ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1255/2022 от 09.06.2022 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1255/2022

77RS0005-01-2020-004313-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 годаг. Уфа

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Г.Р.,

при секретаре Валеевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уфимского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» об обязании ввести в эксплуатацию объекты капитального строительства,

у с т а н о в и л:

Уфимский транспортный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», уточнив требования в ходе судебного разбирательства, об обязании ввести в эксплуатацию объекты капитального строительства - ввести в эксплуатацию следующие объекты капитального строительства: площадка для обработки ВС противообледенительной жидкостью (ПОЖ) с резервуарами и сетями, кадастровый , очистные сооружения ливневого стока , кадастровый , очистные сооружения ливневого стока , кадастровый .

Иск мотивирован тем, что Уфимской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения градостроительного законодательства при эксплуатации объектов капитального строительства на территории ОАО «Международный аэропорт «Уфа», являющегося юридическим лицом, основной деятельностью которого является, в том числе, деятельность по организации движения воздушных судов через аэропорт Уфа, наземное техническое обслуживание воздушных судов различных авиакомпаний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», в соответствии с которой предусмотрено финансирование бюджетными средствами и средствами из внебюджетных источников реконструкции аэропортового комплекса «Уфа» (г. Уфа, РБ). Государственным заказчиком по программе является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), заказчиком-застройщиком - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2130-р об утверждении перечня строек, финансируемых по указанной целевой программе ответчик являлся заказчиком-застройщиком по проектам «Реконструкция периметрового ограждения аэродрома г. Уфа» и оснащение его техническими средствами охраны» и «Реконструкция аэропортового комплекса г. Уфа». В целях исполнения мероприятий по данной целевой программе между ответчиком и ООО «Транстроймеханизация» для выполнения строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Реконструкция аэропортового комплекса (г. Уфа) по результатам: открытого конкурса заключен договор строительного подряда от ДД.ММ.ГГГГ. Цена договора - 2 766 904 002, 00 рублей (с НДС 18%); конкурса с ограниченным участием - Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. Цена госконтракта - 3 127 850 771,44 рублей (с НДС 18%). Работы по объекту «Реконструкция аэропортового комплекса (г. Уфа)» завершены в установленные сроки. Заключение о соответствии возведённого (капитальнореконструированного объекта) правилам и нормам технических регламентов, СНиПов и проектной документации по этапам 1.2, 3.1. получено 01.07.2015.

Разрешение на ввод в эксплуатацию указанных этапов (по перечисленным объектам) не получено в виду отсутствия правоустанавливающих документов на земельные участки под объекты реконструкции.

Прокурорской проверкой установлено, что в рамках реализации проекта разработан акт о выборе земельного участка от 12.08.2013 № 87 и утвержден приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 07.02.2014 № 69 «О предварительном согласовании места размещения периметрового ограждении г. Уфа».

В соответствии с актом о выборе сформированы и поставлены на государственный кадастровый учёт следующие земельные участки (изъяты путём выкупа в собственность Российской Федерации на основании приказов Росавиации от 18.11.2014 № 709, от 02.06.2015 №325/1 и от 03.02.2017 № 64-П) категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: площадью 35262 кв.м.; площадью 20311 кв.м.; площадью 69800 кв.м.; площадью 35084 кв.м.

До настоящего времени их перевод из указанной категории в категорию земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» не осуществлён.

