ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1256/17 от 27.06.2017 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2-1256/2017 27 июня 2017 года

в г. Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя истца Г.С.В.,

представителя ответчика П.И.И.,

при секретаре Жулевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.А.Б. к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления, обязании включить в состав участников подпрограмм,

установил:

С.А.Б. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына С.А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области об обязании восстановить его в составе семьи из двух человек, с несовершеннолетним С.А.А., на учёте нуждающихся в жилых помещениях, в целях участия в муниципальной программе «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы».

В обоснование требований указал, что постановлением главы администрации Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ он и его сын С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании п.п.1, 2 ст.51 ЖК Российской Федерации как обеспеченные общей площадью на одного человека менее учётной нормы, в жилом помещении общей площадью 57 кв.м, где на каждого проживающего приходилось по 7,13 кв.м, в целях участия в федеральных и региональных целевых программах, реализуемых на территории Ленинградской области. В целях участия в муниципальной программе «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы», ДД.ММ.ГГГГ между ним совместно с С.О.А. как созаёмщиками с одной стороны и ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» заключен договор займа №КД-1319 на приобретение недвижимого имущества, под гарантированным условием использования им права на социальную выплату.

04 февраля 2016 года им в отдел жилищной политики администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области подано заявление о предоставлении компенсации части его расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, к заявлению приложен соответствующий пакет документов. По результатам рассмотрения заявления ему было направлено уведомление об исключении из числа нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, то есть по причине приобретения в собственность жилого помещения, в результате чего площадь, приходящаяся на каждого члена семьи, составляет 18,8 кв.м. Согласно уведомлению и.о.начальника отдела жилищной политики К.О.В. от 06.07.2016 постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 27.06.2016 -па его семье из двух человек, изъявившей желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильём граждан на территории Ленинградской области» в 2017 году, отказано в признании соответствующим условиям участия в данном мероприятии в соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 2.2 Положения о Порядке предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по строительству Ленинградской области от 25.07.2014 .

По смыслу положений жилищного законодательства (ст.ст.5 и 56 ЖК Российской Федерации) основанием для снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях лиц, участвующих в муниципальной программе «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы» может являться только п.п.4 ч.1 ст.56 ЖК Российской Федерации, а именно получение этими лицами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Основания для снятия с учёта, связанного с отсутствием в бюджете свободных средств в рамках выделенных ассигнований по муниципальной программе, законом не предусмотрено.

В соответствии с п.1.3.1 договора займа №КД-1319 от 03.06.2015 обеспечением исполнения обязательств заёмщиков является ипотека (залог) недвижимого имущества в соответствии со ст.77 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» - л.д.5-9 т.1.

В ходе судебного разбирательства С.А.Б. изменил предмет иска, просил признать незаконным и отменить постановление и.о.главы администрации МО Тосненский район Ленинградской области -па от 27.06.2016, обязать данную администрацию включить его в составе семьи из двух человек с несовершеннолетним С.А.А. в состав участников подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильём граждан на территории Ленинградской области»; а также в состав участников подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования» муниципальной программы «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы» с 01.01.2017.

В обоснование данных требований указал, что в подтверждение соответствия требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования» муниципальной программы «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы» им предоставлены документы согласно перечню, установленному Положением о порядке предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, утвержденным приказом комитета по строительству Ленинградской области от 25.07.2014 . 11 марта 2016 года он получил уведомление заместителя главы администрации Н.А.Д. о том, что бюджетная заявка по данной подпрограмме на 2016 год была утверждена в августе 2015 года, пересмотр и изменения в которую могут быть внесены только при наличии свободных средств. В связи с отсутствием свободных средств администрация заявила о готовности вернуться к рассмотрению его обращения при формировании бюджетной заявки на 2017 год. Исходя из вышеизложенного, бюджетная заявка в рамках указанной подпрограммы на 2017 год должна быть утверждена не позднее августа 2016 года. Однако решения, вынесенного по результатам рассмотрения его заявления, до настоящего времени им не получено.

