№ 2-1255/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14.11.2013 г. г.Дальнереченск
Судья Дальнереченского районного суда Приморского края Чупрова Е.О., при секретаре Крицкой А.С., с участием помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Прытковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5 Дальнереченского городского округа», Администрации Приморского края, Департаменту образования и науки Приморского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Дальнереченского межрайонного прокурора, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении обязанности на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Дальнереченского городского округа в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников; о возложении обязанности на Департамент науки и образования Приморского края, Администрацию Приморского края в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование расходов для приобретения необходимых учебников и учебных пособий для полного укомплектования библиотечного фонда муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Дальнереченского городского округа, за счет средств краевого бюджета.
В обоснование иска указал, что в результате проведенной Дальнереченской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований Конституции РФ и ФЗ «Об образовании» в сфере обеспечения учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Дальнереченского городского округа учебниками и учебными пособиями, предусмотренными федеральной программой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Приморского края от 23.12.2005 г. № 320-КЗ «О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями в Приморского края», Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, Закона Приморского края от 13.08.2013 № 243-КЗ «Об образовании Приморском крае», Постановления Администрации Приморского края от 03.07.2009 № 171-па «Об утверждении Положения о департаменте образования и науки Приморского края» в МБОУ СОШ № 5 учебниками, согласно федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год (приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067), не обеспечены учащиеся 3 классов МБОУ СОШ № 5, в связи с чем нарушаются права несовершеннолетних на бесплатность и общедоступность основного общего, среднего (полного) общего образования.
В судебном заседании помощник Дальнереченского межрайонного прокурора Прыткова М.В. уточнила заявленные требования, просит обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Дальнереченского городского округа в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников; обязать Департамент науки и образования Приморского края, Администрацию Приморского края в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование расходов для приобретения необходимых учебников и учебных пособий для полного укомплектования библиотечного фонда муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Дальнереченского городского округа, за счет средств краевого бюджета, на уточненных требованиях иска настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № 5 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В ходе подготовки к судебному заседанию 25.10.2013 г. представитель ответчика по доверенности ФИО1 исковые требования признала, пояснила, что при составлении сметы на текущий финансовый год обязательно указывается заработная плата и расходы на прочее, куда входят и расходы на учебники. Учебные расходы на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом, включают в себя не только расходы на приобретение технических средств обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. Средства распределяются согласно количеству учеников в школе. На 2013 год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» было выделено на учебные расходы 75 250 рублей, из них для приобретения учебников израсходовано 50 000 рублей, но денежных средств не хватило, поскольку сумма заведомо недостаточна. Денежных средств выделяется недостаточно, без учёта реальной стоимости учебников. Средняя стоимость одного учебника на сегодняшний день составляет 800 рублей. В первую очередь учебниками обеспечиваются дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, остальные недостающие учебники приобретаются за счет средств родителей. В настоящее время директором МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» подготовлена информация об обеспеченности учебниками учащихся 1-4 классов, исходя из которой видно, что на сегодняшний день необходимо приобрести 60 учебников для 3 класса.
Представитель ответчика администрации Приморского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований к администрации Приморского края отказать в полном объёме, рассмотреть дело в отсутствии представителя, указал, что в соответствии с п.п. 13 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения
субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части финансирования расходов на
учебники и учебные пособия в соответствии с нормативами, установленными
законами субъекта Российской Федерации. П. 2 ст. 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение указанных в статье 26.3 полномочий. Для реализации вышеназванного полномочия принят Закон Приморского края от 23.12.2005 № 320-КЗ "О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края". В соответствии со ст. ст. 2,3 Закона № 320-КЗ общий объем субвенций утверждается законом Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, распределение субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями утверждается в абсолютных суммах для каждого муниципального образования законом о краевом бюджете. Статьей 3 Закона № 320-КЗ утвержден порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию основных общеобразовательных программ, при этом величина базового учебного расхода (в том числе на учебники и учебные пособия) определена Законом в размере 250 руб. на одного учащегося. Размеры нормативов для определения размеров субвенций на 2013 год
утверждены ч. 1 ст. 11 Закона Приморского края от 20.12.2012 № 143-КЗ «О краевом
бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и для муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в городских населенных пунктах норматив составляет 782 942 руб. в год на один класс. Общий размер субвенции на указанные цели бюджетам муниципальных образований в 2013 согласно Закону № 143-КЗ году составил 7 170 133,00 тыс. руб., из них размер субвенции бюджету Дальнереченского городского округа в 2013 году составил 122 464, 00 тыс. руб. (Приложение № 17 к Закону № 143-КЗ, таблица 5). При этом, средства на выделение субвенции муниципальным образованиям на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях в бюджете Приморского края предусмотрены не Администрации Приморского края, а департаменту образования и науки Приморского края, имеющему код главного администратора доходов краевого бюджета - 759 (Приложение № 5 к Закону № 143-КЗ). Также п.п. 16 ст. 8 Закона Приморского края от 13.08.2013 № 243-КЗ «Об образовании в Приморском крае» установлено, что организация обеспечения муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями является полномочием департамента образования. Согласно п.п. 2, 6 постановления Администрации Приморского края от 18.12.2009 № 354-па «О Порядке расходования муниципальными образованиями Приморского края субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» субвенции муниципальным образованиям предоставляются департаментом образования, который обеспечивает адресность, целевой характер использования субвенций, контроль за соблюдением условий их предоставления, за достоверностью данных отчетов о расходовании средств субвенции. На основании ст. 42 Устава Приморского края Администрация Приморского края является высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Приморского края и состоит из Губернатора края, первых вице-губернаторов и вице-губернаторов Приморского края. В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона
№ 320-КЗ расходы органов местного самоуправления на организацию образовательного
процесса, превышающие размер утвержденной им субвенции на реализацию основных
общеобразовательных программ, компенсации за счет средств краевого бюджета не
подлежат. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий (к которым относится также предоставление общего образования в муниципальных образовательных учреждениях) устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Также согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение учебниками и учебными пособиями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, в том числе и из местных бюджетов. В рамках мероприятий по модернизации общего образования, департаментом образования в 2013 году дополнительно были закуплены и переданы учебники для муниципальных образовательных учреждений, в том числе Дальнереченского городского округа. Считает, что поскольку финансирование муниципальных образований на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях осуществляется путем выделения субвенций в соответствии с утвержденными ч. 1 ст. 11 Закона Приморского края № 143-КЗ нормативами, исковые требования не подлежат удовлетворению. Администрация Приморского края, как орган государственной власти субъекта Российской Федерации в полной мере в соответствии с нормами федерального и краевого законодательства исполняет обязанности по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования.
Представитель ответчика Департамента образования и науки Приморского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил отзыв в котором просил в удовлетворении исковых требований к администрации Приморского края отказать в полном объёме, рассмотреть дело в отсутствии представителя, указал, что не согласен с привлечением его в качестве ответчика. В соответствии с Законом Приморского края от 23 декабря 2005 года № 320-КЗ «О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края» муниципальным образованиям края выделяются субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, которые рассчитываются по ежегодно утверждаемым нормативам расходов в расчете на один класс (город/село). Указанный норматив включает учебные расходы (в том числе приобретение учебников) из расчета 250 рублей на одного учащегося в год. В соответствии с Инструкцией об учете библиотечного фонда, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 24 августа 2000 года № 2488, срок использования учебника не менее четырех лет. С учетом этого общеобразовательное учреждение осуществляет определение списка учебников в соответствии с федеральным списком учебников, учебным планом общеобразовательного учреждения на принципах системного, планового подхода с учетом перспективы реализации образовательных программ, что позволяет сформировать в школах библиотечные фонды учебников долгосрочного пользования. В школьных библиотеках уже должен быть сформирован фонд учебной литературы, приобретенный за счет средств краевого бюджета, который должен использоваться в текущем учебном процессе. Школы, которые с 2006 года начали формировать библиотечный фонд учебников с учетом норматива, определенного Законом Приморского края от 23 декабря 2005 года № 320-КЗ, уже обеспечивают своих учеников учебниками. В течение трех лет (2011, 2012, 2013 г.г.) закупка учебников для учащихся начальной школы края проводилась дополнительно на деньги, выделенные из федерального бюджета Приморскому крага на модернизацию региональной системы общего образования. В 2011 году полученные из федерального бюджета деньги на модернизацию региональной системы общего образования Департаментом были направлены бюджетам муниципальных образований, в частности на приобретение учебников Дальнереченскому городскому округу было направлено 150,0 тыс. рублей, на которые общеобразовательные учреждения муниципального района приобрели простой закупкой 281 учебник для 1 класса (информация представлена специалистами органа управления образованием Дальнереченского городского округа). В 2012 и 2013 годах учебники для учащихся начальной школы края закупались централизованно Департаментом. Департамент проводил открытые аукционы в электронном виде по заявкам общеобразовательных школ, представленным в Департамент муниципальными органами управления образованием. МБОУ COШ № 3 и МБОУ COШ № 5 Дальнереченского городского округа было закуплено и доставлено в школы 995 учебников и 286 учебников соответственно. В адрес руководителей общеобразовательных учреждений края неоднократно направлялись рекомендательные письма с разъяснением возможности использования экономии субвенций на учебные расходы, в том числе и на приобретение учебников. Согласно ч. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации общеобразовательные учреждения самостоятельно выступают в суде в качестве истцов и ответчиков. В соответствии с п. 8.29 Положения о Департаменте он осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Департамент с 2006 года по 2013 год в полном объеме произвел
