ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1253/2014 от 15.05.2014 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

 Р Е Ш Е Н И Е

 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 15 мая 2014 года                                      г. Салехард

 Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

 председательствующего судьи:             Лисиенкова К.В.,

 при секретаре судебного заседания:        Тимошенко С.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску администрации муниципального образования город Салехард к ФИО1 о взыскании субсидии в виде гранта

 У С Т А Н О В И Л:

 Администрации МО г. Салехард обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании субсидии в виде гранта. В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что администрацией МО <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году на основании постановления администрации МО г. Салехарда от 16.07.2010 года № 198 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела» производилось предоставление субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела. Данным порядком определены категории лиц, имеющим право на получение субсидий: юридического лица или индивидуального предпринимателя на момент обращения за субсидией прошло не более одного календарного года (далее - лица, осуществляющие деятельность), а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве безработных, в том числе военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных сил Российской Федерации; лица, находящиеся под угрозой массового увольнения; иные лица (далее - лица, принявшие решение о начале предпринимательской деятельности).

 Согласно п. 2.2.4 договора о предоставлении субсидии муниципальному образованию г. Салехард на софинансирование мероприятий ДМЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства и МО г. Салехард на 2011-2013 годы» от ДД.ММ.ГГГГ № ДЭ№, муниципальное образование обязуется осуществлять распределение субсидии из местного, окружного и федерального бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства с соблюдением установленных требований к мероприятиям, по которым предоставляются субсидии на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. На основании заявки и приложенных документов ИП ФИО1 признан победителем открытого конкурса (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №№), после чего конкурсной комиссией принято решение о предоставлении ей субсидии в виде гранта на создание собственного дела в сумме 300000,00 рублей. В соответствии с заключенным договором и распоряжением Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1572-р, ответчику выплачена субсидия в виде гранта в сумме 300000,00 рублей, в том числе за счет средств местного бюджета в сумме 188442,00 рублей, окружного бюджета в сумме 53518,00 рублей.

 Согласно Порядка предоставления субсидий в виде грантов критериями экономической эффективности бизнес-проекта являются количество созданных и сохраненных рабочих мест, рентабельность его реализации при уровне заработной платы работников, участвующих в реализации проекта, превышающей минимальную заработную плату в Ямало-Ненецком автономном округе, установленную соглашением между исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецким территориальным объединением организация профсоюзов и объединением работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа. Показатель экономической эффективности бизнес-проекта по количеству созданных и сохраненных рабочих мест определяется как сумма показателей экономической эффективности бизнес-проекта по количеству созданных и сохраненных рабочих мест. Экономически неэффективными признаются бизнес-проекты, имеющие данный показатель менее единицы. Показатель экономической эффективности бизнес-проекта по рентабельности его реализации рассчитывается как отношение прибыли к выручке. Экономически неэффективными признаются бизнес-проекты, имеющие показатель данного отношения менее единицы. Первым показателем экономической эффективности бизнес-проекта по степени значимости устанавливается рентабельность реализации, вторым - количество созданных и сохраненных рабочих мест.

 В результате проверки отчета о целевом использовании субсидии установлено, что ФИО9 использовалась субсидия не на мероприятия (затраты), предусмотренные бизнес-проектом на сумму 23960,00 рублей. В целях эффективности принятых мер по развитию малого и среднего предпринимательства в рамках контрольного мероприятия совместно с прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года проведен осмотр наличия и применения материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств субсидий, выделенных из городского бюджета на реализацию безнес-проекта ФИО1 При проверке установлено, что ФИО9 не осуществляет деятельность по реализации бизнес-проекта.

