ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1255/2022 от 25.03.2022 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

55RS0-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд в составе председательствующего судьи Вихман Е.В.,

помощника судьи ФИО4,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев 25 марта 2022 года в открытом судебном заседании в городе Омске

гражданское дело по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» о защите прав потребителя,

с участием

истца ФИО2,

представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» по доверенности ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» о защите прав потребителя, в обоснование требований указав, что на основании платежных документов, оформленных ответчиком осуществлял оплату коммунальных услуг и расходов по содержанию жилья – А , однако, ответчик осуществлял зачисление всей суммы денежных средств только в счет оплаты электрической энергии, в связи с чем возникает задолженность по оплате иных коммунальных услуг. Требование истца об осуществлении перерасчета оплаты коммунальных услуг оставлены ответчиком без удовлетворения.

На основании изложенного, истец просил признать незаконными действия ответчика по не зачислению осуществленных истцом платежей в счет оплаты коммунальных услуг, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей.

Истец ФИО2 требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, ссылаясь на нарушение его прав необходимостью оплачивать коммунальные услуги единым платежом через определенные ответчиком банки, пояснил, что просит признать незаконными действия ответчика по не зачислению осуществленных истцом платежей в счет оплаты коммунальных услуг только за ноябрь 2021 года.

Представитель ответчика по доверенности ФИО1 исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать, так как в случае оплаты коммунальных услуг единым платежом денежные средства распределяются по поставщикам коммунальных ресурсов только в случае оплаты через банки, с которыми у ответчика заключены договоры об информационном взаимодействии, данные сведения о порядке оплаты коммунальных услуг размещаются на каждом платежном документе; если потребитель оплачивает коммунальные услуги через банки, с которыми у ответчика не заключены договоры об информационном взаимодействии, в платежных документах необходимо указывать расчетный счет конкретного поставщика коммунальных ресурсов; истец оплачивал коммунальные услуги через банк, с которым у ответчика не заключен договор об информационном взаимодействии, поэтому сумма платежа перечислялась на счет поставщика электрической энергии, указанный истцом в платежном документе; по результатам рассмотрения обращений истца ему предлагалось указать суммы и поставщиков коммунальных ресурсов для перерасчета коммунальных платежей, однако, истец необходимые сведения ответчику не сообщил, что исключает возможность осуществить перерасчет коммунальных платежей.

Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила).

Пунктом 63 Правил предусмотрено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями (собственниками) жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).

Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3 – 6.1, 7, 7.1, 8 – 10 статьи 155 ЖК РФ, пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

Таким образом, возможность заключения агентского договора в целях начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, изготовления и доставки платежных документов прямо предусмотрена жилищным законодательством, не запрещающим одновременное осуществление ресурсоснабжающей организацией функций платежного агента на основании заключенного с иными ресурсоснабжающими организациями договора.

В силу частей 1, 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) Федеральный закон № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Положения Федерального закона № 103-ФЗ не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Федеральным законом № 103-ФЗ, а также не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 103-ФЗ поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

плательщик – это физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

платежный агент – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

Исходя из взаимосвязанных положений обозначенных норм Федерального закона № 103-ФЗ юридическое лицо, являющееся гарантирующим поставщиком и получающее плату за электроэнергию, для целей Федерального закона № 103-ФЗ признается поставщиком услуг и не является платежным агентом в том значении, в каком оно используется в Федеральном законе № 103-ФЗ.

Пунктом 64 Правил определено, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В силу подпункта «а» пункта 65 Правил если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Пунктом 69 Правил установлено, что в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов – сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и Правилами;

иными основаниями, установленными в Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 Правил;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ФИО6 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ФИО6 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

В силу пункта 69(1) Правил на платежном документе допускается размещение справочно-информационных сведений, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, включая сведения об изменении законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, а также об изменении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 71 Правил примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком сформирован платежный документ по оплате ФИО2, являющимся собственником А , за ноябрь 2021 года коммунальных услуг по поставке ответчиком электрической энергии (448 рублей), а так же на основании заключенных с ресурсоснабжающими организациями агентских договоров по поставке горячего водоснабжения (204,86 рубля), отопления (2 796,87 рублей), обращению с твердыми коммунальными отходами (102,62 рубля), обслуживанию системы безопасности «Модус»: домофон (50 рублей).

Платежный документ соответствует установленной форме, содержит сведения о поставщиках услуг ООО «ОЭК», ООО «Магнит», МП «Тепловая компания», ООО «ПКФ «Модус» и их счетах для отдельного внесения платы за коммунальные услуги каждому поставщику коммунального ресурса.

При этом, платежный документ содержит сведения о возможности использования единого QR-кода для оплаты всех услуг в квитанции ООО «ОЭК» при оплате в кассах ООО «ОЭК», пунктах и сервисах АО «Почта России», ПАО Сбербанк, АО «Россельхозбанк», ООО «Стелсел», АО «ОТП-Банк», ПАО «Промсвязьбанк», а так же необходимости использования текстовых реквизитов каждого поставщика отдельно для оплаты коммунальных услуг в других банках и пунктах приема платежей.

