Дело № 2-1252/2021
УИД 32RS0027-01-2020-014603-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 г. г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Петрачковой И.В.,
при секретаре Рождественской И.А.,
с участием представителя истца – старшего помощника Брянского транспортного прокурора Чистова В.В.,
представителей ответчика и третьего лица Бычковой М.В., Евреиновой В.В.,
представителей ответчика Симонова А.А., Сухановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского транспортного прокурора к Главному управлению МЧС России по Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Брянский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что Брянской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства безопасности движения и эксплуатации маломерных судом на территории Брянской области.
В ходе проверки на предмет соответствия технической оснащенности подразделений центра ГИМС ГУ МЧС России по Брянской области требованиям Приказа МЧС России от 9 августа 2005 г. №618 «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» установлено, что техническая оснащенность подразделений ГИМС ГУ МЧС России по Брянской области не соответствует предъявляемым требованиям.
Так, в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Брянской области пункт технического освидетельствования не в полной мере оснащен оборудованием и измерительными приборами: кренометр имеется только в группе технадзора (отсутствуют документы), отсутствует в других подразделениях (Трубчевский ИУ, Суражский ИУ, Брянский ИУ, Клинцовская ГПС, Брянская ГПС).
Трубчевский, Суражский и Брянский инспекторские участки, Клинцовская и Брянская ГПС также не оснащены дифферентометрами, динамометрами, тахометрами, необходимыми для проведения технического освидетельствования судна и для проверки судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ.
Документы имеются только на один газоанализатор (технический паспорт). На газоанализатор, закрепленный за Трубчевским ИУ, отсутствуют документы, свидетельствующие о годности его к эксплуатации.
Отсутствие указанного оборудования приводит к тому, что освидетельствование маломерных судов проводится ненадлежащим образом, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, эксплуатирующих такую технику, а в случае возникновения аварийных ситуаций, может привести к загрязнению окружающей среды.
Кроме того, Брянской транспортной прокуратурой в результате проверки установлено, что всего за Центром ГИМС закреплен только 1 катер с подвесным лодочным мотором мощностью от 60 до 250 л.с. (необходимо 5 единиц), Суражский инспекторский участок ЦГИМС не обеспечен моторной лодкой вместимостью 5-6 человек, ЦГИМС не обеспечено лодками надувными вместимостью 3-8 человек с ПЛМ мощностью до 60 л.с. в количестве 2 ед. (Брянская и Клинцовская ГПС).
Брянский инспекторский участок ЦГИМС не обеспечен судном на воздушной подушке с трейлером для транспортировки.
Кроме того, ЦГИМС не оснащен электромегафонами в количестве 6 единиц, квадроциклами в количестве 4 единиц, прицепом для перевозки снегоходов в количестве 5 единиц, радарами для измерения скорости в количестве 5 единиц, портативными GPSнавигаторами в количестве 10 единиц и приборами контроля трезвости в количестве 6 единиц.
Недостаточная оснащенность Центра ГИМС МЧС техникой, оборудованием и измерительными приборами в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 9 августа 2005 г. №618 не может в полной мере обеспечить безопасность людей на водных объектах.
Брянской транспортной прокуратурой по результатам ранее проведенных проверочных мероприятий в адрес начальника ГУ МЧС России по Брянской области внесены два представления об устранении выявленных нарушений (26 июня 2020 г. и 31 августа 2020 г.).
Вместе с тем, по состоянию на 30 ноября 2020 г. требования прокуратуры об устранении выявленных нарушений и о необходимости оснащения Центра ГИМС МЧС техникой, оборудованием и измерительными приборами в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 9 августа 2005 г. №618 в полном объеме не исполнены по причине недостаточного финансирования.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований истец просит суд обязать Главное управление МЧС России по Брянской области принять меры по устранению выявленных нарушений и оснастить Центр ГИМС ГУ МЧС России по Брянской области в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 9 августа 2005 г. №618 «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: катером с подвесным лодочным мотором мощностью от 60 до 250 л.с. или с водометным двигателем, с трейлером для транспортировки в количестве 1 единицы; моторной лодкой вместимостью 5-6 человек с ПЛМ до 60 л.с. и трейлером для транспортировки в количестве 1 единицы; лодками надувными вместимостью 3-8 человек с ПЛМ мощностью до 60 л.с. в количестве 2 единиц; снегоходами в количестве 2 единиц; прицепами для перевозки снегоходов в количестве 2 единиц; радарами для измерения скорости в количестве 5 единиц; портативными GPSнавигаторами в количестве 10 единиц; кренометрами в количестве 4 единиц; дифферентометрами в количестве 4 единиц; динамометрами (ПДУ 0,1-2) в количестве 4 единиц; динамометрами (ПДУ 2-20) в количестве 4 единиц; тахометрами в количестве 5 единиц; газоанализатором типа «Инфракар» в количестве 4 единиц.
