ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1252/20 от 14.12.2020 Новоспасского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2-1252/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Кузоватово 14 декабря 2020 года

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Костычевой Л.И.,

при секретаре Якуниной И.В.,

с участием старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Соколовой М.С.,

рассмотрел дело по исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Безводовское» о возложении обязанности получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов

установил:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокуратур обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ООО «Безводовское» о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов и направлении его для проведения государственной экспертизы. В обоснование заявленных требований указал, что прокурором проведена проверка исполнения лесного законодательства на территории Ульяновской области. Согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Безводовское» предоставлен лесной участок, расположенный в кварталах 1-8 СПК «Безводовский» для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства. ООО «Безводовский» в 2009 году разработан проект освоения лесов, который согласно заключению Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 09.11.2009 получил положительное заключение и разработан на срок до 01.01.2019.

В нарушение требований ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации и условий договора аренды лесного участка, Обществом новый проект освоения лесов не разработан и для проведения государственной экспертизы в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области не представлен. Не разработка проекта освоения лесов и не выполнение мероприятий, в том числе по охране лесов от пожаров, предусмотренных им является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.

В связи с чем, межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд и просил: обязать ООО «Безводовское» разработать проект освоения лесов на лесной участок земель лесного фонда, используемого для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ; направить разработанный проект освоения лесов на рассмотрение в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для проведения государственной экспертизы и получения положительного заключения.

В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Соколова М.С. представила заявление об уточнении исковых требований и об отказе в части обязания ООО «Безводовское» разработать проект освоения лесов на лесной участок земель лесного фонда, используемого для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и направления разработанного проекта освоения лесов на рассмотрение в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для проведения государственной экспертизы, в связи с добровольным исполнением. Последствия отказа от исковых требований известны и понятны.

Просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Безводовское» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации и п.п. «в» п. 11 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесной участок земель лесного фонда, используемого для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства.

Представитель ответчика директор ООО «Безводовское» И.Ю. Зинькова, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя и письменный отзыв, в котором высказала не согласие с заявленными требованиями, указав, что проект освоения лесов подготовлен, но положительного заключения не получено, ввиду необходимости заключения дополнительного соглашения к договору аренды. На предыдущем судебном заседании исковые требования не признала, привела доводы, в целом аналогичные изложенным в письменном отзыве.

Представитель Третьего лица Государственного казенного учреждения Ульяновской области «Кузоватовское лесничество» Серкова Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании поддержала позицию истца.

Представитель Третьего лица Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области Данилина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что полномочия Министерства в отношении проектов освоения лесов, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ сводятся к проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов. До настоящего времени ООО <данные изъяты> в адрес Министерства проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы направлял. Просит заявленные требования удовлетворить.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика ООО «Безводовское» и Третьих лиц Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области и Государственного казенного учреждения Ульяновской области «Кузоватовское лесничество».

Определением суда от 14 декабря 2020 года производство по заявленным исковым требованиям истца в части обязания ООО «Безводовское»: - разработать проект освоения лесов на лесной участок земель лесного фонда, используемого для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и - направить разработанный проект освоения лесов на рассмотрение в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для проведения государственной экспертизы, прекращено, в связи с отказом от иска.

Заслушав представителя истца ст. пом. прокурора Соколову М.С., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статей 9, 15 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно требований статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.

В соответствие со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации принципами лесного законодательства являются устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; платность использования лесов.

Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данного Кодексом.

Согласно ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствие со ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1).

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч.2).

Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (ч.5).

Обязанность составления проекта освоения лесов лицами, использующими леса для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с частью 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, установлена пунктом 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21 февраля 2012 года N 62.

Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, 4 мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.

В соответствии с п. 30 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет -для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных ст. 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

В проекте освоения лесов устанавливаются мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, включая меры пожарной безопасности в лесах; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов; основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом, функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования (тематическая лесная карта) и иные сведения. (Приказ Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (Зарегистрировано в Минюсте России 05 мая 2012 года N 24075).

В ходе проверки исполнения лесного законодательства на территории Ульяновской области, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Безводовское» предоставлен лесной участок, площадью 562 га, расположенный в кварталах 1-8 СПК «Безводовский» <адрес>, для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-13).

ООО «Безводовское» в 2009 году разработан проект освоения лесов, который согласно заключению Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 09.11.2009 получил положительное заключение. Из содержания заключения следует, что проект освоения лесов разработан на срок до 01.01.2019 (л.д.14).

В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в ст. 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Безводовское» поручило ФГБУ «Рослесинфорг» разработку Проекта освоения лесов в целях заготовки древесины в Кузоватовском лесничестве Ульяновской области (л.д. 53-56). В счет оплаты выполненных работ ООО «Безводовское» перечислены денежные средства на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57).

Между тем, представителем ответчика не представлено доказательств получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов. Из объяснений представителя ответчика Зиньковой И.Ю. следует, что, поскольку изменен лесохозяйственный регламент лесничества, необходимо внести изменения в договор аренды лесного участка, без которого невозможно получить положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов. Однако Министерство отказалось оформить дополнительное соглашение, ввиду того, что такие изменения в договор могут быть внесены только на основании судебного решения.

Согласно письма Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, Министерством отказано в заключение дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, так как в силу требований закона изменения в договор аренды могут быть внесены только на основании решения суда.

Таким образом, в нарушение требований лесного законодательства и условий договора аренды лесного участка, несмотря на то, что срок действия ранее разработанного проекта освоения лесов истек 01.01.2019, ООО «Безводовское» новый проект освоения лесов разработан, но для проведения государственной экспертизы в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области не представлен и положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов не получено, что подтверждается информацией Министерства природы и цикличной экономики и не оспаривается ответчиком.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст. 42 Конституции Российской Федерации. Не разработка проекта освоения лесов и не выполнение мероприятий, в том числе по охране лесов от пожаров, предусмотренных им является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.

Поскольку ООО «Безводовское» не выполняет обязанности, возложенные на него действующим законодательством, такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке. В связи с чем, прокурор обратился в суд согласно ст.ст. 22, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности.

Ссылка представителя ответчика на невозможность получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ввиду необходимости внесения изменений в договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, так как изменен лесохозяйственный регламент лесничества, не является основанием для освобождения от ответственности.

В соответствие с положениями пункта 33 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.

Из изложенного следует, что при внесении изменений в условия договора аренды, у ООО «Безводовское» имеется возможность внесения изменений и в проект освоения лесов.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной им в Определении N 303-КГ15-4265 от 25.05.2016, действующее законодательство не ограничивает право арендатора неоднократно разрабатывать проект освоения лесов, которое может быть реализовано в период действия договора аренды лесного участка, а сохранение конкретного первоначального срока действия проекта освоения лесов не влечет нарушение прав арендатора. Аналогичная правовая позиция содержится также и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2015 N 303-КГ15-2534.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что уточненные требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности получения положительного заключения обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В уточненных исковых требованиях прокурор предлагает установить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Принимая во внимание, что для внесения изменений в договор аренды ответчику необходимо обратиться в Арбитражный суд Ульяновской области, кроме того, 30-дневный срок необходим для получения положительного заключения, суд считает предложенный прокурором срок является разумным и исполнимым.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Безводовское» о возложении обязанности получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Безводовское» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации и п.п. «в» п. 11 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесной участок земель лесного фонда, используемого для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.И.Костычева

Решение изготовлено в окончательной форме 14.12.2020

Судья: Л.И.Костычева