При этом земельные участки предназначены для размещения ограждения и патрульной дороги. В настоящее время в фактическом пользовании аэропорта г. Уфа без права подтверждения использования в соответствии с фактическими целями находится два земельных участках категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами . При этом, ответчик, не имея законных к тому оснований, создал объекты на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства (размещения) на нем такого объекта, что является нарушением ст. 7 ЗК РФ, использование же земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.8 КоАП РФ. Согласно информации ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» предприятием в настоящее время проводится оформление (переоформление) прав на 14 земельных участков, в том числе по 2 земельным участкам с кадастровыми номерами (для размещения ограждения и патрульной дороги) проводятся мероприятия по изъятию их в собственность Российской Федерации; по 4 земельным участкам с кадастровыми номерами (для размещения ограждения и патрульной дороги) проводятся мероприятия по переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, транспорта и иного специального назначения; по 2 земельным участкам с кадастровыми номерами (для размещения ограждения и патрульной дороги) проводятся мероприятия по проведению оценки для определения размера платы за право ограниченного пользования частями земельного участка в целях заключения соглашения об установлении сервитута с ФГУП «ГК по ОрВД»; по земельному участку с кадастровым номером (для размещения ограждения и патрульной дороги) проводятся мероприятия по изменению вида разрешенного использования; по 2 земельным участкам с кадастровыми номерами (для размещения патрульной дороги и ВДС) проводятся мероприятия по заключению дополнительного соглашения к действующему договору аренды с АО «Международный аэропорт «Уфа» и Росавиацией, о вхождении ФГУП «АГА(А)» стороной в данный договор; по 3 земельным участкам с кадастровыми номерами , входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером (для размещения площадки для обработки ВС противообледенительной жидкостью, оперативной стоянки, перрона для 7ВС, очистных сооружений ,2) проводятся мероприятия по заключению на новый срок договора субаренды частей земельного участка с АО «МАУ».

В настоящее время между АО «Международный аэропорт Уфа» и ответчиком заключены договор аренды федерального недвижимого имущества аэропорта «Уфа» № 347/1 от 16.02.2016 и договор аренды федерального движимого имущества аэропорта «Уфа» № 347/1 от 16.02.2016. В перечень объектов по договору аренды недвижимого имущества вошли объекты: локальные очистные сооружения ливневых стоков; водосток и дренаж; асфальтобетонная площадка. Цепа договора 40 880 498, 20 руб. в год. По договору аренды движимого имущества - периметровое ограждение. Цена договора 9 427 496, 72 руб. в год. Согласно отчётным документам АО «Международный аэропорт «Уфа» перечисленные объекты являются забалансовым имуществом.

Между тем, юридически такое имущество у ответчика отсутствует, поскольку вследствие реконструкции такие объекты приобрели новые технические характеристики, такие объекта АО «МАУ» к ответчику не передавались.

Ответчик производит эксплуатацию объектов капитального строительства: площадка для обработки ВС противообледенительной жидкостью (9ПОЖ) с резервуарами и сетями, кадастровый , очистные сооружения ливневого стока , кадастровый , очистные сооружения ливневого стока , кадастровый ; в отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию, на некоторые объекты до настоящего времени заключение о соответствии объектов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно-правовых актов и проектной документации в территориальном органе Приволжского управления Ростехнадзора не получено, что является нарушением ст. 55 ГрК РФ и может оказать негативное влияние на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности в АО «Международный аэропорт «Уфа».

С учетом уточнения исковых требований просят обязать ответчика ввести в эксплуатацию объекты капитального строительства: площадка для обработки ВС противообледенительной жидкостью (ПОЖ) с резервуарами и сетями, кадастровый , очистные сооружения ливневого стока , кадастровый , очистные сооружения ливневого стока , кадастровый .

Третьи лица Западно-Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта РФ, АО «Международный аэропорт «Уфа», надлежаще извещенные о дне, месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц участвующих в деле.

В судебном заседании помощник Уфимской транспортной прокуратуры Китаев В.Ю., действующий на основании поручения Уфимского транспортного прокурора, уточненное исковое заявление поддержал.

Представитель ответчика ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» по доверенности Калупин А.В. на судебное заседание не явился, обратился в суд с письменным ходатайством об оставлении искового заявления без рассмотрения, указав на то, что требования заваленные истцом выполнены в полном объеме до разрешения сора в суде. Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию от 06 декабря 2021 года № 02-000-8-2015/ФАВТ-04, в соответствии с которым спорные объекты введены в эксплуатацию.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд, приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от обязательства не допускается.

На основании ч. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, суд считает, что допущенное нарушения ответчиком устранены в полном объеме, что стороной истца не оспорено, в этой связи, суд полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Уфимского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» об обязании ввести в эксплуатацию объекты капитального строительства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.

СудьяГ.Р. Насырова.

Решение принято в окончательной форме 22 июня 2022 года.