финансирование расходов общеобразовательных учреждений Дальнереченского городского округа на пополнение библиотечных фондов учреждений учебниками.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и следует из исследованных материалов дела, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об образовании в части обеспечения учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» учебниками и учебными пособиями, предусмотренными федеральной программой, в ходе которой установлено, что в МБОУ СОШ № 5 учебниками, согласно федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год, не обеспечены учащиеся 3 классов МБОУ СОШ № 5, в связи с чем, нарушаются права несовершеннолетних на бесплатность и общедоступность основного общего, среднего (полного) общего образования. Так, согласно информации об обеспеченности учебниками учащихся 1-4 классов учащиеся 3 класса не обеспечены учебниками за счет фонда библиотеки учреждения полностью, частично обеспечены учебником математика; обеспечены учебниками за счет фонда библиотек других школ: окружающий мир, русский язык, литературное чтение (л.д.9).
В силу частей 2, 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется право каждого человека на образование, государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Согласно ч. 1, 2 и 4 ст. 18 Закона в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В силу ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относится в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Статьей 35 ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено, что обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно п. 13 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, связанных с обеспечением государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. При этом аналогичные положения были закреплены в Законе РФ «Об образовании», утратившем силу с 01.09.2013 г.
Законом Приморского края от 23.12.2005 г. № 320-КЗ «О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями в Приморского края» установлен порядок расчета нормативов расходов для определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на один класс в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Приморского края и методика распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на территории Приморского края, выделяемых из краевого бюджета.
Статья 3 указанного Закона Приморского края предусматривает величину базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, и определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают, помимо прочего, укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы) (п. 4 Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Согласно пункту 26 вышеназванного Стандарта учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать, в том числе, укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
В силу ст. 4 Закона Приморского края от 13.08.2013 № 243-КЗ «Об образовании Приморском крае» к органам государственной власти Приморского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования, относятся Администрация Приморского края и уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в сфере образования.
Органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Приморского края является Департамент образования и науки Приморского края (п.1. Постановления Администрации Приморского края от 03.07.2009 № 171-па «Об утверждении Положения о департаменте образования и науки Приморского края»).
В соответствии с п. 8.29 вышеназванного Положения Департамент осуществляет полномочия по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 19 Закона Приморского края от 13.08.2013 № 243-КЗ «Об образовании в Приморском крае» до 1 января 2014 года органы государственной власти Приморского края в сфере образования осуществляют: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций бюджетам муниципальных образований Приморского края в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, установленными законами Приморского края.
При указанных обстоятельствах суд находит требования прокурора об обеспечении полной укомплектованности библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы и финансирование этих расходов подлежащими удовлетворению. В силу приведенных норм закона обязанность произвести финансирование расходов на приобретение недостающих учебников и учебных пособий возложить на Департамент образования и науки Приморского края, Администрацию Приморского края, обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы возложить на МБУО «СОШ № 5».
В силу приведенных выше норм закона возражения ответчиков суд находит несостоятельными.
Испрашиваемый прокурором срок два месяца для финансирования указанных расходов и приобретение учебников и учебных пособий, суд находит разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Дальнереченского городского округа в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников.
Обязать Департамент образования и науки Приморского края, Администрацию Приморского края в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование расходов для приобретения необходимых учебников и учебных пособий для полного укомплектования библиотечного фонда муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Дальнереченского городского округа, за счет средств краевого бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья Е.О.Чупрова