ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1253/2022 от 27.09.2022 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2022 г. г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Раскарзенок Н.Н., при секретаре Кравец О.В., с участием помощника Тайшетского транспортного прокурора Домашова А.В.,представителя ответчика ОАО «РЖД» Шлапакова Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1253/2022 по иску Тайшетского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении произвести ремонт железнодорожного моста,

У С Т А Н О В И Л:

Тайшетский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении произвести ремонт железнодорожного моста, указав в его обоснование, что Тайшетской транспортной прокуратурой в соответствии с заданием Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта предприятиями и организациями, осуществляющими свою деятельность на поднадзорной прокуратуре территории.

Проверке также подвергнута деятельность Дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции - инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» по соблюдению требований федерального законодательства о безопасности движения при содержании железнодорожных мостов, расположенных на поднадзорной Тайшетской транспортной прокуратуре территории.

При проверке железобетонного железнодорожного моста 4546 км, пк8, 79 м перегона Тайшет - Нижнеудинск, установлено следующее, что в эксплуатацию мост введен 1909 году, реконструкция объекта транспортной инфраструктуры произведена в 1997 году. Объект находится на балансе Дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

По информации Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «РЖД» обозначенный железнодорожный мост эксплуатируется более 100 лет и при осмотре выявлено ряд нарушений действующего законодательства.

Установлено, что устои железнодорожного моста и опоры не отвечают требованиям безопасности и требуют приведение в соответствие с действующими техническими нормами по следующим основаниям.

Так,2 путь стыки контруголков на плитах БМП и железобетонных шпалах не усилены металлическими подкладки и накладками, 2 путь. В башмаке западного челнока контруголков отсутствуют накладки, наклонные вставки 2 путь. На мосту не устроены подвижные стыки контруголков. Для обеспечения свободного перемещения подвижных концов пролетных строений не устроен подвижной стык контруголков над ПОЧ 2 путь. На ПС-3 по левой нити отсутствуют резиновые прокладки под контруголками на плитах БМП.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что меры со стороны структурных подразделений ОАО «РЖД» к приведению объекта инженерной инфраструктуры в состояние, обеспечивающее безопасность движения на данном участке не принимаются.

Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286 (далее - Правила технической эксплуатации) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.

В соответствии с п. 1 приложения 1 к Правилам технической эксплуатации при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.

Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 822, утвержден Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция (далее- СНиП2.05.03-84).

В соответствии с пунктом 5.1 СНиП2.05.03-84 мосты и трубы следует проектировать капитального типа. При проектировании новых, реконструируемых и подвергаемых капитальному ремонту мостов и труб следует выполнять требования по обеспечению надежности, долговечности сооружений, а также безопасности и плавности движения транспортных средств, безопасности для пешеходов и охране труда в процессе строительства и эксплуатации.

Пунктом 5.2. СНиП2.05.03-84 определено, что основания и фундаменты, опоры, пролетные строения, опорные части, элементы мостового полотна, эксплуатационные обустройства, а также водопропускные трубы должны удовлетворять требованиям проектной долговечности.

Срок службы несущих конструкций сооружения после реконструкции следует определять в техническом задании, но он не может быть меньше 25 лет.

Согласно п.2 ст.20 Закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.

Согласно ст. 6 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от ДД.ММ.ГГГГ единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество «Российские железные дороги» осуществляет вид деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Обязано осуществлять деятельность исходя из принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника нести бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Эксплуатация железнодорожного моста, не отвечающего требованиям безопасности, ослабляет прочность и устойчивость железнодорожного пути и сооружений, что влияет на обеспечение безопасности движения поездов, может повлечь за собой тяжкие последствия, в том числе, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.

Тайшетский транспортный прокурор с учетом уточнения просит суд обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте, а именно2 путь стыки контруголков на плитах БМП и железобетонных шпалах не усилены металлическими подкладки и накладками, 2 путь. В башмаке западного челнока контруголков отсутствуют накладки, наклонные вставки 2 путь. На мосту не устроены подвижные стыки контруголков. Для обеспечения свободного перемещения подвижных концов пролетных строений не устроен подвижной стык контруголков над ПОЧ 2 путь. На ПС-3 по левой нити отсутствуют резиновые прокладки под контруголками на плитах БМП. и привести в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, СНиП2.05.03-84, Распоряжения ОАО «РЖД» № 2193/р от 02.10.2020. металлический железнодорожный мост 4546 км, пк8, 79м перегона Тайшет – Нижнеудинск (введен в эксплуатацию 1909 году) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник Тайшетского транспортного прокурора Домашов А.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Шлапаков Э.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, указанным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Третье лицо Дирекция диагностики и мониторинга инфраструктуры, надлежащим образом извещенное о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило, возражений против удовлетворения исковых требований суду не представило.

Выслушав доводы помощника прокурора Домашова А.В., представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон) определено, что безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно ч. 2 ст. 20 указанного Закона, обязанность по обеспечению безопасности для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

В силу п. 1 ст. 21 указанного Закона железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

Согласно п. 12 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250 владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) должен обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружений, устройств и объектов железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 41 указанных Правил владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) обязан содержать все элементы железнодорожного пути, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной технологической электросвязи, станционные здания, сооружения и устройства инфраструктуры, железнодорожных путей необщего пользования в исправном и (или) работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов и маневровой работы, выполнение заданных размеров движения поездов с установленными скоростями в соответствии с графиком движения поездов, требования по охране труда, промышленной и транспортной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм в соответствии с проектной, ремонтной или эксплуатационной документацией.

Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 822, утвержден Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция (далее-СНиП2.05.03-84).

