Дело № 2-1250/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07.05.2014 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Новоселовой Д.В.,
при секретаре Братчиковой Ю.А.,
с участием истца Самарцевой Г.В., представителя ответчика по доверенности Ковалевской Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарцевой Г. В. к ООО «УК «ДСТ» о признании расчетов УК ДСТ по воде на общедомовые нужды недействительными, признании выставленного долга по коммунальным платежам незаконным
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании начислений по воде на общедомовые нужды не соответствующими постановлению Правительства № 344 от 16.04.2013 г., признании выставленного ей в счетах квитанциях за коммунальные услуги долг по воде на ОДН за период с Дата по Дата неправомерным, обязать УК «ДСТ» произвести перерасчет и принести извинения на квитанциях за коммунальные услуги за обман и неосновательное обогащение за счет завышения платы за воду на ОДН.
Исковые требования мотивирует тем, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: г. Адрес Предоставление коммунальных услуг осуществляет ООО «Управляющая компания «ДСТ». Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанной исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Постановлением правительства РФ от 16. 04. 2013 г. №344, введены с Дата предельные нормативы на ОДН по горячему, холодному водоснабжению на ОДН. Указанные нормативы распределяются по формуле в месяц на ... человека. Предъявляемый в квитанциях расчет ОДН за водоснабжение значительно превышает объем коммунальной услуги ОДН, рассчитанной исходя из норматива потребления.
Согласно Постановлению Правительства № 344 от 16.094.2013 г. норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:
где:
- норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению (куб. м в месяц на 1 человека),
0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека);
K - численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Пермского края от 17.05.2013 г. СЭД-38-01-03-66 данная формула доведена до всех управляющих компаний.
Однако ООО «УК «ДСТ» с Дата расчет ОДН по воде производит по надуманным формулам, выставляет задолженность между начисленными суммами ООО «УК «ДСТ» и уплаченными ей.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика с иском не согласна, пояснила, что отсутствуют основания для его удовлетворения. Начисление платы за ОДН производилось согласно Постановлению Правительства Пермского края № 354, ст. 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разница между показаниями общедомового прибора учета и начислениями жильцам согласно нормативу потребления и показаниям индивидуальных приборов учета начислялась жильцам пропорционально площади квартиры, поскольку указанный коммунальный ресурс был потреблен именно лицами, проживающими в данном многоквартирном доме. Ссылку истца на п.44 Постановления Правительства РФ № 354 считает несостоятельной, поскольку его содержание противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам, а именно ст. 546 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью ... кв. м, расположенная по адресу: Адрес В квартире зарегистрирован ... человек.
Предоставление коммунальных услуг осуществляет ООО «Управляющая компания ДСТ». Данный факт не оспаривается сторонами.
Жилой дом по адресу: Адрес оборудован общедомовыми приборами учета холодного и горячего водоснабжения.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение названного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (части 1 и 2 статьи 157).
Таким образом, право высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации устанавливать Правила №354 и Правила №306 закреплено Жилищным Кодексом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленных полномочий, было вправе признать утратившими ранее действовавшие правила предоставления коммунальных услуг гражданам и утвердить новые.
Абзацы второй и третий пункта 44 Правил №354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил №354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Приведенное правовое регулирование непосредственно вытекает из положений части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предписывающей, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
По смыслу данного законоположения, применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил №354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 названного Федерального закона.
Формула 26 приложения к Правилам №306 определяет норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды (куб. в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) исходя из произведения 0, 09 куб. холодной (горячей) воды, расходуемой на общедомовые нужды (куб м в месяц на 1 человека) и отношения численности жителей, проживающих в многоквартирном доме, и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. При этом в пункте 27 приложения к Правилам №306 приведен перечень помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома), который включает площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанного показателя, и, соответственно, всей формулы.
Кроме того, указанный в формуле норматив определяется согласно разделу II приложения к данным Правилам №306 с применением расчетного метода, а не метода аналогов, основанного на данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета и отличающегося высокой точностью.
Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 16.04. 2013 г. №344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» изменен механизм расчета норматива потребления холодной воды на общедомовые нужды.
Законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме, как это следует из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направленно на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Ответчиком не представлено доказательств, что применяемый ими порядок расчета утвержден на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома, в связи с чем начисление платы на общедомовые нужды, должно осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 16.04.2013 г.) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а именно формулой № 26, установленной п. 27 Правил.
Учитывая изложенное требования истца о признании начислений по воде на общедомовые нужды ООО «УК ДСТ» не соответствующими Постановлению Правительства № 344 от 16.04.2013 г., выставленный долг по воде на ОДН неправомерным, обязании произвести перерасчет - законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Требования Самарцевой Г.В. об обязании ООО «УК «ДСТ» на квитанциях за коммунальные услуги принести извинения за обман и неосновательное обогащение за счет завышения платы за воду по ОДН удовлетворению не подлежат.
Как установлено в ходе судебного заседания денежные средства Самарцевой Г.В. по оплате водоснабжения на ОДН, исходя из расчета предъявленного управляющей компанией, не вносились, соответственно факт неосновательного обогащения не имел места. Факт обмана так же не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать начисления по воде на общедомовые нужды ООО «УК «ДСТ» Самарцевой Г. В. не соответствующими Постановлению Правительства № 344 от 16.04.2013 г. "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", признать выставленный Самарцевой Г. В. в счетах квитанциях долг за коммунальные услуги на общедомовые нужды неправомерным, обязать ООО «УК «ДСТ» произвести ФИО10 перерасчет коммунальных услуг на общедомовые нужды за период с Дата по Дата в соответствии с Постановлением Правительства № 344 от 16.04.2013 г. "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг". В удовлетворении оставшейся части исковых требований – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
...
...
Судья Д.В.Новоселова