Ревдинский городской суд Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ревдинский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1251К\10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 декабря 2010 года г.Ревда
Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Козловских Н.Ю., при секретаре Любиченко Л.П.,
С участием представителя истца – помощника прокурора г. Ревды Дорошенко В.С.,
Представителя ответчика Администрации ГО Ревда ФИО1, представителей третьих лиц: МУ «Ревдинское городское лесничество» ФИО2, ГУ МЧС ФИО3, ГУСО «Билимбаевское лесничество» ФИО4,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ревды к Администрации городского округа Ревда – об обязывании разработать и выполнить мероприятия по обеспечению мер пожарной безопасности, выполнить комплекс мероприятий по переводу земель лесного фонда в земли поселений, создать муниципальную охрану,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Ревды обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО Ревда и просил обязать ответчика разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, а именно произвести обустройство защитных противопожарных полос на территории ГО Ревда, а также обязать ответчика создать муниципальную пожарную охрану.
В ходе подготовки дела к слушанию истец неоднократно дополнял и уточнял заявленные требования и в окончательном варианте просил обязать Администрацию ГО Ревда:
- разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня в лесных кварталах 23,79,41(р),53(р),67 (р),77(р),79 (р),8 (г),17 (м), 31 (м), 173 (д) на жилые постройки, садоводческие, дачные объединения на протяжении примыкания лесного массива к жилой застройке путем вырубки насаждений или иным способом;
-разработать и выполнить комплекс мероприятий по переводу земель лесного фонда (участков лесных кварталов 28,91,42) в земли поселений в той части, в какой необходимо для выполнения п.15 ст. 69, п1 ст. 75 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и обязать администрацию на участках этих лесных кварталов, входящих в состав земель государственного лесного фонда, выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня на жилые постройки, садоводческие, дачные объединения на протяжении примыкания лесного массива к жилой застройке путем вырубки насаждений или иным способом.
- в отдаленных населенных пунктах создать муниципальную пожарную охрану.
В судебном заседании представитель истца Дорошенко В.С. требования поддержал. В обоснование заявленных требований в подтверждение имевших место нарушений прокурор сослался на акты выездных проверок от 16.08.2010 года и от 9.11.2010 года. В обоснование первого требования он суду пояснил, что в указанных выше кварталах лес непосредственно примыкает к жилым застройкам, что создает угрозу переброса лесного огня на жилые постройки. То есть имеет место несоблюдение требований п.15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В Администрации ГО Ревда отсутствует план мероприятий приведения указанных кварталов в соответствие требованиям пожарной безопасности. В обязанности муниципальных образований входит проведение указанных в требовании мероприятий в силу пп.10 п.1 ст. 16 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 63 ФЗ-123. По второму требованию он пояснил, что в кварталах 28,91,42 имеют место те же нарушения требований п.15 ст. 69 ФЗ-123. Но поскольку эти кварталы относятся к землям государственного лесного фонда, имеется необходимость в передаче их в муниципальную собственность для выполнения муниципальным образованием мероприятий, исключающих возможность переброса огня на жилые постройки, садоводческие товарищества, дачные объединения. В обоснование данного требования он сослался на ст. 8 ФЗ-172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». По третьему требованию он пояснил, что в соответствии со ст. 11.1 ФЗ «О пожарной безопасности» на органы местного самоуправления возложено создание муниципальной пожарной охраны, предназначенной для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В настоящее время не выполняются требования п.1 ст. 76 ФЗ-123. Время прибытия подразделений ОГПН Ревдинского района в пос. ЖБИ, п. Кирзавод, с. Кунгурка, с. Мариинск, относящиеся к г. Ревде, превышает предусмотренные указанной нормой закона нормативы в связи с удаленностью дислокации подразделений пожарной охраны на территории городского округа. По его мнению соблюдение нормативного времени прибытия пожарных подразделений может быть достигнуто только путем создания на территории городского округа дополнительных пожарных подразделений – муниципальной пожарной охраны. Он полагает, что создание муниципальной пожарной охраны относится к первичным мерам пожарной безопасности, предусмотренным ст. 63 ФЗ-123, а выполнение первичных мер пожарной безопасности в силу пп.10 п.1 ст. 16 ФЗ-131 относится к вопросам местного значения.