В соответствии с пунктом 5.1 СНиП2.05.03-84 Мосты и трубы следует проектировать капитального типа. При проектировании новых, реконструируемых и подвергаемых капитальному ремонту мостов и труб следует: выполнять требования по обеспечению надежности, долговечности сооружений, а также безопасности и плавности движения транспортных средств, безопасности для пешеходов и охране труда в процессе строительства и эксплуатации;

Пунктом 5.2. СНиП2.05.03-84 определено, что основания и фундаменты, опоры, пролетные строения, опорные части, элементы мостового полотна, эксплуатационные обустройства, а также водопропускные трубы должны удовлетворять требованиям проектной долговечности.

Согласно карточке № 67.01. металлический мост участок Тайшет-Иркутск 4546 км ПК8, 79 м, год ввода в эксплуатацию - 1909, год последней реконструкции - 1997, полная длинна моста – 54,02 м, ответвление моста – 34,14 м.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ помощником Тайшетского транспортного прокурора Домашовым А.В., с участием главного государственного инспектора Сибирского управления Росжелдорнадзора России ФИО10 мастера мостовой (участка 1 группы) Тайшетского линейного участка производства Дирекции инженерных сооружений – Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры – Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» ФИО6, врио начальника участка Тайшетского региона Дирекции инженерных сооружений ФИО7 проведена проверкаисполнения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте при эксплуатации, содержании и ремонте железнодорожных мостов Тайшетского производственного участка Дирекции инженерных сооружений – Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры – Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» в ходе которой установлено,что устои железнодорожного моста и опоры не отвечают требованиям безопасности и требуют приведение в соответствие с действующими техническими нормами.

Указанные прокурором нарушения в эксплуатации железнодорожного моста 4546 км пк8, 79 м, год ввода в эксплуатацию - 1909: 2 путь - стыки контруголков на плитах БМП и железобетонных шпалах не усилены металлическими подкладки и накладками, 2 путь - в башмаке западного челнока контруголков отсутствуют накладки, наклонные вставки, 2 путь - на мосту не устроены подвижные стыки контруголков.Для обеспечения свободного перемещения подвижных концов пролетных строений не устроен подвижной стык контруголков над ПОЧ, 2 путь - на ПС-3 по левой нити отсутствуют резиновые прокладки под контруголками на плитах БМП отражены также в отчете сплошного осмотра искусственных сооружений Тайшетского мостового цеха № 1 Дирекции инженерных сооружений № 29 Восточно-Сибирской дирекции инфраструктур.

Тайшетской транспортной прокуратурой в адрес начальника дистанции инженерных сооружений Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО«РЖД» направлено представление об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности движения на железнодорожном транспорте от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу на преставление за подписью и.о. заместителя начальника дистанции инженерных сооружений ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по выданному представлению в дистанции инженерных сооружений проведен разбор по результатам которого составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ. Доводы помощника прокурора в части содержания и соблюдения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих правил, стандартов и технических норм, приняты. Ответственные работники предупреждены об ответственности за содержание сооружений на подведомственном участке в технически исправном состоянии для осуществления беспрепятственного пропуска подвижного состава согласно установленным скоростям движения.

Таким образом, длительное не проведение ремонта железнодорожного моста влечет угрозу возникновения резонансных происшествий, чрезвычайных ситуаций, а также создает потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 6 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 г. №29 единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество «Российские железные дороги» осуществляет вид деятельности: эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Обязано осуществлять деятельность исходя из принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника нести бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

Эксплуатация железнодорожного моста, не отвечающего требованиям безопасности, ослабляет прочность и устойчивость железнодорожного пути и сооружений, что влияет на обеспечение безопасности движения поездов, может повлечь за собой последствия, в том числе, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения. При установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу, что ОАО "РЖД" нарушает требования законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта.

На основании изложенного, учитывая, что в соответствии с вышеуказанными нормами на владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, которым является ОАО «РЖД», возлагается обязанность по обеспечению соответствия железнодорожных мостов требованиям действующего законодательства, при этомнепринятие требуемых мер, влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании вышеизложенного, учитывая сроки выполнения запланированных мероприятий ОАО «РЖД» по устранению выявленных нарушений, а также объем необходимых работ, суд полагает возможным установить срок исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ, который при установленных по делу обстоятельствах является разумным.

Руководствуясь указанной нормой закона, учитывая обстоятельства дела, оценивая объем установленных нарушений, суд полагает необходимым обязать ОАО«Российские железные дороги» устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте: 2 путь - стыки контруголков на плитах БМП и железобетонных шпалах не усилены металлическими подкладки и накладками, 2 путь - в башмаке западного челнока контруголков отсутствуют накладки, наклонные вставки, 2 путь - на мосту не устроены подвижные стыки контруголков. Для обеспечения свободного перемещения подвижных концов пролетных строений не устроен подвижной стык контруголков над ПОЧ, 2 путь - на ПС-3 по левой нити отсутствуют резиновые прокладки под контруголками на плитах БМП металлический железнодорожный мост 4546 км, пк8, 79м перегона Тайшет – Нижнеудинск (введен в эксплуатацию 1909 году) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тайшетского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги», удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте: 2 путь - стыки контруголков на плитах БМП и железобетонных шпалах не усилены металлическими подкладки и накладками, 2 путь - в башмаке западного челнока контруголков отсутствуют накладки, наклонные вставки, 2 путь - на мосту не устроены подвижные стыки контруголков. Для обеспечения свободного перемещения подвижных концов пролетных строений не устроен подвижной стык контруголков над ПОЧ, 2 путь - на ПС-3 по левой нити отсутствуют резиновые прокладки под контруголками на плитах БМП привести в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, СНиП2.05.03-84, Распоряжения ОАО «РЖД» № 2193/р от 02.10.2020. металлический железнодорожный мост 4546 км, пк8, 79 м перегона Тайшет – Нижнеудинск (введен в эксплуатацию 1909 году) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Раскарзенок