26 апреля 2016 года в администрацию МО Тосненский район Ленинградской области им подано заявление о включении его в составе семьи из двух человек, включая несовершеннолетнего сына С.А.А., в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» (далее Подпрограмма) государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильём граждан на территории Ленинградской области». В подтверждение соответствия требованиям, предъявляемым к участникам Подпрограммы, им представлены документы по перечню. Основным мероприятием указанной Подпрограммы является поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат и компенсаций части расходов, связанных с уплатой процентов по ипотечным жилищным кредитам.

Учитывая, что им представлены исчерпывающие доказательства, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к участникам вышеуказанных жилищных программ, на момент обращения с заявлениями о включении в состав их участников, постановление администрации МО Тосненский район Ленинградской области -па от 27.06.2016 не является законным (л.д.202-207 т.1).

С.А.Б. извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Его представитель Г.С.В. поддержала требования истца, пояснила, что С признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в 2008 году и все эти годы ожидали возможности участия в той или иной программе. Специалисты администрации регулярно предоставляли информацию о возможности или невозможности участия. Следуя указаниям, С заключили ипотечный договор, приобрели жилье, то есть выполнили условия для участия в подпрограмме с использованием ипотечного кредитования. С получил заём, рассчитывая на то, что частично проценты будут выплачены за счёт бюджетных средств. На сегодняшний день он находится в сложной ситуации, которая создана сотрудниками администрации. Специалисты предложили заполнить два заявления для участия в двух программах. Что касается заявления от февраля 2016 года, бланк был предоставлен специалистами администрации. Они знали, что С приобрел жилое помещение не с использованием социальной выплаты, и дали ему такой бланк. Это заявление является нерассмотренным до настоящего времени. В ответе, данном летом прошлого года, было указано, что администрация готова вернуться к рассмотрению этого вопроса при формировании заявки на следующий год, однако решения до настоящего времени не принято.

Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что механизм реализации Программы регламентирован Положением о порядке предоставления социальных выплат гражданам (в том числе молодым педагогам), нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство (приобретение) жилья и их использования, о компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным на строительство (приобретение) жилья гражданам, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальных выплат, о перечнях и формах документов, необходимых для предоставления социальных выплат молодым учителям Ленинградской области на оплату первоначального взноса ипотечного жилищного кредита, утвержденным приказом комитета по строительству Ленинградской области от 25.07.2014 (далее – Положение ).

В силу требований п.1.2 Положения компенсация основной суммы долга и уплата процентов по ипотечному жилищному кредиту предоставляется за счёт субсидий из областного бюджета Ленинградской области, перечисляемых муниципальным образованиям в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области в целях реализации подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильём граждан на территории Ленинградской области», утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 25.07.2014 (далее – Порядок).

В соответствии с п.3.1 Положения , гражданин имеет право на получение компенсации основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту, только в случае если соблюдаются условия, указанные в п.21 Порядка. Согласно п.21 Порядка, компенсация основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту за расчётный период предоставляется гражданам, при соблюдении в совокупности определенных условий. Одним из таких условий является приобретение жилья посредством социальной выплаты, предоставленной в рамках подпрограмм конкретных государственных программ. Приведенной норме корреспондируют требования п.3.2 Положения , из которых следует, что местные администрации по результатам рассмотрения представленных заявителем документов принимают решение о включении либо отказе во включении гражданина в список граждан, изъявивших желание получить компенсацию. На основании принятых решений местные администрации формируют список граждан, изъявивших желание получить компенсацию, по форме согласно Приложению 13 названного Положения, который предусматривает обязательное указание даты и номера свидетельства, по которому ранее получена социальная выплата. Из материалов дела следует, что жилое помещение, на компенсации стоимости которого настаивает истец, приобретено им не посредством социальной выплаты. Таким образом, истцом не соблюдается условие, предусмотренное п.21 Порядка, следовательно, у него отсутствует право на включение в состав участников мероприятия, предусмотренного Программой . Необходимо обратить внимание на то, что жилое помещение приобретено истцом в общую совместную собственность с лицом, не являющимся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Сын истца не является приобретателем рассматриваемого жилого помещения.

