ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1251/2021 от 17.03.2022 Лесозаводского районного суда (Приморский край)

25RS0009-01-2021-002818-32 № 2-143/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лесозаводск 17.03.2022

Лесозаводский районный суд Приморского края в составе судьи Гусева А.В.,

при секретаре судебного заседания Кочегаровой С.В.,

с участием прокурора Олешкевича Р.А.,

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2, участвующей в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Открытому акционерному обществу “Российские железные дороги” о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

хх.хх.хххх между истцом – ФИО1, хх.хх.хххх года рождения, и ФГУП “Дальневосточная железная дорога” МПС РФ в лице начальника Ружинской дистанции электроснабжения – структурной единицы Владивостокского отделения ДВЖД филиала ФГУП “Дальневосточная железная дорога” МПС РФ Р. заключен трудовой договор № хх. ФИО1 принят в Ружинскую дистанцию электроснабжения – структурную единицу Владивостокского отделения ДВЖД филиала ФГУП “Дальневосточная железная дорога” МПС РФ (в настоящее время Ружинская дистанция электроснабжения – структурное подразделение Дальневосточной дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО “Российское железные дороги”), район контактной сети Ружино (I Группа), на должность электромонтера контактной сети 3 разряда (с хх.хх.хххх электромонтер контактной сети 6 разряда).

Приказом начальника дистанции от хх.хх.хххх№ хх указанный трудовой договор прекращен (расторгнут), истец уволен с хх.хх.хххх на основании п. 14 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, п. 3.1 ст. 25 Федерального закона от 10.03.2003 № 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте” – в связи с включением его в предусмотренный ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Истец просит:

- отменить приказ начальника дистанции № хх от хх.хх.хххх об увольнении и восстановить его на прежней работе;

- взыскать с ответчика утраченный им заработок за период с хх.хх.хххх по день вынесения решения суда;

- взыскать с ответчика денежную компенсацию причиненного ему работодателем морального вреда в размере 50 000 рублей.

Обосновывает тем, что причиной его увольнения является то, что он сторонник вероучения “Свидетелей Иеговы”. Считает увольнение незаконным по следующим основаниям:

- Он не занимается активной агитацией. За период его работы в дистанции свыше 18 лет в его трудовой книжке сделано 15 записей о поощрениях, в 2020 году ему присвоено звание “Лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте”. При увольнении не было учитено его добросовестное отношение к труду в течение 18 лет работы в организации, а также факт нахождения на его иждивении несовершеннолетнего ребенка и супруги, которая в связи с отсутствием прививки от COVID-19 отстранена от заботы с хх.хх.хххх без сохранения заработной платы;

- Специальность электромонтера контактной сети не имеет никакого отношения к Перечню профессий работников железнодорожного транспорта, осуществляющих производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, утвержденному Приказом Министерства транспорта РФ от 02.02.2021 № 26.

- Не получив согласия профсоюзного комитета дистанции, полномочный представитель работодателя не имел права расторгать с ним трудовой договор в день получения мотивированного отказа профсоюзного комитета, а должен был по аналогии закона обжаловать такой отказ в судебном порядке. Также следует признать обоснованным указание профсоюзного комитета дистанции на тот факт, что указание его фамилии, имени и отчества на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в отсутствие иных моих персональных данных не исключает возможности ошибочной идентификации личности.

В связи с незаконностью увольнения он претерпел значительные нравственные страдания, унижено его человеческое и гражданское достоинство, он ощутил свою беззащитность перед произволом, и вседозволенностью работодателя, его нравственные страдания выражаются в ощущении тревоги, постоянного беспокойства, неопределенности. Он поставлен в условия отчаянности и безысходности.

В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивает.

Представитель ответчика с иском не согласен, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

- В соответствии с п. 3.1. статьи 25 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в РФ” от 10.01.2003 № 17-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.07.2019 N 233-ФЗ) на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, не принимаются лица, включенные в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В случае включения в данный перечень работника, выполняющего такую работу, трудовой договор с ним подлежит расторжению по инициативе работодателя. Во исполнение письма Департамента безопасности ОАО “РЖД” от хх.хх.хххх№ хх/ЦБЗ и телеграфного указания от хх.хх.хххх№ хх/ТЭ Дальневосточной дирекцией по энергообеспечению была проведена проверка нахождения работников дирекции в перечне лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу. В результате проверки было выявлено наличие в указанном перечне работника Ружинской дистанции электроснабжения ФИО1, хх.хх.хххх года рождения, уроженца ххххххх. Согласно пояснениям ФИО1 в отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации), которое в настоящее время находится в производстве Лесозаводского районного суда Приморского края (№ хх).

