения и (или) незаконное подключение к системам водоснабжения, ответчик оплату не произвел, в связи с чем, общество обратилось в суд в защиту своих нарушенных прав с иском о взыскании задолженности за самовольное потребление услуг водоснабжения и (или) незаконное подключение к системам водоснабжения за 183 дня в размере 487 288 рублей 17 копеек.
Однако, судом установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> на основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО7 и ФИО8 произведено бурение скважин под техническую воду 2125мм на объекте по адресу: <адрес> глубиной 28 метров. А также суду представлен договор подряда за № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым на этом же земельном участке ООО «Дельта Строй» осуществлены работы по устройству наружных сетей водопровода ? 110 мм протяженностью 190 м на участке по <адрес> по адресам: <адрес>.
При таких обстоятельствах судом установлено, что на территории домовладения имеется подземная скважина, которой пользуется ответчик Жильченко С.Н., потребление водоснабжения через централизованную сеть ответчиком не осуществляется, факт подключения к системам водоснабжения ООО «Краснодар Водоканал», в судебном заседании не доказан.
При этом, суд принимает во внимание доводы ответчика о том, что он не был уведомлен надлежащим образом о проведении обществом проверки, в связи с чем был лишен возможности давать пояснения по данному факту и т.тд.
Так, в силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Из пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) следует, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Кодекса).
Отношения абонентов (заказчиков) и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируют Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), а также Правила № 776.
Согласно пунктам 35 и 36 Правил № 644 абонент обязан обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента. Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной) холодной воды, объемов принятых (отведенных) сточных вод абонентом, транзитными организациями; осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.
В соответствии с пунктом 84 Правил № 644 абонент обязан в порядке, установленном данными Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам, в том числе, для проверки исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями.
Согласно пункту 147 Правил № 644 абонент, транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам: а) для проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми абонентом показаниями; б) для проведения поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета в случае, если такие приборы учета принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или организация обеспечивает их обслуживание; в) для опломбирования приборов учета холодной воды, сточных вод; г) для отбора проб в установленных местах отбора проб в целях проведения производственного контроля качества питьевой воды, контроля качества сточных вод; д) для обслуживания водопроводных, канализационных сетей и оборудования, находящихся на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства; е) для проверки водопроводных, канализационных сетей, иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
На основании пункта 148 Правил № 644 абонент, транзитная организация обеспечивают беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента, транзитной организации о дате и времени посещения.
Изложенные положения Правил № 644 содержат в себе правило о том, что для проведения мероприятий, установленных пунктом 147 Правил, требуется предварительное оповещение абонента о дате и времени посещения.
На основании пункта 149 Правил № 644 уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае если доступ предоставляется для проверки, по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом.
Указанным пунктом Правил № 644 предусмотрено право абонента присутствовать при соответствующих проверках.
Из системного анализа приведенных норм права следует, что спорный акт будет являться действительным, если: абонент был надлежащим образом извещен о предстоящей проверки, но не обеспечил явку представителя; либо если абонент, надлежащим образом извещенный о предстоящей проверки, направил своего представителя, который расписался в акте о срыве пломбы, либо отказался от его подписания, о чем представители организации водопроводно-коммунального хозяйства сделали в акте соответствующую отметку.
Из представленного суду акта технического осмотра водопроводно-канализационных устройств следует, что обследование проводилось в отсутствие абонента – собственника Жильченко С.Н., подпись которого в данном акте отсутствует, указание на его присутствие либо отказ от подписи в акте обследования также не зафиксирован, также суду не представлено и надлежащего уведомления ответчика о предстоящем осмотре.
Как указано выше, право абонента присутствовать при проведении проверок организацией водопроводно-канализационного хозяйства предусмотрено нормами действующего законодательства. Указанное право заведомо не может быть реализовано абонентом при отсутствии у него информации о проведении такой проверки. Следовательно, отсутствие уведомления со стороны организации водопроводно-канализационного хозяйства фактически лишает абонента возможности реализовывать принадлежащие ему права, что неправомерно.
В нарушение требований действующего законодательства акт обследования составлен в отсутствие надлежащим образом уведомленного абонента, не содержит его подписи. Ответчик Жильченко С.Н. отрицает факт его уведомления о предстоящей проверке и ссылается на лишение права на предъявление возражений и пояснений, относительно зафиксированных данных в акте обследования. Водоканал, в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, не представил доказательств уведомления абонента о предстоящей проверке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости в удовлетворении исковых требований ООО «Краснодар Водоканал» к Жильченко С.Н. о взыскании задолженности за самовольное потребление услуг водоснабжения и (или) незаконное подключение к системам водоснабжения и взыскании судебных расходов отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ООО «Краснодар Водоканал» к Жильченко С.Н. о взыскании задолженности за самовольное потребление услуг водоснабжения и (или) незаконное подключение к системам водоснабжения и взыскании судебных расходов — отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.
Председательствующий: