Дело № 2-50/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2014 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе:
Суди Дампиловой Ц.В.,
При секретаре Темниковой Л.В.,
С участием помощника прокурора Мархаевой Д.Д., доверенность от ...г.,
Главы администрации МО СП «<данные изъяты>» Посохова В.В., удостоверение №,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «<данные изъяты>» о постановке на учет бесхозяйного судна,
У С Т А Н О В И Л:
Бурятский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
По результатам проверки законодательства о безопасном плавании на внутреннем водном транспорте выявлен рядом с берегом озера <адрес> полузатопленный металлический теплоход проекта №, размерами <данные изъяты>.
Согласно п.15 ст. 19 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее-КВВТ РФ) бесхозяйное судно подлежит учету администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета бесхозяйных судов, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
На основании п.127 Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 26.09.2001г. № 144 (далее-Правил) бесхозяйные суда подлежат постановке на специальный учет государственными речными судоходными инспекциями бассейнов на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится судно, по представлению соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте.
После постановки бесхозяйного судна на специальный учет в силу ст. 129 Правил, государственная речная судоходная инспекция бассейна принимает меры к установлению его владельца.
Согласно ч.6 ст. 47.1 КВВТ РФ в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.
В соответствии со ст. 49 ч.1 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пп.4,5 ст. 47.1 КВВТ РФ, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением.
ФБУ «Администрация <адрес> бассейна внутренних водных путей» .... в адрес главы администрации МО «<адрес> район» направило представление об исполнении законодательства о порядке постановки на специальный учет бесхозяйных судов.
Администрация МО «<адрес> район» в ответе Бурятскому транспортному прокурору от ...г. указала, что собственник полузатопленного теплохода проекта № неизвестен, техническое состояние неудовлетворительное, находится в водном объекте, постановка на специальный учет в качестве бесхозяйного МО СП «<данные изъяты>» не осуществлялась.
Также в основание иска прокурор указал нормы ст.225 ГК РФ.
Бездействие администрации МО СП «<данные изъяты>» в части постановки на специальный учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении обязанностей, вытекающих из ч.3 ст. 225 ГК РФ и п.127 Правил.
В судебном заседании помощник прокурора Мархаева, действующая по доверенности № от ...., на требовании настаивала в объеме доводов иска.
Суду не смогла пояснить, по какой причине предписание о постановке на специальный учет № от ...г. выписано ФБУ «Администрация <адрес> бассейна внутренних водных путей» в адрес администрации МО «<адрес> район», а исковое требование заявлено в адрес администрации МО СП «<данные изъяты>».
Представитель ответчика администрация МО СП «<данные изъяты>» -глава Посохов иск не признал и показал, что полузатопленные остатки части бывшего теплохода находятся на берегу <адрес>, однако в их функцию не входит постановка на учет остатков бывшего теплохода, у него нет данных о нем. Считает, что впоследствии их обяжут утилизировать остатки теплохода.
Третье лицо ФБУ «администрация <адрес> бассейна внутренних водных путей» просило рассмотреть дело в их отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ
Выслушав прокурора, представителя ответчика, суд находит иск подлежащим оставлению без удовлетворения.
Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001г. в редакции от 02.07.2013г.
Согласно ст. 2 ВККТ РФ судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для.., осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю…
В соответствии с п.15. ст. 19 ВККТ РФ бесхозяйное судно подлежит учету администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета бесхозяйных судов, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно ч.2 статьи 45 ВККТ РФ к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки… независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.
В соответствии с ч.1 ст. 49 ВККТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.
Во исполнение ст. 19 ВККТ РФ Министерством транспорта РФ издан Приказ от 26 сентября 2001 г. N 144 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов», действующий в редакции от 08.02.2010г. (далее-Правил).
Согласно п.127 Правил бесхозяйные суда подлежат постановке на специальный учет государственными речными судоходными инспекциями бассейнов на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится судно, по представлению соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте.
К представлению прилагается краткая характеристика бесхозяйного объекта.
На основании изложенных выше норм законодательства суд приходит к выводу, что спорные правоотношения (постановка на специальный учет бесхозяйного судна) регулируются нормами ВККТ РФ и нормативными актами, регулирующими правоотношения на внутреннем водном транспорте.
Соответственно, иск не может быть основан на общих нормах ст. 225 ГК РФ, на которые также сослался прокурор.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о недоказанности законности предъявлении требования к ответчику администрации МО СП «<данные изъяты>».
Так, в соответствии с п.127 Правил предписание об исполнении законодательства о порядке постановки на специальный учет бесхозяйных судов ФБУ «Администрация <адрес> бассейна внутренних водных путей» № от ...г. направлено в адрес главы администрации МО «<адрес> район» ( л.д.№).
Так, в тексте предписания указано, что «предписание с приложениями направляет в ваш адрес для подачи заявления и обращения в Администрацию <адрес> бассейна о постановке на специальный учет бесхозяйных судов, находящихся на территории Вашего муниципального образования».
Таким образом, представление соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте было направлено не в адрес ответчика.
В силу п.127 Правил постановка на специальный учет бесхозяйного судна производится на основании представления по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится судно.
Суд считает, что предъявление иска к ответчику « органу местного самоуправления» – сельскому поселению, где находится судно, связано с одновременным указанием в иске норм ст. 225 ГК РФ, но без учета норм ВККТ РФ и п. 127 Правил, утв. Приказом Минтранса РФ № 144 от 26.09.2001г., а также предписания № от ...г..
Несоблюдение предварительной процедуры, предшествующей постановке на спецучет бесхозяйного судна-предъявление представления, не позволяет сделать вывод о том, что надлежащим ответчиком по спору является администрация сельского поселения «<данные изъяты>», а не администрация МО «<адрес> район».
В связи с недоказанностью в иске к администрации МО СП «<данные изъяты>» отказать.
…Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Бурятскому транспортному прокурору отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд РБ через Кабанский райсуд в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.
Судья Дампилова Ц.В.