ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1253/2018 от 30.03.2018 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Гражданское дело № 2-1253/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 30 марта 2018 г.

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,

при секретаре Бакалейниковой М.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» о признании права собственности на судно,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» (далее – ФБУ «Енисейречтранс») о признании права собственности на судно «БП-204», регистровый номер ФИО12, тип и назначение: несамоходное, баржа-площадка для перевозки колесной и гусеничной техники, класс Р 1.2, автор и № проекта: «ЦТКБ МРФ пр.81212/КБ РРР пр. № РЕГК.05706/81212», год и место постройки: 1986 г., Красноярская судоверфь/2017 г., г. Красноярск.

Требования мотивировал тем, что приобрел данное судно у ФИО2 по договору купли-продажи от 02.12.2015, как лом и отходы стальные негабаритные в виде демонтированного судна – сухогрузной баржи-площадки БП-204. С целью восстановления судна обратился в Енисейский филиал «РРР», которым по результатам переосвидетельствования был выявлен ряд недостатков, в связи с чем выдан проект на переоборудование и восстановление баржи; после окончания работ судно было поставлено на учет в речном регистре. С целью оформления прав собственности истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации прав на вновь переоборудование и восстановленное судно; ответом от 29.06.2017 ем было отказано, поскольку имеются два взаимоисключающих договора купли-продажи, а также поскольку судно исключено из реестра в связи с его конструктивной гибелью. Истец полагает, что он на законных основаниях приобрел судно, восстановил его в установленном законом порядке и приобрел право собственности на него, но учитывая имеющиеся сведения об исключении судна прежним собственником из реестра в связи его гибелью зарегистрировать свои прав во внесудебном порядке не имеет возможности.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом; ее представитель ФИО3 (доверенность от 15.08.2017) заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» ФИО4 (доверенность от 25.12.2017) против удовлетворения иска возражала, суду пояснила, что на момент заключения договора купли-продажи судна оно уже было исключено из реестра в связи с его конструктивной гибелью, прав на него за продавцом не зарегистрировано; кроме того, на регистрацию представлены два договора купли-продажи предметом которых в первом случае является сухогрузная баржа-площадка БП-204, а во втором – лом и отходы стальные негабаритные в виде недемонтированного судна. Указанные обстоятельства препятствуют признанию за истцом права собственности на судно.

Представитель третьего лица ФАУ «Российский Речной Регистр» ФИО5 (доверенность от 12.03.2018) против удовлетворения требований в судебном заседании не возрождал, суду пояснил, что на освидетельствование была представлена баржа в негодном состоянии, после ее осмотра выдано заключение об устранении недостатков, подготовлен проект на восстановление и переоборудование, произведены ремонтные работы; и при повторном освидетельствовании выдано свидетельство о классификации, в связи с чем судно признано годным для плавания.

Представитель третьего лица АО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представил пояснения, в которых указал, что в связи с необходимостью вывода из эксплуатации, демонтажа и ликвидации объектов основных средств, было принято решение о списании баржи, в связи с чем оформлен акт внеочередного освидетельствования и акт технического состояния, на основании которых судно было списано и исключено из ГСР, а 12.12.2015 баржа была реализована по договору купли-продажи как лом и отходы черных металлов в виде недемонтированного судна.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив иск, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации суда внутреннего плавания.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Порядок государственной регистрации судов и прав на них установлен Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Правилами государственной регистрации судов, утвержденными приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 N 144.

В силу статьи 15 названного Кодекса суда могут находиться в любой собственности. Право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации…

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством (пункт 3 статьи 16 Кодекса).

В соответствии со статьей 18 Кодекса основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда, свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно свидетельству о праве собственности на судно от 08.12.2005 АО «Норильский комбинат» (впоследствии в связи с изменением наименования - АО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина») являлось собственником судна – сухогрузной баржи-площадки «БП-204», 1986 года постройки идентификационный номер Е-6-0268; в связи с принятием решения о списании основных средств, в том числе указанной баржи, АО «Норильский комбинат» обратилось 06.04.2016 в ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» с заявлением об исключении судна из Государственного судового реестра в связи с его конструктивной гибелью с приложением распоряжения собственника от 28.11.2014 о выводе из эксплуатации и списание объектов основных средств, приказа о создании комиссии по списанию объектов основных средств от 16.12.2014, акта технического состояния и оборудования судна от 20.12.2014, акта списания от 01.10.2015, акт о разборке баржи от 15.02.2016.

Согласно представленным пояснениям АО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» указанная баржа была продана как лом и отходы черных металлов в виде недемонтированного судна по договору купли-продажи от 12.12.2015 ООО «Сальгари»; впоследствии спорный объект также был продан третьим лицам по договорам от 12.10.2015 - ООО «Ирмет» (накладная от 08.11.2015) и от 23.10.2015 - ФИО6 (спецификация к договору купли-продажи от 23.10.2015).