- Должность электромонтера контактной сети непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой. Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, выпуск 52, разделы: “Железнодорожный транспорт”; “Морской и речной транспорт”, утвержденному приказом Минтруда России от 18.02.2013 № 68н электромонтер контактной сети осуществляет техническое обслуживание и ремонт контактной сети постоянного и переменного тока, воздушных линий, подвешенных на опорах контактной сети. В силу п. 10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, контактная сеть – совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава. Таким образом, должность электромонтера контактной сети и выполняемые им работы непосредственно связаны с движением поездов.

- В соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” работники организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и заключившие трудовые договоры с работодателями – индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Порядок и сроки проведения указанной аттестации, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Приказом Минтранса России от 11.07.2012 № 231 утвержден Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также Порядок формирования аттестационных комиссий. Согласно п. 3 Порядка перечень профессий и должностей работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, определяется работодателем с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства работников, а при его отсутствии с иным представительным органом работников. Распоряжением ОАО “РЖД” от 17.01.2015 № 66р “О проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО “РЖД” утверждено “Положение о проведении аттестации работников ОАО “РЖД”, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО “РЖД”. Перечень таких основных профессий и должностей утвержден с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации ОАО “РЖД” Роспрофжела и является Приложением № 1 к Положению. Согласно разделу 11 Приложения № 1 (Трансэнерго) к работникам дистанций электроснабжения, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой, относятся электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи, по ремонту и обслуживанию электрооборудования, по ремонту и монтажу кабельных линий районов электроснабжения (п.5). Таким образом, работая в должности электромонтера контактной сети, ФИО1 относится к работникам, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, следовательно, у ОАО “РЖД” имелись все основания для расторжения с ним трудового договора на основании ст. 25 Закона № 17-ФЗ.

- При этом доводы истца о том, что расторжение трудового договора является незаконным, поскольку должность электромонтера контактной сети не входит в Перечень профессий работников железнодорожного транспорта, осуществляющих производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, которые проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного опьянения), утвержденных приказом Минтранса РФ от 02.02.2021 № 26 являются необоснованными и основанными на неверном толковании действующего законодательства. В указанный перечень включены не все профессии работников железнодорожного транспорта, осуществляющих производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, а лишь те, которые проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного опьянения), в основном это работники осуществляющие управление железнодорожным транспортом (машинисты и помощники машинистов). Между тем, к работникам, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования относятся и иные работники, в том числе электромонтеры контактной сети, а также дежурные по станции, диспетчеры, осмотрщики вагонов, сигналисты, монтеры пути, составители поездов, проводники, операторы дефектоскопных тележек, электромеханики и др. Доводы истца о нарушении порядка расторжения трудового договора, предусмотренного ст. 374 Трудового кодекса РФ являются также необоснованными. Требования статьи 374 Трудового кодекса РФ применяются только при расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 2 или 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

- Учитывая, что трудовой договор с истцом был расторгнут по п.14 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, следовательно, требование ст. 374 Трудового кодекса РФ о возможности расторжения трудового договора только при признании судом решения выборного профсоюзного органа о несогласии с увольнением необоснованным в данном случае неприменимо. При этом ссылка истца на ч. 3 ст. 11 ГПК РФ о применении аналогии закона является безосновательной, поскольку трудовое законодательство не содержит понятия возможности применения аналогии права или закона к трудовым правоотношениям. Трудовой кодекс РФ не содержит нормы, которая позволила бы применять аналогию закона или аналогию права. Порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, установлен в ст. 82 ТК РФ. Указанная статья не предусматривает участие профсоюза при расторжении трудовых договоров с работниками по п. 14 ст. 81 Трудового кодекса РФ, ст. 25 Закона № 17-ФЗ также не предусмотрено получение согласие на расторжение трудового договора с работником. Статья 374 ТК РФ регулирует порядок согласования с выборным профсоюзным органом при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Данная статья также не предусматривает участие профсоюза при расторжении трудовых договоров с работниками по п. 14 ст. 81 ТК РФ. Трудовой кодекс РФ не предоставляет гарантии в связи с увольнением по основанию, предусмотренному п. 14 ст. 81 ТК РФ (ст. ст. 374, 376 ТК РФ). Пунктом 9.20 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2020-2022 г.г. предусмотрено, что привлекать к дисциплинарной ответственности и увольнять работников – уполномоченных по охране труда, общественных инспекторов по безопасности движения по инициативе Работодателя только с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации, действующей в соответствующем структурном подразделении. При этом в данном пункте не идет речь обо всех основаниях, предусмотренных статьей 81 Трудового кодекса РФ, как указывает истец, поскольку данная норма не может противоречить Трудовому кодексу РФ и предоставлять уполномоченным по охране труда и общественным инспекторам по безопасности движения необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 января 2002 года N 3-П пришел к выводу о том, что дополнительные условия для расторжения трудового договора с работникам, входящими в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы предоставляют им необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками и создают возможность злоупотребления правом, что несовместимо с положениями статьи 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом и о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, требования п. 3.1 ст. 25 Закона № 17-ФЗ о расторжении трудового договора с лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму являются обязательными для работодателя, выполнение которых не ставится в зависимость от наличия согласия профсоюзного комитета.

