ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1253/20 от 01.12.2020 Новоспасского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2-1253/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Кузоватово 01 декабря 2020 года

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Костычевой Л.И.,

при секретаре Якуниной И.В.,

с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора С.С. Семенюк,

рассмотрел дело по исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Интерсервис» о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов и направлении его для проведения государственной экспертизы

установил:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокуратур обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ООО «Интерсервис» о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов и направлении его для проведения государственной экспертизы. В обоснование заявленных требований указал, что прокурором проведена проверка исполнения лесного законодательства на территории Ульяновской области.

Согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Интерсервис» предоставлен лесной участок, расположенный в кварталах 1-3 СПК «<адрес> для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства. ООО «Интерсервис» в ДД.ММ.ГГГГ году разработан проект освоения лесов, который согласно заключению Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ получил положительное заключение и разработан на срок до ДД.ММ.ГГГГ

В нарушение требований ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации и условий договора аренды лесного участка, Обществом новый проект освоения лесов не разработан и для проведения государственной экспертизы в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области не представлен.

Не разработка проекта освоения лесов и не выполнение мероприятий, в том числе по охране лесов от пожаров, предусмотренных им является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.

Обращаясь в защиту интересов Российской Федерации, а также прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, прокурор просит: Обязать ООО «Интерсервис» разработать проект освоения лесов на лесной участок земель лесного фонда, используемого для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ; направить разработанный проект освоения лесов на рассмотрение в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для проведения государственной экспертизы и получения положительного заключения.

В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Семенюк С.С. поддержала требования в полном объеме, привела доводы, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что внесение изменений в договор аренды не освобождает ответчика от исполнения обязанности по разработке проекта освоения лесов. Просила установить срок исполнения обязанности до 01.04.2021

Представитель Третьего лица Государственного казенного учреждения Ульяновской области «Кузоватовское лесничество» Серкова Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании высказала согласие с заявленными исковыми требованиями. Полностью поддержала позицию истца.

Представитель ответчика директор ООО «Интерсервис» Ермолаева О.Н., в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя и письменный отзыв, в котором просит в иске отказать, так как требования заявлены преждевременно. Указала, что приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 11.06.2020 №15 были внесены изменения в параметры использования лесов, в результате произошло изменение количественных и качественных характеристик переданного в аренду лесного участка, что является основанием для внесении изменений в договор аренды лесного участка. В добровольном порядке дополнительное соглашение не заключено. В связи с чем, ООО «Интерсервис» обратилось с иском в Ульяновский арбитражный суд Ульяновской области. Решением суда от 06.11.2020 удовлетворены исковые требования и возложена обязанность на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области внести изменения в договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ рутем подписания дополнительного соглашения к договору. После вступления решения в законную силу считает ООО «Интерсервис» должно быть предоставлено право добровольного исполнения обязанности по разработке проекта освоения лесов. С учетом распространения коронавирусной инфекции, по мнению представителя ответчика срок необходимый для разработки проекта освоения лесов, предоставление его для проведения государственной экспертизы и получения положительного заключения, должен составлять 4-5 месяцев, то есть до 01.05.2021. Подробно позиция представителя ответчика изложена в письменном отзыве.

Представитель Третьего лица Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области Данилина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что полномочия Министерства в отношении проектов освоения лесов, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ сводятся к проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов. До настоящего времени ООО «Интерсервис» в адрес Министерства проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы направлял. Просит заявленные требованияф удовлетворить.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика ООО «Интерсервис» и Третьего лица Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Заслушав представителя истца пом. прокурора Семенюк С.С., представителя Третьего лица Государственного казенного учреждения Ульяновской области «Кузоватовское лесничество» Серкову Т.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статей 9, 15 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно требований статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.

В соответствие со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации принципами лесного законодательства являются устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; платность использования лесов.

Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данного Кодексом.

Согласно ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствие со ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1).

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч.2).

Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (ч.5).

Обязанность составления проекта освоения лесов лицами, использующими леса для осуществления рекреационной деятельности, в соответствии с частью 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, установлена пунктом 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21 февраля 2012 года N 62.

Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 установлено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, 4 мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.

В соответствии с п. 30 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет -для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных ст. 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

В проекте освоения лесов устанавливаются мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, включая меры пожарной безопасности в лесах; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов; основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом, функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования (тематическая лесная карта) и иные сведения. (Приказ Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (Зарегистрировано в Минюсте России 05 мая 2012 года N 24075).

В ходе проверки исполнения лесного законодательства на территории Ульяновской области, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Интерсервис» предоставлен лесной участок, площадью 393,1 га, расположенный в кварталах 1-3 СПК «<адрес>, для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-13,15-17).

ООО «Интерсервис» в ДД.ММ.ГГГГ разработан проект освоения лесов, который согласно заключению Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ получил положительное заключение. Из содержания заключения следует, что проект освоения лесов разработан на срок до 01.01.2019 (л.д.14).

В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в ст. 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).

Однако, в нарушение требований лесного законодательства и условий договора аренды лесного участка, несмотря на то, что срок действия ранее разработанного проекта освоения лесов истек ДД.ММ.ГГГГ ООО «Интерсервис» новый проект освоения лесов не разработан и для проведения государственной экспертизы в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области не представлен, что подтверждается информацией Министерства природы и цикличной экономики, направленной зам.прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры 28.09.2020 (л.д. 19-20) и не оспаривается ответчиком.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст. 42 Конституции Российской Федерации. Не разработка проекта освоения лесов и не выполнение мероприятий, в том числе по охране лесов от пожаров, предусмотренных им является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.

Поскольку ООО «Интерсервис» не выполняет обязанности, возложенные на него действующим законодательством, такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке. В связи с чем, прокурор обратился в суд согласно ст.ст. 22, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности.

Доводы представителя ответчика, что требования заявлены преждевременно ввиду внесения в договор аренды изменений на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 06.11.2020, несостоятельны и не являются основанием для отказа в иске, поскольку обязанность составления проекта освоения лесов на арендованный ответчиком лесной участок предусмотрена законом и договором аренды. Срок действия ранее составленного проекта освоения лесов истек 01.01.2019, то есть ответчик обязан был принять меры по составлению нового проекта.

Более того, согласно положениям пункта 33 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.

Из изложенного следует, что при внесении изменений в условия договора аренды, у ООО «Интерсервис» имеется возможность внесения изменений в проект освоения лесов.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной им в Определении N 303-КГ15-4265 от 25.05.2016, действующее законодательство не ограничивает право арендатора неоднократно разрабатывать проект освоения лесов, которое может быть реализовано в период действия договора аренды лесного участка, а сохранение конкретного первоначального срока действия проекта освоения лесов не влечет нарушение прав арендатора. Аналогичная правовая позиция содержится также и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2015 N 303-КГ15-2534.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов, направлению его для проведения государственной экспертизы и получения положительного заключения обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В судебном заседании пом. прокурора Семенюк С.С. предложила установить срок для исполнения решения суда до наступления пожароопасного периода, то есть до 01.04.2021. Представитель ответчика в письменном отзыве также указывает, что для разработки проекта освоения лесов и получения положительного заключения Обществу необходимо 4-5 месяцев.

Принимая во внимание объем работ, необходимый для подготовки проекта, материальные затраты, 30-дневный срок для получения положительного заключения, учитывая сроки наступления пожароопасного периода, суд считает разумным и исполнимым установить срок исполнения возложенных судом обязанностей до 01.04.2021.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Интерсервис» о возложении обязанности по разработке проекта освоения лесов и направлении его для проведения государственной экспертизы удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Интерсервис» в срок до 01 апреля 2021 года разработать проект освоения лесов на лесной участок земель лесного фонда, используемого для заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Интерсервис» направить разработанный проект освоения лесов на рассмотрение в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для проведения государственной экспертизы и получения положительного заключения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.И.Костычева

Решение изготовлено в окончательной форме 07.12.2020

Судья: Л.И.Костычева