Представитель ответчика ФИО5 первое требование прокурора признала частично, остальные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать. По первому требованию она суду пояснила, что считает необоснованной ссылку прокурора на ФЗ-123, как на основание требований, поскольку в силу ч.2 этого закона, он подлежит распространению на вновь строящиеся жилые дома. По большинству указанных прокурором кварталов сотрудниками государственного пожарного надзора факты нарушений требований пожарной безопасности не устанавливались, предписания не выдавались. По ее мнению определить, какие именно и в каких местах необходимо выполнить мероприятия должны решать специалисты госпожнадзора. В то же время, она не отрицала, что в части кварталов, принадлежащих ГО Ревда, указанных в исковом заявлении, не соблюдаются расстояния от лесных участков до границ жилой застройки – кварталы № 79(р),67(р),23(р),17(м),31(м),173(д) и в силу ст. 16 ФЗ-131 признала необходимость выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности согласно заключению, представленному в суд МУ ГО Ревда «Ревдинское городское лесничество». В остальных кварталах, указанных в иске прокурором, по ее мнению не доказано, что имеют место нарушения требований пожарной безопасности.
По второму требованию она пояснила, что лесные кварталы 28,91,42 относятся к землям государственного лесного фонда, ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности в которых в данном случае несет «Билимбаевское лесничество». Полномочий на проведение в этих кварталах мероприятий, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности и в том числе создание минерализованных полос, предполагающих вырубку леса, у муниципального образования нет. В обоснование своих доводов она сослалась на ст.ст. 83,84 Лесного Кодекса РФ. Со стороны Администрации ГО Ревда принимались попытки перевода земель в том числе в указанных кварталах в муниципальную собственность. Министерством природных ресурсов было дано согласие на включение кварталов в городскую черту без передачи без исключения из гослесфонда, - что делало бессмысленным такой перевод. В то же время, у муниципального образования отсутствуют полномочия по переводу земель, а также отсутствует и такая обязанность, предусмотренная законом.
По третьему требованию она суду пояснила, что создание муниципальной пожарной охраны не относится к первичным мерам пожарной безопасности. Создание муниципальной пожарной охраны в силу ст. 16.1 ФЗ-131 является вопросом, не отнесенным к вопросам местного значения городского округа. Данной нормой закона предусмотрено право, а не обязанность администрации городского округа на создание муниципальной пожарной охраны. При этом частью 2 ст. 16.1 установлена оговорка, что право решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, за счет местных доходов имеется лишь при отсутствии межбюджетных трансфертов. Бюджет ГО Ревда относится к дотационным, межбюджетные трансферты составляют в 2010 году более 50%, что делает невозможным использование средств местного бюджета на мероприятия, предусмотренные ст.16.1 ФЗ-131. Кроме того, претензии по дислокации и по численности государственных пожарных подразделений должны быть адресованы прокурором в соответствующие государственные органы. Правительством Свердловской области разрабатываются мероприятия, в которых будет предусмотрено создание дополнительных подразделений пожарной охраны за счет средств областного бюджета. На администрации ГО Ревда будет возложена обязанность по содержанию штата этих подразделений. В настоящее время администрацией ГО Ревда предприняты меры, направленные на локализацию пожаров в удаленных от центра города территориях путем заключения договоров с отдельными гражданами, которые выполняют роль добровольных пожарных дружин и со своими обязанностями справляются.
Представитель третьего лица МУ ГУ Ревда «Ревдинское городское лесничество» ФИО2 суду пояснила, что она по требованию прокурора принимала участие в выездных проверках от 16.08.2010 года и от 9.11.2010 года. Во время первой выездной проверки от нее требовалось информировать прокурора по номерам кварталов. При этом, кому эти кварталы принадлежат вопрос не стоял. В ходе второй выездной проверки она своей подписью удостоверила, что в указанных в Акте проверки кварталах лес непосредственно примыкает к жилой застройке. При этом она имела в виду не само строение, а границу приусадебного участка. Она полагает, что не на всех участках, указанных прокурором в последнем иске имеется необходимость проведения минерализованных полос, о чем ею указано в представленном суду заключении. При этом она не наделена полномочиями устанавливать факты нарушения пожарной безопасности и в этой части ответственность за сведения, указанные прокурором в акте проверки не несет.