 Согласно п.2.2. договора субсидия подлежит возврату в бюджет МО г. Салехард и бюджет ЯНАО в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств получателем по договору, нецелевого использования полученной субсидии получателем. В соответствии с п.2.3. договора, при выявлении обстоятельств, указанных в п.2.2 договора, получатель обязан возвратить субсидию в бюджет МО г. Салехарда самостоятельно в течение 10 дней с момента получения уведомления о возврате полученных средств в бюджет Администрация МО г. Салехарда направила ФИО1 указанное уведомление, которое возвращено в связи с истечением срока хранения, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 утратил статус индивидуального предпринимателя. В связи с изложенным просил взыскать с ответчика в бюджет МО г. Салехарда субсидию в виде гранта в сумме 300000,00 рублей.

 Представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании ходатайства ответчика, исковые требования не признала. Пояснила, что в бизнес-проекте есть графа «Риски», одни из рисков являлось удаленность места от города, при утверждении проекта комиссия знала об этом, в связи с этим ответчик понес убытки, поскольку студия находится на «<адрес>», арендовать помещение в г. Салехард дорого, истец содействовать в этом не желает, рабочие места не создавались, субсидия израсходована на реализацию бизнес-проекта, т.к. приобрететы товарно-материальные ценности, которые согласованы в устной форме с заместителем начальника управления экономики администрации МО г. Салехарда ФИО6 В качестве реализации бизнес-проекта приложила фотоснимки творческих работ детей, видеосюжет и отзывы клиентов.

 Суд, выслушав доводы участвующих в деле сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

 Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации каковыми являются:

 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 Статья 17 данного Федерального закона предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 В целях реализации государственной политики в данной области администрацией МО г. Салехарда принято Постановление от 16.07.2010 года № 198 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела».

 Пунктом 2.1. данного Порядка определена категории лиц, имеющим право на получение субсидий: юридического лица или индивидуального предпринимателя на момент обращения за субсидией прошло не более одного календарного года (далее - лица, осуществляющие деятельность), а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве безработных, в том числе военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных сил Российской Федерации; лица, находящиеся под угрозой массового увольнения; иные лица (далее - лица, принявшие решение о начале предпринимательской деятельности).

 Согласно п. 2.2.4 договора о предоставлении субсидии МО г. Салехард на софинансирование мероприятий ДМЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства и МО <адрес> на 2011-2013 годы» муниципальное образование обязуется осуществлять распределение субсидии из местного, окружного и федерального бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства с соблюдением установленных требований к мероприятиям, по которым предоставляются субсидии на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

 На основании заявки и приложенных документов ФИО10 признан победителем открытого конкурса (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №№), после чего конкурсной комиссией принято решение о предоставлении ему субсидии в виде гранта на создание собственного дела в сумме 300000,00 рублей. Согласно приложения к конкурсной документации бизнес-проекта ФИО12 должен создать лабораторию робототехники. При реализации данного бизнес-проекта планируется создание 6 рабочих мест, в том числе 2 рабочих мест за первый год деятельности, которые должны быть сохранены.

 В соответствии с заключенным договором от ДД.ММ.ГГГГ № А, ответчику выплачена субсидия в виде гранта в сумме 300000,00 рублей, в том числе за счет средств местного бюджета в сумме 188442,00 рублей, окружного бюджета в сумме 53518,00 рублей. Согласно условий договора от ДД.ММ.ГГГГ № А п.1.4. при его исполнении стороны руководствуются Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела».

 Согласно п. 2.2. договора субсидия подлежит возврату в бюджет МО г. Салехард и бюджет ЯНАО в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств получателем по договору, нецелевого использования полученной субсидии получателем. В соответствии с п.2.3. договора, при выявлении обстоятельств, указанных в п.2.2 договора, получатель обязан возвратить субсидию в бюджет МО г. Салехарда самостоятельно в течение 10 дней с момента получения уведомления о возврате полученных средств в бюджет.