Прокурор, участвующий в деле полагает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку увольнение истца осуществлено без нарушений требований действующего законодательства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в других случаях, установленных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”.

Согласно п. 3.1 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 11.06.2021) “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, не принимаются лица, включенные в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В случае включения в данный перечень работника, выполняющего такую работу, трудовой договор с ним подлежит расторжению по инициативе работодателя.

В соответствии с параграфом 100 раздела “Железнодорожный транспорт” Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Выпуск 52, утвержденного Приказом Минтруда России от 18.02.2013 № 68н, электромонтер контактной сети 6 разряда выполняет, в том числе, техническое обслуживание и ремонт контактной сети постоянного и переменного тока, воздушных линий, подвешенных на опорах контактной сети или на самостоятельных опорах на обходах под напряжением, вблизи частей, находящихся под напряжением, в пределах дистанции электроснабжения (сводной бригадой нескольких районов контактной сети, с использованием ремонтного поезда из нескольких грузоподъемных машин и т.п.).

В п. 10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (ред. от 25.12.2018) определено, что контактная сеть – совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.

В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Порядок и сроки проведения указанной аттестации, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Приказом Минтранса России от 11.07.2012 № 231 утвержден Порядок и сроки проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также Порядок формирования аттестационных комиссий.

Согласно п. 3 Порядка проведения аттестации перечень профессий и должностей работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, определяется работодателем с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства работников, а при его отсутствии с иным представительным органом работников.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”, распоряжением ОАО “РЖД” от 17.01.2015 № 66р “О проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО “РЖД” (приложение № 1, раздел 6, район контактной сети, п.2) профессия электромонтера района контактной сети входит в перечень основных профессий и должностей работников ОАО “РЖД”, подлежащих аттестации, для которых устанавливается необходимый объем знаний правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286. Работники, не прошедшие аттестацию, не допускаются к выполнению работ.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец осуществлял трудовую деятельность в Ружинской дистанции электроснабжения – структурном подразделении Дальневосточной дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО “Российское железные дороги”, район контактной сети Ружино (I Группа), в должности электромонтера контактной сети 6 разряда. Указанная профессия включена в перечень основных профессий и должностей работников ОАО “РЖД”, подлежащих аттестации, следовательно, истец, работая в указанной должности, относится к работникам, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО “РЖД”.

В перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, сформированному Федеральной службой по финансовому мониторингу, включен ФИО1, хх.хх.хххх года рождения, уроженец ххххххх, при этом суд отвергает доводы истца о том, что указание его фамилии, имени и отчества на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в отсутствие иных его персональных данных не исключает возможности ошибочной идентификации личности, поскольку указанные в перечне персональные данные лица, позволяют идентифицировать их с личностью истца. Кроме того, в производстве Лесозаводского районного суда Приморского края находится уголовное дело № хх по обвинению, в том числе, ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282.2 УК РФ – участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими.

Также, суд отвергает доводы истца о нарушении порядка расторжения трудового договора, предусмотренного ст. 374 ТК РФ, поскольку требования указанной статьи не применяются при расторжении трудового договора на основании п. 14 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, поскольку требования п. 3.1 ст. 25 Закона № 17-ФЗ о расторжении трудового договора с лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму являются обязательными для работодателя, выполнение которых не ставится в зависимость от наличия согласия профсоюзного комитета. Таким образом, требование ст. 374 Трудового кодекса РФ о возможности расторжения трудового договора только при признании судом решения выборного профсоюзного органа о несогласии с увольнением необоснованным в данном случае неприменимо.

Факта нарушения трудовых прав истца, а также причинения ему действиями ответчика физических или нравственных страданий, судом не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в иске к Открытому акционерному обществу “Российские железные дороги” о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме через Лесозаводский районный суд Приморского края.

Изготовлено в окончательной форме 17.03.2022.

Судья А.В. Гусев