ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1254/2022 от 07.08.2023 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2-91/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монделе С.К.,

с участием помощника прокурора г.Кызыла Дугер А.О.,

представителя ответчика ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-91/2023 по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к АО «Кызылская ТЭЦ», ООО «Водоканал-Сервис», МУП «Аварийно-ремонтная служба г.Кызыла», ООО УК «Сервис», ООО УК «ЖЭУ-2», ООО УК «Жилфонд», ООО УК «Саяны» о возложении обязанности обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Кызыла С. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Енисей» о возложении обязанности обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах.

Указывает, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено, что в многоквартирных домах <адрес> МУП «Енисей», осуществляющее управление данными многоквартирными домами не соблюдены требования оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а именно не установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, горячей, холодной воды, что стало следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей ответчиком. По результатам мониторинга технического состояния многоквартирных жилых домов, проведенного Службой государственной жилищной инспекции и строительного надзора по Республике Тыва в 2020 году, установлено, что в указанных домах имеется возможность установки общедомовых приборов учета энергоресурсов.

Просит обязать МУП «Енисей» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах по адресам: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Кызыла были уточнены исковые требования, согласно которым просит обязать ООО «Водоканал-Сервис» в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирных домов по адресам: <адрес> на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета холодной воды, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию данных приборов; обязать АО «Кызылская ТЭЦ» в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем проведения обследования многоквартирных домов по адресам: <адрес> на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию данных приборов.

Определением суда от 25 августа 2022 года к участию в деле привлечены в качестве соответчиков АО «Кызылская ТЭЦ» и ООО «Водоканал-Сервис».

Определение суда от 11 мая 2023 года произведена замена ответчика МУП «Енисей» на ответчиков МУП «Аварийно-ремонтная служба г.Кызыла», ООО УК «Сервис», ООО УК «ЖЭУ-2», ООО УК «Жилфонд», ООО УК «Саяны».

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Дугер А.О., действующая по доверенности, поддержала исковое заявление по указанным в нем доводам.

Представитель ответчика АО «Кызылская ТЭЦ» ФИО1, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснила, что в домах, где имеется техническая возможность установки приборов учета, они установлены.

Представители ответчиков МУП «Аварийно-ремонтная служба г.Кызыла» ФИО2, ООО УК «ЖЭУ-2» ФИО3, ООО «Сервис» ФИО4, действующие по доверенности, с иском не согласились, просили отказать в его удовлетворении.

Представители ответчиков ООО «Водоканал-Сервис», ООО УК «Жилфонд», ООО УК «Саяны», третьего лица Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора по Республике Тыва в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без их участия в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

В соответствии с частями 5, 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ собственник помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009 года, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 01.01.2019 года.

В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещении в размере, пропорциональном их долям в праве общей долевой собственности на общее имущество.

Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п.5, 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, п. 38 ч.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) и правил изменения платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонты общего имущества в многоквартирном доме надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2008 г. № 491).

Пункты 10, 11 Правил N 491 предусматривают, что содержание общего имущества должно включать в себя в том числе проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из положений Правил N 491 следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), коллективный (общедомовой) прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Из материалов дела следует, что МУП «Аварийно-ремонтная служба г.Кызыла» осуществляет управление многоквартирными домами по адресу: <адрес>, ООО УК «Сервис» - <адрес>, ООО УК «ЖЭУ-2» - <адрес>, ООО УК «Жилфонд» - <адрес>, ООО УК «Саяны» - <адрес>, что подтверждается соответствующими внеочередных общих собраний собственников помещений, договорами управления многоквартирными домами.

Из ответа ООО «Водоканал-Сервис» от 11.02.2020 следует, что начисления по общедомовому прибору учета производится только в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. С абонентами, расположенными в остальных многоквартирных домах г. Кызыла ведется работа по «прямым» договорам в рамках ст. 157.2 ЖК РФ.

Согласно ст. 17 Закона Республики Тыва от 26.12.2013 г. № 2322 ВХ-1 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва» мониторинг технического состояния многоквартирных домов в целях реализации настоящего закона осуществляется органом регионального государственного жилищного контроля в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.

Согласно п.4 Постановления Правительства Республики Тыва от 26.06.2014 г. № 319 «Об утверждении порядка мониторинга технического состояния многоквартирных домов» мониторинг проводит Служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора по Республике Тыва.

По запросам суда Службой государственной жилищной инспекции и строительного надзора по Республике Тыва проведены обследования многоквартирных домов, указанных в иске, на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды.

Согласно актам обследований от 19.01.2023 г. в многоквартирных домах по адресам: <адрес> общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии и горячей воды установлены.

Из актов обследований от 02.02.2023 г. следует, что в многоквартирных домах по адресам: <адрес> общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии и горячей воды установлены.

