ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1250/15 от 11.08.2015 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2–1250/2015

З А О Ч Н О Е РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2015 года

город Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Масалевой О. А.,

при секретаре Анухиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *** городского прокурора Ленинградской области в защиту неопределенного круга лиц к ООО «***» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов, обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных в границах муниципального образования <адрес> муниципального района Ленинградской области на земельном участке с кадастровым номером *** на отметке км 10+700 региональной автомобильной дороги <адрес> в 50 м от знака «***», съезд направо, ведущий к железнодорожному тупику, слева от здания металлопрофиля специализированным транспортом на санкционированный полигон твердых бытовых отходов,

у с т а н о в и л:

*** городской прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ООО «***» о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов, обязании организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных в границах муниципального образования <адрес> муниципального района Ленинградской области на земельном участке с кадастровым номером *** на отметке км 10+700 региональной автомобильной дороги <адрес> в 50 м от знака «***», съезд направо, ведущий к железнодорожному тупику, слева от здания металлопрофиля специализированным транспортом на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.

В обоснование иска прокурор указал, что *** городской прокуратурой дд.мм.гг совместно со специалистами Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, с привлечением специалистов администрации МО <адрес> муниципального района Ленинградской области, специалистов ООО «***» проведена проверка исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории МО <адрес>. В ходе проверки установлено, что в границах МО <адрес>, на отметке км 10+700 региональной автомобильной дороге <адрес> в 50 метрах от знака «***». съезд направо, ведущий к ж/д тупику, слева от здания из металлопрофиля выявлена несанкционированная свалка отходов. Объем отходов 15 куб.м. Площадь загрязнения 12 кв.м. Состав отходов - ГКО, древесные отходы. Свалка расположена за границами 9-метровой полосы отвода региональной дороги. Согласно сведениям, представленным администрацией МО <адрес> земельный участок, на котором расположена свалка имеет кадастровый номер ***, категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, безопасности и земли иного специального назначения и находится в собственности ООО «***». Указанные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи данного земельного участка от дд.мм.гг*** между МО <адрес> и ООО «***», кадастровым паспортом земельного участка. Факт нахождения свалки на указанном земельном участке подтверждается актом выездной проверки от дд.мм.гг, фототаблицей, иными материалами проверки. Ненадлежащее выполнение ООО «***» возложенных законом обязанностей по организации процесса сбора и вывоза бытовых отходов с предоставленного в собственность земельного участка ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде (ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения»).

Участвующий в деле процессуальный истец прокурор В.С. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «***» в судебное заседание не явился, уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства, поскольку с места регистрации юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ, вернулось судебное извещение с отметкой почты «»не значится».

Суд, с согласия участвующего в деле прокурора, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке заочного производства на основании ст.233 ГПК РФ.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 12, ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

На основании ч.1 ст.22 вышеуказанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.8 и ст.13 Федерального закона № 89-Ф от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Областным законом Ленинградской области № 7-оз от 04 марта 2010 года «Об обращении с отходами в Ленинградской области» к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 1 ст. 6), а в силу ст.14 данного Областного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.

В соответствии с ГОСТом 30772-2001, введенным Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. № 67-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13); собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (п.7.8), если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В судебном заседании установлено, что *** городской прокуратурой дд.мм.гг совместно со специалистами Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, с привлечением специалистов администрации МО <адрес> муниципального района Ленинградской области, специалистов ООО «***» проведена проверка исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории МО <адрес>. В ходе проверки установлено, что в границах МО <адрес>, на отметке км 10+700 региональной автомобильной дороге <адрес> в 50 метрах от знака «***». съезд направо, ведущий к ж/д тупику, слева от здания из металлопрофиля выявлена несанкционированная свалка отходов. Объем отходов 15 куб.м. Площадь загрязнения 12 кв.м. Состав отходов - ГКО, древесные отходы. Свалка расположена за границами 9-метровой полосы отвода региональной дороги (л.д.8-10). Панорамными снимками (фототаблицей), приложенными к акту, подтверждается нахождение свалки бытовых отходов, откуда следует, что свалка состоит из бытовых отходов и мусора и не является свалкой, образовавшейся непосредственно в результате эксплуатации дороги от проезжающего по ней автотранспорта либо неоднократных единичных случаев выноса ТБО жителями <адрес>

Согласно выкопировке из графического плана земель в районе границ муниципального образования <адрес> несанкционированная свалка находится в границах муниципального образования <адрес> муниципального района (л.д. 19).

С учетом изложенного, судом установлено, что рассматриваемая судом свалка не является санкционированной.

Судом установлено, что дд.мм.гг между МО <адрес> муниципальный район и ООО «***» заключен договор купли-продажи земельного участка № ***, согласно которому ООО «***» приобрело земельный участок площадью 21796, 00 кв.м с кадастровым номером ***, расположенный <адрес>, зе пределами ориентира, целевое назначение: под здание склада с железнодорожным тупиком №***

Таким образом, судом установлено, что свалка является несанкционированной, расположена на территории муниципального образования <адрес> на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ответчику.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в силу закона в обязанности собственника земельного участка входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на принадлежащем ему участке, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия мер направленных на защиту земель от загрязнения, от захламления отходами производства и потребления, а так же на ликвидацию последствий загрязнения и захламления земли в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Судом установлено, что указанная свалка состоит из бытовых отходов и мусора.

Судом признается, что указанная свалка образовалась и продолжает существовать в результате ненадлежащего исполнения со стороны собственника земельного участка ООО «***» обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории принадлежащего ему участка и бездействия по неорганизации ликвидации несанкционированной свалки, в результате которых нарушаются права и законные интересы граждан.

На основании изложенного, суд признает исковые требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Учитывая объем работ, связанных с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории земельного участка, суд находит необходимым установить срок для совершения указанных действий ответчику в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

При наличии оснований, ответчик не лишен права обратиться с заявлением в порядке ст.203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным бездействие ООО «***» по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в границах МО <адрес> района Ленинградской области, на земельном участке с кадастровым номером ***, на отметке км 10+700 региональной автомобильной дороги <адрес> в 50 метрах от знака «***», съезд направо, ведущий к железнодорожному тупику, слева oт здания из металлопрофиля.

Обязать ООО «***» в срок один месяц с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, незаконно размещенных в границах МО <адрес> района Ленинградской области, на земельном участке с кадастровым номером *** на отметке км 10+700 региональной автомобильной дороги <адрес> в 50 метрах от знака «***», съезд направо, ведущий к железнодорожному тупику, слева от здания из металлопрофиля специализированным транспортом па санкционированный полигон ТБО.

Ответчик вправе подать судье заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: подпись Масалева О.А.

***

***