Учитывая изложенное, истцу предоставлено несколько способов оплаты коммунальных услуг – наличными, через систему онлайн или иные сервисы банков, то есть реализуя обязанность по приему платежей в рамках агентских договоров за коммунальные услуги ответчик предоставил потребителю право выбора производить оплату различными способами у различных платежных агентов и банковских платежных агентов (в банковских кассах, банкоматах, терминалах), в том числе, обеспечил прием наличных денежных средств от потребителей в оплату коммунальных услуг через кассы ответчика.

Таким образом, потребителю предоставлена возможность оплаты всех указанных в платежном документе коммунальных услуг с использованием QR-кода единым платежом в случае оплаты коммунальных услуг в кассах ООО «ОЭК», пунктах и сервисах АО «Почта России», ПАО Сбербанк, АО «Россельхозбанк», ООО «Стелсел», АО «ОТП-Банк», ПАО «Промсвязьбанк» либо оплаты каждой коммунальной услуги отдельно путем указания текстовых реквизитов каждого поставщика в случае оплаты коммунальных услуг в иных банках.

Истец внес плату в сумме 3 602,35 рубля в Банк ВТБ (ПАО) на расчетный счет ответчика .

Поскольку между Банком ВТБ (ПАО) и ответчиком не заключено соглашение об информационно-технологическом взаимодействии по операциям перевода денежных средств физических лиц, в связи с чем данный банк не указан ответчиком в платежном документе в качестве банка для оплаты всех коммунальных услуг в котором возможно использование QR-кода, для оплаты коммунальных услуг необходимо было использовать текстовые реквизиты каждого поставщика отдельно, а так как истцом указан расчетный счет ответчика, являющегося гарантирующим поставщиком электрической энергии, платеж в сумме 3 602,35 рубля зачислен в счет оплаты электрической энергии.

При этом, законодательство не содержит требование о необходимости заключения агентами поставщиков коммунальных ресурсов соглашений об информационно-технологическом взаимодействии со всеми банками в целях обеспечения возможности использования единого QR-кода для оплаты всех услуг в квитанции единым платежом.

Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о перерасчете платы за коммунальные ресурсы без указания сумм и коммунальных ресурсов, в отношении которых необходимо осуществить перерасчет, в связи с чем по результатам рассмотрения данных обращений ответчик предлагал сообщить указанные сведения.

Учитывая изложенное, размещение сведений о порядке и способах оплаты коммунальных услуг в платежном документе, в том числе возможности использования QR-кода для оплаты всех услуг в квитанции единым платежом в указанных ответчиком банках, а так же необходимости использования текстовых реквизитов каждого поставщика отдельно для оплаты коммунальных услуг в других банках, внесение истцом платы на расчетный счет ответчика, являющегося гарантирующим поставщиком электрической энергии, в банке, не указанном ответчиком в платежном документе в качестве банка для оплаты всех коммунальных услуг единым платежом в котором возможно использование QR-кода, не имеется оснований для признания незаконными действий ответчика в части распределения поступивших от истца денежных средств по поставщикам коммунальных ресурсов.

Доводы истца о ничтожности условий агентских договоров, заключенных между ответчиком и иными поставщиками коммунальных услуг, по причине их несоответствия положениям части 3 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) являются несостоятельными.

В силу части 3 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

В соответствии с изложенными положениями Закона о защите прав потребителей, а так же статьи 10 Закона о защите прав потребителей о необходимости предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах) ответчиком в платежном документе размещена информация о возможности использования QR-кода для оплаты единым платежом всех услуг в квитанции ООО «ОЭК» при оплате в кассах ООО «ОЭК», пунктах и сервисах АО «Почта России», ПАО Сбербанк, АО «Россельхозбанк», ООО «Стелсел», АО «ОТП-Банк», ПАО «Промсвязьбанк», а так же необходимости использования текстовых реквизитов каждого поставщика отдельно для оплаты коммунальных услуг в других банках и пунктах приема платежей.

Данная информация размещена в платежном документе с использованием крупного типографического шрифта, обеспечивающего обращение внимания потребителя на данное информационное сообщение, исключает двоякое толкование.

Статей 15 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку не имеется оснований для признания незаконными действий ответчика в части распределения поступивших от истца денежных средств по поставщикам коммунальных ресурсов, иные нарушения прав истца ответчиком не установлены, требование о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы не заявлены.

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Вихман

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия вернаРешение (определение) не вступил (о) в законную силу «____» _________________ 20 г.УИД 55RS0-66Подлинный документ подшит в материалах дела 2-1255/2022 ~ М-354/2022хранящегося в Кировском районном суде Судья __________________________Вихман Е.В. подписьСекретарь_______________________ подпись