 Пунктами 4.9.1-4.9.4 Постановления администрации МО г. Салехарда от 16.07.2010 года № 198 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела» предусмотрено, что критериями экономической эффективности бизнес-проекта являются количество созданных и сохраненных рабочих мест, рентабельность его реализации при уровне заработной платы работников, участвующих в реализации проекта, превышающей минимальную заработную плату в Ямало-Ненецком автономном округе, установленную соглашением между исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецким территориальным объединением организация профсоюзов и объединением работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа. Показатель экономической эффективности бизнес-проекта по количеству созданных и сохраненных рабочих мест определяется как сумма показателей экономической эффективности бизнес-проекта по количеству созданных и сохраненных рабочих мест. Экономически неэффективными признаются бизнес-проекты, имеющие данный показатель менее единицы. Показатель экономической эффективности бизнес-проекта по рентабельности его реализации рассчитывается как отношение прибыли к выручке. Экономически неэффективными признаются бизнес-проекты, имеющие показатель данного отношения менее единицы. Первым показателем экономической эффективности бизнес-проекта по степени значимости устанавливается рентабельность реализации, вторым - количество созданных и сохраненных рабочих мест.

 Пунктами 6.1 п.п. "б", 6.2 Постановления администрации МО г. Салехарда от 16.07.2010 года № 198 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела» предусмотрено, что субсидия подлежит возврату в бюджет муниципального образования город Салехард в следующих случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по заключенному договору о предоставлении финансовой поддержки в виде гранта. При выявлении обстоятельств, указанных в пункте 6.1 настоящего раздела, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель возвращает субсидию в бюджет муниципального образования город Салехард самостоятельно или по требованию главного распорядителя бюджетных средств - Администрации муниципального образования город Салехард в течение 10 дней с момента получения уведомления возвратить полученные средства в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску главного распорядителя бюджетных средств - Администрации муниципального образования город Салехард истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Статьей 11 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в том числе анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований.

 Проверкой отчета о целевом использовании субсидии получателя ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ установлено использование субсидии не на мероприятия (затраты), предусмотренные бизнес-проектом в сумме 23960,00 рублей. В целях эффективности принятых мер по развитию малого и среднего предпринимательства в рамках контрольного мероприятия совместно с прокуратурой <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ при проведении осмотра наличия и применения материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств субсидий, выделенных из городского бюджета на реализацию безнес-проекта ИФИО1, установлено, что бизнес-проектом ФИО14 предусмотрено создание мастерской лаборатории робототехники, для которого использованы средства гранта на закупку материально-технических ресурсов. В процессе осмотра ФИО1 по месту жительства: <адрес> отсутствовал. По устной информации ФИО7, являющейся ФИО1 матерью, пояснила, что ФИО1 на момент осмотра находился в <адрес> и устно уведомила должностных лиц Контрольно-Счетной палаты и прокуратуры, что ФИО1 не осуществляет деятельность бизнес-проекта.

 ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ утратил статус предпринимателя.

 Статьи 309-310 ГК РФ определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

 Таким образом, судом установлено, что ФИО1 обязательства по выделенном ему гранту на развитие малого и среднего бизнеса обязательства по договору исполнял ненадлежащим образом, а именно частично использовал субсидию не на мероприятия, предусмотренные бизнес-проектом, не представил в полной мере наличие материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств выделенного ему гранта, рабочие места, предусмотренные бизнес-проектом не создала и с декабря 2012 года, то есть спустя год после выделенного ему гранта, предпринимательскую деятельность не осуществляет и с ДД.ММ.ГГГГ официально утратил статус предпринимателя.

 В связи с изложенным требования истца о взыскании с ответчика в бюджет МО г. Салехарда полученных в виде субсидии в форме гранта денежных средств в сумме 300000,00 рублей, подлежат удовлетворению.

 В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.333.20. ч.1 п.8 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Истец в соответствии со ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.333.36 НК РФ не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 6200,00 рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования город Салехард полученные в виде субсидии в форме гранта денежные средства в сумме 300000 рублей.

 Взыскать с ФИО1 в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 6200 рублей.

 Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

 Копия верна: судья /подпись/

 Председательствующий                                 К.В. Лисиенков