Представитель третьего лица ГУ МЧС по Свердловской области ФИО3 суду пояснил, что он подписал Акты выездных проверок от 16.08.2010 года и от 9.11.2010 года, хотя фактически ни в одной из них участия не принимал. Утверждая, что в выездных проверках участвовал кто-то из его сотрудников, он затруднился сказать, кто именно выезжал. По результатам этих выездных проверок отсутствовали основания для внесения каких-либо предписаний в адрес Администрации ГО Ревда. Со стороны ГУ МЧС проводятся регулярные плановые проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании, в ходе которых выносились предписания, в случае неисполнения которых должностные лица были привлечены к административной ответственности. В лесных кварталах, находящихся в федеральной собственности была установлена необходимость выполнить ряд мероприятий по предотвращению пожаров, по организации противопожарных разрывов. Ответственным за эту работу является «Билимбаевское лесничество», с руководителем которого в 2010 году при администрации ГО Ревда состоялось соответствующее заседание и представителю Лесхоза было поручено разработать и выполнить соответствующие мероприятия. Сведениями об исполнении он не располагает. Он также поддержал требование прокурора в части обязывания Администрации ГО Ревда создать муниципальную пожарную охрану. Он располагает сведениями о том, что подразделения ОГПН не успевают прибыть в отдаленные районы к месту пожара в нормативное время. В то же время он суду пояснил, что граждане, с которыми Администрацией ГО Ревда заключены договоры на оказание услуг по защите населения, строений и материальных ценностей и лесных массивов от пожаров, прошли специальную подготовку в области тушения пожаров и имеют возможность их локализации до приезда специального подразделения.
Представитель третьего лица ГУСО «Билимбаевское лесничество» ФИО4 суду пояснил, что лесные кварталы 28,91,42 принадлежат Российской Федерации, закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУСО «Билимбаевское лесничество». Любые мероприятия, связанные с переводом данных земель из одной категории в другую, а также мероприятия, связанные с вырубкой лесных насаждений на данной территории осуществляются на основании решения исполнительного органа власти в области лесных насаждений субъекта Федерации – Министерства природных ресурсов по Свердловской области. Билимбаевское лесничество разрабатывает план мероприятий с целью предупреждения угрозы возникновения лесных пожаров и их быстрой локализации, согласовывает этот план с Министерством природных ресурсов по Свердловской области, в чьем подчинении находится, а затем поручает специальному предприятию – Билимбаевскому лесхозу выполнение этих мероприятий.
В ходе подготовки дела к слушанию судом сторонам были разъяснены положения стэ.ст.12,35,56 ГПК РФ и на сторону истца была возложена обязанность доказать обоснованность заявленных им требований а также наличие нарушений со стороны ответчика законодательства о пожарной безопасности.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, считает первое требование прокурора подлежащим удовлетворению, в второе и третье – не подлежащими удовлетворению.
По первому требованию судом установлено, что со стороны Администрации ГО Ревда имеют место нарушения п.15 ст. 69 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предусматривающего, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Данные обстоятельства подтверждаются Актами выездных проверок от 16.08.2010 года и от 9.11.2010 года. Согласно Акту от 9.11.2010 года данные нарушения установлены в лесных кварталах 23,79,41(р),53(р),67 (р),77(р),79 (р),8 (г),17 (м), 31 (м), 173 (д), находящихся в муниципальной собственности ГО Ревда.
При этом суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» распространяется только на вновь строящиеся объекты. Согласно п.1 ч.2 этого закона его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Согласно ст. 63 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»и в силу пп.10 п.1 ст. 16 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в обязанности Администрации ГО Ревда среди прочих первичных мер пожарной безопасности входит разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории.
Судом установлено, что в Администрации ГО Ревда отсутствует план мероприятий приведения указанных кварталов в соответствие требованиям пожарной безопасности. Данный факт представитель ответчика не оспаривала и такой план суду не представила.
По второму требованию истцом не доказано, что обязанностью Администрации ГО Ревда является разработка и выполнение комплекса мероприятий по переводу земель лесного фонда (участков лесных кварталов 28,91,42) в земли поселений. А также не доказана обязать администрации на участках этих лесных кварталов, входящих в состав земель государственного лесного фонда, выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня на жилые постройки, садоводческие, дачные объединения на протяжении примыкания лесного массива к жилой застройке путем вырубки насаждений или иным. Требования прокурора в этой части находятся в противоречии с действующим законодательством.
Все стороны признают, что лесные кварталы 28,91,42 относятся к землям государственного лесного фонда, и в силу такого признания данный факт не нуждается в дополнительном доказывании.
Статьей 2 Федерального Закона № 131 к компетенции городского округа входит осуществление полномочий по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно с.1 и ч.4 статьи 12 того же Закона изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Статьей 15 этого Закона разработка и выполнение комплекса мероприятий по переводу земель государственного лесного фонда в земли поселений к вопросам местного значения муниципального района не отнесены.
