ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1253/2022 от 27.04.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

47RS0004-01-2021-008476-39

Дело № 2-1253/2022

27 апреля 2022 года г. Всеволожск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Валькевич Л.В.

прокурора Сергеева И.О.

при помощнике судьиЛябзине М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Всеволожского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения,

УСТАНОВИЛ:

Всеволожский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, в котором просит обязать ответчика провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных в лесном квартале Всеволожского участкового лесничества Всеволожского лесничества в точках с координатами 59.957407, 30.613662 и 59.956598, 30.614275 от захламления путем вывоза отходов на лицензированный полигон ТБО в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области по факту несанкционированного размещения отходов на территории лесного фонда в границах Всеволожского лесничества, о чем главным специалистом Северо-западного межрайонного отдела Департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений Ледяевой А.С. составлен акт планового (рейдового) осмотра /З от 26.02.2021г. В ходе осмотра от 26.02.2021г. установлено, что в квартале , в точках с координатами 59.957407, 30.613662 и 59.956598, 30.614275 при условии наличия высокого снежного покрова выявлены признаки складирования мусора (предположительно строительного), объем которого определить не представилось возможным.

Указанный земельный участок относится к землям лесного фонда, правом аренды не обременен. Собственников отходов установить не представилось возможным по причине отсутствия признаком, указывающих на принадлежность отходов конкретному лицу.

В судебное заседание помощник Всеволожского городского прокурора Ленинградской области Сергеев И.О. явился, требования иска поддержал.

Представители ответчика – Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, третьего лица - Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области о рассмотрении дела извещены, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ, статье 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

В целях охраны земель на собственников земельных участков подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения земель.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Судом установлено, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 29.03.2021г. № К-04-153/2021-0-4 по факту несанкционированного размещения отходов на территории лесного фонда в границах Всеволожского лесничества, по результатам которой было установлены факты загрязнения земель лесного фонда отходами производства и потребления на следующих территориях:

Согласно Акту осмотра от 26.02.2021г. /З, составленным главным специалистом Северо-западного межрайонного отдела Департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений Ледяевой А.С. при участии ведущего специалиста Дирекции ООПТ-филиала ЛОГКУ «Ленобллес» Федоренко С.С., на землях лесного фонда, а именно в квартале , на территории с координатам местоположения 59.957407, 30.613662 и на территории с координатами местоположения 59.956598, 30.614275 вблизи ООПТ «Колтушские высоты» выявлены признаки наличия свалки мусора; при условии наличия глубокого снежного покрова объем мусора определить не представилось возможным.

Установить собственника отходов, а также лицо, осуществившее их сброс почву, не представляется возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов конкретному лицу.

Доказательств, подтверждающих ликвидацию указанных не санкционированных свалок, в материалы дела не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.1 Лесного кодекса РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам) (ч. 1).

Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 4).

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, специальным законодательством в области природопользования земель лесного фонда закреплена передача полномочий по организации охраны лесов и их защите Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органом, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений на территории Ленинградской области, в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

Пунктом 2.2 названного Положения предусмотрено, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений осуществляет полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Проанализировав нормативные акты и вышеназванное законодательство, следует прийти к выводу, что полномочия в сфере лесных отношений Российской Федерацией в Ленинградской области, переданные субъекту РФ - Ленинградской области, в частности по организации охраны и защиты земель лесного фонда, подлежат исполнению Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.

Согласно ч.2 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

На момент лесонарушения действовали Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.12.2020г. N 2047 № «О Правилах санитарной безопасности в лесах», устанавливающие порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, согласно которым в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды (подпункт 1 пункта 20 Правил).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В силу п. 7 ст. 12 названного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Разрешая заявленные требования, суд полагает, что на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области следует возложить обязанность ликвидировать несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, поскольку в силу установленного правового регулирования обязанным лицом является орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Реализуя требование ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, исходя из объема работ, которые возлагаются на ответчика, необходимости составления технических заданий, проведения конкурсных процедур по размещению государственных заказов, заключению государственных контрактов, суд полагает необходимым установить двенадцатимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для проведения мероприятий по очистке лесного фонда от несанкционированных свалок.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Всеволожского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных в лесном квартале Всеволожского участкового лесничества Всеволожского лесничества в точках с координатами 59.957407, 30.613662 и 59.956598, 30.614275 от захламления путем вывоза отходов на лицензированный полигон ТБО в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Валькевич Л.В.

Мотивированное решение изготовлено 11.05.2022г.