Дело № 2-1251/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2016 года город областного значения Бор
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю. при секретаре Паниной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании здания жилым домом, обязании внести изменения в запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
У с т а н о в и л:
Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании здания жилым домом, обязании внести изменения в запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка и дома с назначением: нежилое, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ границы земельного участка были уточнены в результате проведения кадастровых работ, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. В последствии по заявлению истицы была проведена техническая инвентаризация объекта, находящегося на данном участке, в результате чего установлено назначение жилой дом, что также подтвердила строительно-техническая экспертиза. Администрацией городского округа город Бор Нижегородской области вынесено постановление о изменении вида разрешенного использования на «индивидуальный жилой дом», орган кадастрового учета в связи с изменениями сведений о здании, внес изменения в сведения кадастрового учета. Однако, Управление Росреестра по НО приостановила регистрацию изменений, указав, что возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состав земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством не предусмотрена, а в последствие отказало в государственной регистрации, в связи с чем, истица обращается в суд.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации городского округа город Бор Нижегородской области ФИО2, действующая по доверенности, с иском не согласна пояснив, что действиями администрации права истицы не нарушены. Администрацией издано постановление ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым изменен вид разрешенного использования двухэтажного нежилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, условный номер №, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, на «индивидуальный жилой дом». Согласно представленной истицей кадастрового плана (выписки) данный объект уже числится как жилой дом. Поскольку Управление Росреестра по НО отказывается истице вносит изменения в ЕГРП, пусть обжалует его действия.
Представитель Управления Росреестра по НО в суд не явился, имеется письменный отзыв, согласно которого просят в требования ФИО1 отказать, поскольку требование о признании жилым объекта недвижимости не относится к их компетенции, в связи с чем, они являются ненадлежащим ответчиком, а требование об обязании внести изменения в записи ЕГРП относительно площади и назначения объекта недвижимости не основано на законе.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Судом установлено, что истица является собственником земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается записью регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной на основании свидетельства на право собственности от ДД.ММ.ГГГГ№, что подтверждается документально.
Данный земельный участок стоит на кадастровом учете, границы которого и местоположение определены, что также подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка.
На данном земельном участке у истицы находится дом. Так, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, назначение: нежилое, 2 – этажный, общей площадью <данные изъяты> кв.м, согласно записи о регистрации права №.
Как следует из пояснений истицы в суде, данная регистрация объекта производилась, когда дом еще не был достроен. В настоящее время жилой дом достроен и согласно технического паспорта имеет следующие характеристики: общая площадь <данные изъяты> кв.м, жилая площадь <данные изъяты> кв.м.
Согласно проведенной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выполнено ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Нижегородский филиал Борское отделение следует, что нежилое здание дом Лит.А инвентарный номер №, расположенное по адресу: <адрес> соответствует типу объекта учета «жилой дом».
Истица, заявляя требования о признании здания с кадастровым номером № жилым домом обосновывает их тем, что Управление Росреестра по Нижегородской области отказывается внести изменения в ЕГРП относительно назначения объекта, поскольку возможность осуществление индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством не предусмотрена.
При этом, в соответствии с ч.4 ст.19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, согласно которому:
3. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
4. БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
7. В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
8. Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктами 5, 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 установлено, что жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости:
15) назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;
16) назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение;
17) вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме;
29) наименование здания, сооружения, определяемое порядком ведения государственного кадастра недвижимости, при наличии такого наименования.
Как установлено в суде постановлением администрации городского округа город Бор Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ изменен вид разрешенного использования двухэтажного нежилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, условный номер №, принадлежащего ФИО1 на праве собственности и расположенный по адресу: <адрес>, на «индивидуальный жилой дом».
Согласно кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ№ здания следует, в описании объекта недвижимого имущества п.3 назначение – жилой дом, п.4 наименование – жилой дом, которые внесены на основании вышеуказанного постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, суд находит неподлежащими удовлетворению требования ФИО1 о признании здания жилым домом, поскольку это не входит в компетенцию суда, к тому же орган исполнительный власти своим постановлением уже изменил вид разрешенного использования, что в свою очередь нашло отражение в сведениях кадастрового учета относительно назначения объекта недвижимости.
Относительно требований об обязании внести изменения в запись Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части площади и назначения дома, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статьи 12 названного Федерального закона:
Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (пункт 1). Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (пункт 2). Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок и сроки хранения разделов Единого государственного реестра прав, состав номера регистрации определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав (пункт 5). Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав (пункт 6 статьи 12 указанного Федерального закона). Аналогичные положения содержатся в пункте 7 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. N 765.
Пунктом 68 указанных Правил предусмотрено, что запись об изменениях используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него. К таким сведениям относятся в том числе перемена фамилии, имени, отчества физического лица, изменение наименования юридического лица, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п. (если запись подраздела I Единого государственного реестра прав в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил содержит сведения об объекте, требующие изменения).
Из анализа содержания указанного пункта Правил следует, что в данном случае речь идет о записи в ЕГРП таких изменений, какие не влекут за собой прекращение или переход права.
В Концепции федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы), которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 1101-р, отмечается, что развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью задач обеспечения социально-экономического развития страны, решения социальных, экономических и экологических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию. За счет создания единой учетно-регистрационной системы, реализации комплекса нормативных, административных и информационных мероприятий планируется сократить сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, количество необходимых процедур, а также повысить гарантии зарегистрированных прав и исключить административные барьеры и коррупционные проявления.
В соответствии с Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (утверждена Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2009 г. N 534) одними из важных задач долгосрочного и среднесрочного развития Российской Федерации определены: повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе оказание услуг в электронном виде, снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, в том числе централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов) и создание в Российской Федерации единой системы регистрации прав и кадастрового учета направлено на решение указанных задач за счет интеграции соответствующих информационных систем и объединения данных об объектах недвижимости, унификации процедур оказания учетно-регистрационных услуг, а также иных мероприятий организационного, технологического и правового характера, предусмотренных данной Концепцией.
Из анализа вышеприведенных положений законодательства следует, что в случае, когда внесением сведений в государственный кадастр недвижимости изменены лишь характеристики объекта недвижимости, эти сведения должны автоматически переноситься в Единый государственный реестр прав без дополнительной регистрации.
В данном случае право у истицы на спорное здание зарегистрировано, изменение назначения объекта с нежилого на жилой подтвержден постановлением Администрации городского округа город Бор Нижегородской области, изменение площади объекта установлено в результате инвентаризации, которая при получении свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ не проводилась, соответствующие сведения об уникальных характеристиках объекта были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в этой части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области внести изменения в части сведений о назначении здания и его площади, принадлежащем ФИО1 с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с данными содержащимися в государственном кадастре недвижимости.
В требованиях ФИО1 о признании здания жилым домом – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья - И.Ю.Копкина