Оленегорский городской суд Мурманской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Оленегорский городской суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1252/2011
Мотивированное решение
составлено 24 октября 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2011 года
г. Оленегорск
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Васильевой О.В.,
при секретаре Алексеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Оленегорска о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования города Оленегорск по непринятию муниципального правового акта, устанавливающего порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления,
установил:
Прокурор города Оленегорска в интересах Российской Федерации обратился с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования города Оленегорск по непринятию муниципального правового акта, устанавливающего порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления, обосновывая свои требования тем, что основные правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее – НПА) и их проектов закреплены Федеральным законом РФ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), Федеральным законом РФ от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) и принятым в соответствии с ним Законом Мурманской области от 23.11.2009г. № 1154-01-ЗМО «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о в несении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» (далее - Закон № 1154-01-ЗМО).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ органы местного самоуправления проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов НПА) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения, при этом в силу ст. 4 Закона выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом по результатам проведения экспертизы.
В силу ст. 4 Закона № 1154-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области проводят в соответствии с Законом № 172-ФЗ, методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, настоящим Законом и в порядке, устанавливаемом муниципальными нормативными правовыми актами, антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов). Таким образом, действующим законодательством полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов возложены на орган, принявший данный нормативный правовой акт.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и ст. 20 Устава муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Совет депутатов муниципального образования (далее – Совет депутатов г. Оленегорска) является самостоятельным органом местного самоуправления, наделенным правом принятия муниципальных правовых актов для решения вопросов местного значения. Полномочия Совета депутатов, как представительного органа местного самоуправления, закреплены в ст. 23 Устава муниципального образования.
Однако в ходе проверки установлено, что до настоящего времени муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск, не принят, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления, названным органом не проводится.
Непринятие Советом депутатов г. Оленегорска муниципального НПА, устанавливающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов, нарушает интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, создает условия и предпосылки для коррупционных проявления и совершения коррупционных правонарушений.
Просит признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования города Оленегорск по непринятию муниципального правового акта, устанавливающего порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления и обязать Совет депутатов г. Оленегорска принять соответствующий муниципальный акт.
В судебном заседании помощник прокурора г. Оленегорска Крамаренко А.В. поддерживала требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Совета депутатов г. Оленегорска ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, указывая, что неправомерное бездействие со стороны Совета депутатов отсутствует, поскольку в соответствии с утвержденным Администрацией г. Оленегорска в 2010 году Порядком проведения антикоррупционной экспертизы и изменением к нему все проекты НПА, направленные на правовую экспертизу, проходят антикоррупционную экспертизу. Уже действующие НПА ранее до внесения изменений в Порядок, утвержденный администрацией, антикоррупционную экспертизу проводила администрация и прокуратуру такой порядок устраивал, мер прокурорского реагирования не было. В настоящее время разработан проект решения Совета депутатов, предусматривающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных НПА и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления, то есть Советом депутатов. После процедуры согласования проекта он будет внесен на заседание Совета депутатов. Просит в удовлетворении заявления отказать. Поскольку все проекты НПА, принимаемые Советом депутатов проходили антикоррупционную экспертизу в администрации города, а в настоящее время экспертиза НПА будет проводиться и Советом согласно утвержденного графика. О том, что в апреле 2010 года были внесены изменения в Порядок проведения антикоррупционной экспертизы администрацией Совету не было известно, поэтому так поздно был разработан проект этого Порядка.
Представитель Администрации г. Оленегорска ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, указывая, что Совет депутатов в настоящее время проводит работу по принятию муниципального нормативного правового акта, предусматривающего порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных НПА и их проектов.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с «Уставом муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией», принятого решением Совета депутатов г. Оленегорска с подведомственной территорией от 02.07.2010г. № 01-44рс муниципальное образование г.Оленегорск с подведомственной территорией наделено статусом городского округа в соответствии с Законом Мурманской области от 02.12.2004 № 534-01-ЗМО «О статусе муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией». Местное самоуправление в муниципальном образовании - форма осуществления населением муниципального образования своей власти.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.20 Устава муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Совет депутатов г. Оленегорска является самостоятельным органом местного самоуправления, наделенным правом принятия муниципальных правовых актов для решения вопросов местного значения. Полномочия Совета депутатов, как представительного органа местного самоуправления, закреплены в ст. 23 Устава муниципального образования и в Регламенте Совета депутатов г. Оленегорска, утвержденном решением Совета депутатов г. Оленегорска от 07.06.2006г. № 01-41рс.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и нормативным правовым актам РФ, а также законам и правовым актам субъекта РФ. Указанные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с данным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 года утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Согласно п. 2 указанной Методики для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта НПА.
Положения вышеуказанных нормативных правовых актов также дублируются в Законе Мурманской области № 1154-01-ЗМО от 23.11.2009г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области», где указано, что органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области проводят в соответствии с Федеральным законом, методикой, установленной Правительством Российской Федерации, настоящим Законом и в порядке, устанавливаемом муниципальными нормативными правовыми актами, антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов).
В ходе проведенной прокуратурой г. Оленегорска проверки установлено, что до настоящего времени муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск, не принят, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления, названным органом не проводится.
Согласно сведениям Совета депутатов г. Оленегорска, Администрации г.Оленегорска, в настоящее время нормативный правовой акт, регламентирующий деятельность Совета депутатов г. Оленегорска по антикоррупционной экспертизе принятых им НПА не утвержден, разработан только проект соответствующего НПА.
Непринятие Советом депутатов г. Оленегорска муниципального НПА, устанавливающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов, нарушает интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, создает условия и предпосылки для коррупционных проявления и совершения коррупционных правонарушений.
Федеральный закон РФ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» действует с 17.07.2009 года, принятый в соответствии с ним Закон Мурманской области № 1154-01-ЗМО «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о в несении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» (далее - Закон № 1154-01-ЗМО) действует с 23.11.2009г., следовательно, суд не соглашается с доводами представителей Совета депутатов г. Оленегорска и Администрации г. Оленегорска, что представительный орган не бездействует в вопросе принятия муниципального НПА, регламентирующего деятельность Совета депутатов г. Оленегорска по антикоррупционной экспертизе принятых им НПА, так как до настоящего времени указанный документ не принят и антикоррупционная экспертиза НПА Совета депутатов им не проводится.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что имеет место бездействие со стороны Совета депутатов г. Оленегорска, выразившееся в не совершении действий, которые он должно было совершить в данных условиях для устранения нарушений требований законодательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурором г. Оленегорска в интересах Российской Федерации обоснованно заявлены требования о признании незаконным бездействия муниципального образования города Оленегорск по непринятию муниципального правового акта, устанавливающего порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления.
Руководствуясь ст. 197-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора г. Оленегорска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования города Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области по непринятию муниципального правового акта, устанавливающего порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления.
Возложить на Совет депутатов муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области обязанность разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, принимаемых представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
О.В. Васильева
Решение вступило в законную силу