ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1252/2018 от 10.05.2018 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-1252/2018 10 мая 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Сафонова Р. С.

при секретаре Кариной Л. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании права на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии за работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании права на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии за работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии и выплатить образовавшуюся задолженность.

Требования мотивировала тем, что является получателем пенсии по старости с <Дата>. В период с <Дата> по <Дата> она работала у индивидуального предпринимателя ФИО2 в г. Северодвинске, в районе Крайнего Севера. По условиям трудового договора работу осуществляла в течение полного рабочего дня. В октябре 2017 года она обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о перерасчёте размера пенсии в связи с фактом работы в районах Крайнего Севера. Решением ответчика в перерасчёте размера пенсии ей было отказано по причине отсутствия сведений о стаже по форме СЗВ. <Дата> после сдачи работодателем соответствующих сведений она вновь обратилась в пенсионный орган, однако в перерасчёте размера пенсии ей было отказано по надуманным обстоятельствам. Считала, что факт её работы в районе Крайнего Севера подтверждается трудовым договором, приказами о приёме на работу и увольнении с работы, должностной инструкцией, табелем учёта рабочего времени, справкой о стаже по форме СЗВ, сведениями из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица. Просила признать право на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии за работы в районах Крайнего Севера, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт размера пенсии с ноября 2017 года и выплатить образовавшуюся задолженность.

В судебном заседании требования иска уточнила, просила признать за ней право на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии за работы в районах Крайнего Севера, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт размера пенсии с <Дата>.

Ранее в предварительном судебном заседании суду поясняла, что работала у индивидуального предпринимателя ФИО2 на должности помощника юриста. С ней был заключён срочный трудовой договор, установлена 36-часовая рабочая неделя. В её должностные обязанности входило составление проектов исковых заявлений, приём и консультирование граждан, ведение делопроизводства, изучение нормативно-правовой базы. Рабочий день начинался в 9 часов и заканчивался в 17 часов 12 минут (с перерывом на отдых и питание с 13 часов 15 минут до 14 часов 15 минут).

Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.

Согласно направленному в суд отзыву на иск ответчик требования не признаёт, поскольку по имеющимся документам ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в Управлении Судебного департамента в Архангельской области и Ненецком автономном округе. Кроме того, истцом не представлено документов, подтверждающих факт стабильной работы в организации, находящейся в районе Крайнего Севера, в течение полного рабочего дня.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы пенсионного дела ФИО1<№>, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 420-ФЗ) фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.

На основании части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В силу части 5 этой же статьи закона лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 той же статьи закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Как указано в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, которые подлежат применению по настоящему спору, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости. К страховой пенсии по старости ей установлена повышенная фиксированная выплата в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона № 400-ФЗ за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то есть установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на 30 процентов.

<Дата>ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте размера пенсии, в котором просила установить ей повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в связи с выработкой необходимой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.

Согласно решению ответчика от <Дата><№> истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ.

Не согласившись с таким решением ответчика, истец обратилась в суд с настоящим иском.

В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила № 1015).

Как указано в пункте 10 Правил № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Сведения о работе ФИО1 у индивидуального предпринимателя ФИО2 в период с <Дата> по <Дата> на лицевом счёте застрахованного лица имеются, сведения сданы работодателем с кодом территориальных условий труда «РКС», что означает работу в особых условиях районов Крайнего Севера.

Достоверность указанных сведений подтверждается представленными в материалы дела документами о работе истца у индивидуального предпринимателя ФИО2: копиями трудового договора от <Дата>, платёжной ведомости от <Дата>, табеля учёта рабочего времени за август 2017 года, справки индивидуального предпринимателя ФИО2 от <Дата>, приказа о приёме на работу от <Дата>, приказа о прекращении трудового договора с работником от <Дата>, должностной инструкции помощника юриста.

По условиям трудового договора местом работы истца являлся офис по адресу: г. Северодвинск, ... Работнику установлена 36-часовая рабочая неделя, рабочий день с 9 часов до 17 часов 12 минут (с перерывом на отдых и питание с 13 часов 15 минут до 14 часов 15 минут).

Город Северодвинск Архангельской области отнесён к районам Крайнего Севера.

Принимая во внимание, что в материалы дела представлены доказательства выполнения истцом в период с <Дата> по <Дата> оплачиваемой трудовой функции, обусловленной трудовым договором, постоянно в течение полного рабочего дня в особых условиях районов Крайнего Севера, эти доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, суд приходит к выводу, что у истца имеется смешанный стаж работы как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях.

Ответчиком не оспаривается, что при включении в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периода с <Дата> по <Дата> у истца образуется достаточный стаж работы в районах Крайнего Севера для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ. Другое условие для установления такой выплаты, а именно 20 лет страхового стажа, также соблюдается, что следует из материалов пенсионного дела ФИО1<№>.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:

1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;

2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчёта документов, подлежащих представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 23 Закона № 400-ФЗ).

Таким образом, согласно действующему пенсионному законодательству перерасчёт размера пенсии возможен только на основании заявления получателя пенсии, в котором отражено его волеизъявление. При этом к своему заявлению гражданин обязан приложить необходимые для перерасчёта документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Учитывая, что истец с таким заявлением обратилась в декабре 2017 года, суд, руководствуясь положениями вышеприведённой статьи 23 Закона № 400-ФЗ, приходит к выводу, что перерасчёт размера установленной истцу фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости должен быть произведён с <Дата>, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения.

В целях восстановления нарушенного ответчиком имущественного права истца на получение пенсии в определённом законом размере, учитывая при этом, что все данные, позволяющие включить в стаж с особыми условиями труда оспариваемый истцом период работы, имелись у ответчика на день вынесения решения об отказе в перерасчёте размера пенсии, суд считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования в полном объёме и возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт размера пенсии с учётом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с <Дата>.

Согласно части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что истец, являющаяся пенсионером, в соответствии с пунктом 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации была освобождена от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании права на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии за работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии удовлетворить.

Признать право ФИО1 на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за работы в районах Крайнего Севера.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости ФИО1 с учётом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с <Дата>.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей (Триста рублей).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Р. С. Сафонов