Определением суда от 19 апреля 2021 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Брянского транспортного прокурора Чистов В.В. уточненные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представители ответчика Главного управления МЧС России по Брянской области Евреинова В.В., Симонов А.А., Суханова М.А. исковые требования признали, о чем представили заявление о признании исковых требований.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. №835, Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
Согласно п.5 данного Положения, Государственная инспекция по маломерным судам, в частности, осуществляет в установленном порядке классификацию,освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
Порядок проведения технического надзора за маломерными судами регулируется Правилами технического надзора за маломерными судами, утвержденными приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. №501.
Пунктом 2.2 Правил установлено, что технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов.
При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию. Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию установленного образца (п.2.3 Правил).
Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам (п.2.7 Правил).
Таким образом, в отношении маломерных судов при прохождении технического освидетельствования проводятся испытания их технического состояния с использованием специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, результаты которых отражаются в акте технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.
В целях совершенствования технической оснащенности Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Приказом МЧС России от 9 августа 2005 г. №618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Типовые нормы).
Согласно пунктам 20, 21, 25, 26, 27, 31 Раздела III Типовых норм, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России оборудуется кренометрами, дифферентометрами, динамометрами, тахометрами, газоанализаторами.
При этом, каждое инспекторское отделение подлежит оснащению следующими приборами (инструментами) – 1 кренометром, 1 дифферентометром, 1 динамометром (ПДУ 0,1-2), 1 динамометром (ПДУ 2-20), 1 тахометром, 1 газоанализатором типа «Инфракар».
Согласно пунктам 3, 4, 5, 7 Раздела II Типовых норм, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России оборудуется катером с двигателем мощностью свыше 60 л.с. с трейлером для транспортировки, моторной лодкой вместимостью 5-6 человек с ПЛМ до 60 л.с. и трейлером для транспортировки, лодкой надувной вместимостью 3-8 человек с ПЛМ мощностью до 60 л.с.
В силу пунктов 5, 6 Раздела VI Типовых норм, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России оборудуется снегоходом, прицепом для перевозки снегоходов.
Согласно пунктам 4, 6 Раздела Х Типовых норм, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России оборудуется радарами для измерения скорости, портативными GPSнавигаторами.
Судом установлено, что Брянской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства безопасности движения и эксплуатации маломерных судом на территории Брянской области.
В ходе проверки на предмет соответствия технической оснащенности подразделений центра ГИМС ГУ МЧС России по Брянской области требованиям Приказа МЧС России от 9 августа 2005 г. №618 установлено, что техническая оснащенность подразделений ГИМС ГУ МЧС России по Брянской области не соответствует предъявляемым требованиям.
Обязанность по оснащению Центра ГИМС ГУ МЧС России по Брянской области в соответствии с Типовыми нормами возложена на Главное Управление МЧС России по Брянской области.
В силу положений ч.ч.1, 2 ст.39 ГПК РФответчик вправепризнать иск. Суд не принимаетпризнаниеиска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Предусмотренное ч.1 ст. 39 ГПК РФ право ответчикапризнатьисковыетребования, вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
В соответствии с ч. 1 ст.173 ГПК РФпризнаниеискаответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, еслипризнаниеиска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
В силу положений ч. 3 ст.173 ГПК РФприпризнанииответчикомискаи принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Как следует из материалов дела, представители ответчика, реализуя свое право, представили в суд заявление опризнании искав полном объеме. Последствия,признанияиска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ, представителям ответчика разъяснены и понятны.
Суд принимает добровольноепризнаниеискапредставителями ответчика, поскольку это не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав или охраняемых законом интересов.
Таким образом, с учетомпризнанияискапредставителями ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Брянского транспортного прокурора к Главному управлению МЧС России по Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Главное управление МЧС России по Брянской области принять меры по устранению выявленных нарушений и оснастить Центр ГИМС ГУ МЧС России по Брянской области в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 9 августа 2005 г. №618 «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: катером с подвесным лодочным мотором мощностью от 60 до 250 л.с. или с водометным двигателем, с трейлером для транспортировки в количестве 1 единицы; моторной лодкой вместимостью 5-6 человек с ПЛМ до 60 л.с. и трейлером для транспортировки в количестве 1 единицы; лодками надувными вместимостью 3-8 человек с ПЛМ мощностью до 60 л.с. в количестве 2 единиц; снегоходами в количестве 2 единиц; прицепами для перевозки снегоходов в количестве 2 единиц; радарами для измерения скорости в количестве 5 единиц; портативными GPSнавигаторами в количестве 10 единиц; кренометрами в количестве 4 единиц; дифферентометрами в количестве 4 единиц; динамометрами (ПДУ 0,1-2) в количестве 4 единиц; динамометрами (ПДУ 2-20) в количестве 4 единиц; тахометрами в количестве 5 единиц; газоанализатором типа «Инфракар» в количестве 4 единиц.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Петрачкова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 31 мая 2021 г.