Впоследствии на основании договора купли-продажи от 02.12.2015, заключенного со ФИО6, а также спецификации к договору от 23.10.2015, акта приема-передачи от 03.12.2015, расписки от 03.12.2.015, ФИО1 приобрел лом и отходы стальные негабаритные в виде недемонтированного судна – сухогрузной баржи-площадки БП-204.

30.06.2016 истцом проведено освидетельствование судна Енисейским филиалом ФАУ «Российский речной регистр»; по результатам освидетельствования выдан акт первоначального освидетельствования судна, техническое состояние которого было определено как негодное, выставлены требования об устранении недостатков; ЕФ ФАУ «РРР» 06.04.2017 утвержден проект по переоборудованию судна в баржу-площадку для перевозки колесной и гусеничной техники «БП-204»; по результатам проведенных специализированной организацией ООО «Фарватер» работ по восстановлению и переоборудованию судна, осуществлено ЕФ ФАУ «РРР» повторное внеочередное освидетельствование, составлен 11.05.2017 акт о годности корпуса судна, 09.06.2017 акт о годности корпуса и устройства судна, выдано свидетельство о годности судна к плаванию, а также свидетельство о классификации как на судно «БП-204», регистровый номер ФИО13, тип и назначение: несамоходное, баржа-площадка для перевозки колесной и гусеничной техники, класс Р 1.2, автор и № проекта: ЦТКБ МРФ пр.81212/КБ РРР пр. № РЕГК.05706/81212», год и место постройки: 1986 г., Красноярская судоверфь/2017 г., г. Красноярск.

С целью оформления прав на вновь восстановленное судно, истец обратился в ФБУ «Администрация Енисейречтранс» с заявлением о переходе прав собственности.

По результатам рассмотрения заявления ответчик продлил срок государственной регистрации судна (ответ от 29.05.52017), поскольку право собственности продавца ФИО6 на судно зарегистрированным не значилось; впоследствии в регистрации права истцу было отказано (ответ от 29.06.2017) поскольку на регистрацию представлены два взаимоисключающих договора купли-продажи от 02.12.2015, предметом которых являлось судно БП-204 и лом и отходы стальные негабаритные виде недемонтированного судна.

Дав оценку указанным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 о признании права собственности на несамоходное судно баржа-площадка для перевозки колесной и гусеничной техники БП-204 – подлежат удовлетворению, поскольку действительность заключенного договора купли-продажи указанной баржи в качестве лома подтверждается представленными копиями договора купли-продажи от 02.12.2015, спецификации к договору от 23.10.2015, актом приема-передачи от 03.12.2015, распиской от 03.12.2.015, и прежним собственником не оспаривается.

При этом учитывая, что предметом продажи был лом, регистрация договоров в государственном реестре не требовалось.

Восстановление судна и его переоборудование в установленном порядке за счет средств истца подтверждается проектом, актами переосвидетельствования и договором подряда от 11.05.2016.

Наличие же второго договора купли-продажи судна как сухогрузной баржи не оспаривает действительность договора купли-продажи от 02.12.2015 спорного судна в виде лома, поскольку согласно сведениям АО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» судно было продано именно как лом и отходы черных металлов в виде недемонтированного судна.

Несоответствие же дат последующих продаж лома дате договора купли-продажи, заключенного между АО «Норильский никель» и «ООО «Сальгари», также не оспаривает действительность договора купали-продажи от 02.12.2015, так как в силу ст. 223 ГК РФ собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, что может не соответствовать дате заключения договора.

Не является основанием для отказа в иске и доводы ответчика об исключении из государственного реестра прав за судоходной баржи, поскольку после восстановления и переоборудования указанного судна в установленном законом порядке был образован новый объект – баржа-площадка БП-204, права на который истцом и заявлены как на вновь созданный объект.

При этом доводы ответчика, о том, что баржа не могла быть переоборудована и восстановлена, так как по акту АО «Норильский никель» от 15.02.2016 она была подвержена разборке, - суд не может принять, поскольку представленные документы о списании судна, как основного средства предприятия, являются внутренними документами предприятия; кроме того, согласно договору купли-продажи акционерного общества от 12.12.2015 баржа была продана как лом в виде недемонтированного судна.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на судно «БП-204», регистровый номер ФИО14, тип и назначение: несамоходное, баржа-площадка для перевозки колесной и гусеничной техники, класс Р 1.2, автор и № проекта: «ЦТКБ МРФ пр.81212/КБ РРР пр. № РЕГК.05706/81212», год и место постройки: 1986 г., Красноярская судоверфь/2017 г., г. Красноярск.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд города Красноярска.

Председательствующий: /подпись/

Копия верна:

Судья Т.В. Ковалева