Не отнесены эти вопросы к компетенции муниципального района и Федеральным законом № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Из смысла статьи этого закона следует, что имеется право органа местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Не предусмотрена такая обязанность и Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.
Статьей 8 Земельного кодекса предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
Согласно п.4 ч.1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) на землях лесного фонда.
К полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений статьей 84 Лесного Кодекса РФ отнесено только осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Прокурор, предъявляя требование об обязывании Администрации ГО Ревда совершить действия, направленные на перевод земельных участков из государственной собственности в
муниципальную, то есть заставляя ответчика использовать право, а не исполнить обязанность, вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре». Более того, прокурор заявил незаконное требование к Администрации ГО Ревда об обязывании выполнить мероприятия на участках лесных кварталов, входящих в состав земель государственного лесного фонда, поскольку такие полномочия органам местного самоуправления законом не предоставлены.
Ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности на участках лесных кварталов, входящих в состав земель государственного лесного фонда в данном случае несет «Билимбаевское лесничество».
В то же время, Администрацией ГО Ревда представлены доказательства того, что принимались попытки перевода земель в том числе в указанных кварталах в муниципальную собственность. Министерством природных ресурсов было дано согласие на включение кварталов в городскую черту без исключения лесов из гослесфонда, что подтверждается справкой начальника управления по землепользованию и градостроительству и приложенными к ней заключениями Департамента природных ресурсов.
Третье требование прокурора суд также находит незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно п.1 ст. 76 ФЗ-173 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. Данная норма касается существующих и вновь создаваемых подразделений пожарной охраны.
Однако, эта норма закона не предусматривает в случае нарушения установленных ею нормативов обязанность создания новых подразделений пожарной охраны, либо обязанность создания муниципальной пожарной охраны.
Согласно п.10 ст. 16 ФЗ-131 к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 19 ФЗ-69 «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Создание муниципальной пожарной охраны в силу ст. 16.1 ФЗ-131 является вопросом, не отнесенным к вопросам местного значения городского округа. Данной нормой закона предусмотрено право, а не обязанность администрации городского округа на создание муниципальной пожарной охраны. При этом частью 2 ст. 16.1 установлена оговорка, что право решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, за счет местных доходов имеется лишь при отсутствии межбюджетных трансфертов. Согласно представленному в судебное заседание стороной ответчика заключению счетной палаты ГО Ревда от 16.03.2010 года, бюджет ГО Ревда относится к дотационным, межбюджетные трансферты составляют в 2010 году более 50%. Дефицит бюджета подтверждает доводы стороны ответчика о невозможности использования средств местного бюджета на мероприятия, предусмотренные ст.16.1 ФЗ-131.
Кроме того, претензии по дислокации и по численности государственных пожарных подразделений должны быть адресованы прокурором в соответствующие государственные органы. Согласно Стратегии создания подразделений пожарной охраны на территории Свердловской области на период до 2020 года Правительством Свердловской области разрабатываются мероприятия, в которых будет предусмотрено создание дополнительных подразделений пожарной охраны в том числе в Ревдинском городском округе за счет средств областного бюджета. На администрацию ГО Ревда предполагается возложение обязанности по содержанию штата этих подразделений. В настоящее время администрацией ГО Ревда предприняты меры, направленные на локализацию пожаров в удаленных от центра города территориях путем заключения договоров с отдельными гражданами, которые выполняют роль добровольных пожарных дружин и со своими обязанностями справляются. Данный факт подтверждается договорами на предоставление услуг (л.д.45-50), а также пояснениями представителя третьего лица ГУ МЧС по Свердловской области ФИО3 Он суду пояснил, что указанные лица проходят специальное обучение локализации и тушения пожаров, имеют специальную подготовку и справляются со своими обязанностями.
Приведенные в судебном заседании доводы прокурора об обязанности Администрации ГО Ревда тушить пожары не основаны на законе.
Прокурор, предъявляя требование об обязывании Администрации ГО Ревда создать муниципальную пожарную охрану, то есть заставляя ответчика использовать право, а не исполнить предусмотренную законом обязанность, вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию ГО Ревда разработать и выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования в лесных кварталах 23,79,41(р),53(р),67 (р),77(р),79 (р),8 (г),17 (м), 31 (м), 173 (д).
Отказать прокурору г. Ревды в удовлетворении остальных требований к Администрации ГО Ревда.
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2010 года.
Судья подпись
Копия верна
Судья Н.Ю. Козловских