РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2021 года суд Центрального района города Воронежа, в составе:
председательствующего судьи: Багрянской В.Ю.,
при секретаре Плужник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления лесного хозяйства Воронежской области к ФИО1 о взыскании неустойки,
у с т а н о в и л:
Управление лесного хозяйства Воронежской области обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании неустойки. Обосновывая заявленные исковые требования, указывает, что 26.10.2016 между истцом и ответчиком был заключен договор №73 аренды лесного участка площадью 1, 6 га, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора арены в соответствии с п. 23 договора устанавливается с 26.10.2016 и составляет 49 лет, договор зарегистрирован в установленном законом порядке 04.05.2017. В соответствии с п.п. «а» договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после заключения договора, подписания акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. Согласно п.п. «г» п. 12 договора арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы, не позднее чем за 6 месяцев до окончания действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы. 12.09.2017 ответчик во исполнение условий договора аренды представил проект освоения лесов. 28.09.2017 приказом управления лесного хозяйства Воронежской области №818 утверждено положительное заключение государственной экспертизы. Таким образом, арендатор представил проект освоения лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора аренды, подал лесную декларацию и приступил к использованию лесного участка. Проект освоения лесов разработан на срок действия лесохозяйственного регламента <адрес> лесничества. В соответствии с п. 30 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет – для всех видов использования лесов, за исключениям видов использования лесов, определенных ст. ст. 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества. В связи с тем, что п. 4 ст. 87 Лесного кодекса РФ установлено, что лесохозяйственные регламенты составляются на срок до 10 лет, срок действия лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории <адрес> и утвержденных приказом управления лесного хозяйства Воронежской области от 28.11.2008 №152 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств» закончился. Приказом управления лесного хозяйства Воронежской области от 03.09.2018 №856 утвержден лесохозяйственный регламент Семилукского лесничества, который вступил в силу 28.11.2018. В соответствии с п.п. «г» п. 12 договора аренды арендатор обязан не позднее 6 месяцев до дня окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы, таким образом, ответчик обязан был предоставить проект освоения лесов не следующий срок для проведения государственной экспертизы не позднее 28.11.2018. Однако ответчик представил проект освоения лесов 13.12.2019, то есть с нарушением срока, установленного договором. В соответствии с п.п. «б» п. 13 договора аренды за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, предусмотренного п.п. «г» п. 12 договора аренды, или использование лесного участка без проекта освоения лесов арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 50000 рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока. Поскольку ответчиком был нарушен срок предоставления проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, истец обратился в суд с настоящим иском, просит взыскать с ответчика неустойку за период с 28.11.2018 по 28.11.2019 в размере 600000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Управления лесного хозяйства Воронежской области, действующая на основании доверенности ФИО2, просила исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании заявленные требования не признал, суду представил письменные возражения относительно заявленных исковых требований, просил снизить размер взыскиваемой неустойки до 10000 рублей.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что 26.10.2016 между истцом и ответчиком был заключен договор № аренды лесного участка площадью 1, 6 га, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора арены в соответствии с п. 23 договора устанавливается с 26.10.2016 и составляет 49 лет, договор зарегистрирован в установленном законом порядке 04.05.2017. В соответствии с п.п. «а» договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после заключения договора, подписания акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации. Согласно п.п. «г» п. 12 договора арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы, не позднее чем за 6 месяцев до окончания действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы. 12.09.2017 ответчик во исполнение условий договора аренды представил проект освоения лесов. 28.09.2017 приказом управления лесного хозяйства Воронежской области №818 утверждено положительное заключение государственной экспертизы. Таким образом, арендатор представил проект освоения лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора аренды, подал лесную декларацию и приступил к использованию лесного участка.
В соответствии с положениями лесного законодательства Российской Федерации использование лесов является предпринимательской деятельностью и осуществляется лесопользователем на основании лесной декларации - заявления об использовании лесов в соответствии с проектом их освоения (ч. 1 ст. 26 ЛК РФ)
В силу ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений установлен приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки», п. 3 которого предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ – также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с п. 30 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет – для всех видов использования лесов, за исключениям видов использования лесов, определенных ст. ст. 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества.
Как предусмотрено п. 4 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до 10 лет.
Таким образом, срок действия лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории Воронежской области и утвержденных приказом управления лесного хозяйства Воронежской области от 28.11.2008 №152, закончился.
Приказом управления лесного хозяйства Воронежской области от 03.09.2018 №856 утвержден лесохозяйственный регламент <адрес> лесничества, который вступил в силу 28.11.2018.
В соответствии с п.п. «г» п. 12 договора аренды арендатор обязан не позднее 6 месяцев до дня окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы. Таким образом, ответчик обязан был предоставить проект освоения лесов не следующий срок для проведения государственной экспертизы не позднее 28.11.2018.
В силу положений ст. ст. 309 и 310 ГК РФ и обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с п.п. «б» п. 13 договора аренды за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, предусмотренного п.п. «г» п. 12 договора аренды, или использование лесного участка без проекта освоения лесов арендатор уплачивает арендодателю неустойку в размере 50000 рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
В судебном заседании установлено, что проект освоения лесов на следующий срок представлен 13.12.2019, то есть с нарушением срока, установленного договором аренды, в связи с чем суд находит основанными требования истца о взыскании с ответчика неустойки.
Довод ответчика о том, что он не знал об истечении срока действия лесохозяйственного регламента Семилукского лесничества 28.11.2018 и необходимости составления в связи с данными обстоятельствами нового проекта освоения лесов, опровергается проектом освоения лесов, представленным ответчиком арендодателю 12.09.2017, в котором указано, что срок действия проекта освоения лесов ограничен сроком действия лесохозяйственного регламента Семилукского лесничества и действует до 2018 г. (л.д. 82).
Довод ответчика о том, что лесной участок не используется суд не принимает во внимание, поскольку ответчиком за предыдущий период был в установленном порядке разработан проект освоения лесов, ответчиком оплачивается арендная плата за использование лесного участка, договор аренды не расторгнут, участок истцу не возвращен.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании неустойки.
Размер неустойки за период с 28.11.2018 по 28.11.2019 составляет 600000 рублей (50000 х 12 месяцев).
Ответчик, возражая относительно заявленных исковых требований, просит снизить размер взыскиваемой неустойки.
В силу статьи 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Наличие оснований для снижения неустойки и критерии ее соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств. Критериями установления несоразмерности неустойки в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
На основании пункта 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (п. 1 ст. 333 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в пункте 2 Определения от 21.12.2000 года N 263-О, положения п. 1 ст. 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного ущерба.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.
Следовательно, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
На основании изложенного, учитывая период просрочки исполнения обязательств, отсутствие тяжелых последствий для истца в результате несвоевременного исполнения ответчиком обязательств по договору аренды лесного участка, то обстоятельство, что неустойка в заявленном истцом размере в три раза превышает размер арендной платы, суд считает возможным снизить размер взыскиваемой неустойки до 100000 рублей, поскольку неустойка в заявленном истцом размере явно не соответствует последствиям нарушенного обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчисления, установленным бюджетным законодательством РФ.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) зачисляется в бюджеты муниципальных районов.
В силу ст. 13 Налогового кодекса РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Согласно п. 6 ст. 52 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
На основании изложенного с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3200 рублей ((100000 – 20000) х 3 % + 800).
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления лесного хозяйства Воронежской области неустойку за несвоевременное оформление проекта освоения лесов в сумме 100000 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 3200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Багрянская В.Ю.
Решение принято в окончательной форме 29.03.2021.
1версия для печатиДело № 2-1255/2021 ~ М-388/2021 (Решение)