В многоквартирных домах по адресам: <адрес> техническая возможность установки прибора учета тепловой энергии и горячей воды отсутствует без проведения капитального ремонта и реконструкции.

Подвальные помещения по адресам: <адрес> затоплены городскими сточными водами по вине ООО «Водоканал-Сервис».

В соответствии с актами обследований от 07.04.2023 г. в многоквартирных домах по адресам: <адрес> техническая возможность установки прибора учета холодного водоснабжения отсутствует без проведения капитального ремонта инженерных сетей жилого дома.

В многоквартирных домах по адресам: <адрес> техническая возможность установки прибора учета холодного водоснабжения имеется, поскольку произведен капитальный ремонт внутридомовых сетей холодного водоснабжения либо год постройки жилого дома начиная с 2008 года.

В соответствии с актами обследований от 22.06.2023 г. в многоквартирных домах по адресам: <адрес> общедомовые (коллективные) приборы учета холодной воды установлены; в многоквартирном доме по <адрес> прибор учета тепловой энергии и горячей воды имеется, функционирует исправно; по <адрес> техническая возможность установки прибора учета тепловой энергии, горячей и холодной воды отсутствует без проведения реконструкции внутридомовой инженерной системы.

Из актов обследования от 28.07.2023 г. следует, что в многоквартирных домах по адресу: <адрес> техническая возможность установки прибора учета тепловой энергии и горячей воды отсутствует без выполнения реконструкции инженерных сетей в соответствии с проектной документацией.

В многоквартирных домах по адресам: <адрес> приборы учета холодного водоснабжения имеются.

Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 458\пр утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Согласно пунктам 2 - 4 Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

Таким образом, судом установлено, что во многоквартирных домах по адресам: <адрес> установлены приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения; <адрес> установлены приборы учета холодного водоснабжения.

Также, во многоквартирных домах по адресам: <адрес> отсутствует возможность установки приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения; по <адрес> отсутствует возможность установки приборов учета холодного водоснабжения без капитального ремонта и реконструкции инженерных сетей.

В связи с чем, в требовании прокурора об обязании АО «Кызылская ТЭЦ», ООО УК «Сервис», ООО УК «ЖЭУ-2», ООО УК «Жилфонд», ООО УК «Саяны» обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в указанных домах следует отказать.

Поскольку в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирных домах обязанности по обеспечению оснащения домов приборами учета используемых энергоресурсов, согласно ч.12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения обязанности на ресурсоснабжающую организацию ООО «Водоканал-Сервис» совершить действия по оснащению приборами учета холодной воды дома п адресу: <адрес>

Между тем, согласно ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Правила № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета, порядок их ввода в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (п.81). Согласно данному пункту такой ввод осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. При этом к заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней проверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

В силу содержания приведенных норм следует, что на исполнителя коммунальной услуги многоквартирного жилого дома возложена прямая обязанность по заявке собственника осуществлять ввод в эксплуатацию установленного прибора учета и расчет платы за оказанную услугу.

Управляющая компания в силу аб.2 п.81 Правил № 354 осуществляет документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.

Таким образом, в данном случае МУП «Аварийно-ремонтная служба г.Кызыла» как управляющая компания указанных выше домов обязана совершить действия по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в вышеуказанных многоквартирных домах, то есть осуществить документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, предоставить исполнителю коммунальной услуги все необходимые документы и приборы для проведения соответствующей проверки и ввода приборов в эксплуатацию.

Для исполнения решения суд устанавливает срок – в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, считая данный срок достаточным и разумным.

В соответствии со ст. 103 ГПК поскольку прокурор при подаче иска освобождён от уплаты госпошлины, то государственная пошлина взыскивается с ответчиков ООО «Водоканал-Сервис» и МУП «Аварийно-ремонтная служба г.Кызыла» в размере 300 рублей с каждого, в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к АО «Кызылская ТЭЦ», ООО «Водоканал-Сервис», МУП «Аварийно-ремонтная служба г.Кызыла», ООО УК «Сервис», ООО УК «ЖЭУ-2», ООО УК «Жилфонд», ООО УК «Саяны» о возложении обязанности обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей, холодной воды в многоквартирных домах удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» в течении года со дня вступления в законную силу решения суда установить и ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемой холодной воды в многоквартирных домах расположенных по адресам: <адрес>

Обязать МУП «Аварийно-ремонтная служба г.Кызыла, в течении года со дня вступления в законную силу решения суда ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемой холодной воды в многоквартирных домах расположенных по адресам: <адрес>

В удовлетворении остальной части иска заместителя прокурора г. Кызыла отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в размере 300 рублей.

Взыскать с МУП «Аварийно-ремонтная служба г.Кызыла» государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2023 года (без учета выходных дней).

Судья Иргит Н.Б.