Механизм компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному на строительство (приобретение) жилья с использованием социальной выплаты в рамках Программы -па регламентирован Положением о компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым педагогам, которые построили (приобрели) жильё с использованием социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования» муниципальной программы «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы», а также подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильём граждан на территории Ленинградской области», а также за счёт собственных средств, являющимся Приложением 4 к подпрограмме «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования» муниципальной программы «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы» (далее – Положение–Приложение 4).

В силу требований пп.Б п.1.1 Положения–Приложения 4, правом на компенсацию за счёт средств местного бюджета муниципального образования части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным на приобретение жилья обладают граждане, которые получили ипотечный кредит банка на приобретение жилья, в качестве получателя социальной выплаты, предоставленной в рамках муниципальной программы и государственной программы, либо собственных средств и ипотечного кредита банка на приобретение жилья. Из договора купли-продажи квартиры от 03.06.2015 следует, что рассматриваемое помещение приобретено за счёт совместных средств истца и С.О.А., а также заёмных средств, предоставленных совместно истцу и С.О.А. на основании договора займа от 03.06.2015. Очевидно, что истцом не соблюдено условие пп.Б п.1.1 Положения–Приложения 4. В соответствии с п.1.5 Положения–Приложения 4 компенсация предоставляется участникам программы в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели в текущем году. Согласно письму заместителя главы администрации Н.А.Д. от 11.03.2016 свободных средств в рамках выделенных ассигнований по Программе -па на этапе рассмотрения поступившего заявления нет (л.д.2-3 т.2).

Представитель ответчика П.И.И. исковые требования не признала, пояснила, что по поводу формы заявления представитель истца говорит о том, что специалисты администрации что-то рекомендовали, но доказательств этого нет. Программа в общем доступе и формы заявления - тоже. Право на получение социальной выплаты на погашение процентов обладает гражданин и члены его семьи. Гражданин – это С, член семьи – сын. Квартира же приобретена на средства истца, его жены, заемные средства, а ребёнок нигде не фигурирует.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 407 утверждена государственная программа Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области".

Подпрограмма "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области" вышеуказанной программы предполагает реализацию следующих основных мероприятий.

Основное мероприятие: поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат и компенсаций части расходов, связанных с уплатой процентов по ипотечным жилищным кредитам.

Данное мероприятие направлено на оказание государственной поддержки в виде социальных выплат за счет средств областного бюджета Ленинградской области и бюджетов муниципальных образований гражданам и членам их семей, привлекающим средства ипотечного кредита на приобретение готового жилья, участие в долевом строительстве многоквартирного дома или на строительство индивидуального жилого дома, а также в виде компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным на строительство (приобретение) жилья гражданам, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальной выплаты, предоставленной в рамках настоящей подпрограммы и иных программ (подпрограмм).

Участниками данного мероприятия Подпрограммы могут быть граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Ленинградской области и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.07.2014 N 333 утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области в целях реализации подпрограммы "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области".

8. Право на получение социальной выплаты гражданин (и члены его семьи) имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

1) постоянная регистрация по месту жительства в Ленинградской области;

2) признание нуждающимися в улучшении жилищных условий;

3) привлечение средств ипотечного жилищного кредита (ипотечного жилищного займа) на улучшение жилищных условий;

4) наличие собственных средств в размере части расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты и средств ипотечного жилищного кредита (займа).

9. Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать, в том числе:

3) на погашение основного долга и уплату процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) при условии наличия документов, подтверждающих право гражданина и членов его семьи на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 марта 2005 года. Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам) не допускается;

В случае использования гражданином социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), но не превышает 60 процентов от расчетной стоимости жилья.

Предоставление социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей гражданину ипотечный жилищный кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

18. Администрации муниципальных образований осуществляют прием заявлений и документов граждан (и членов их семей), изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, затем формируют списки граждан, изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья.

Приказом комитета по строительству Ленинградской области от 25.07.2014 N 12 утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат гражданам (в том числе молодым педагогам), нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство (приобретение) жилья и их использования, о компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным на строительство (приобретение) жилья гражданам, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальных выплат, о перечнях и формах документов, необходимых для предоставления социальных выплат молодым учителям Ленинградской области на оплату первоначального взноса ипотечного жилищного кредита.

Положение устанавливает:

- порядок предоставления гражданам Российской Федерации (в том числе молодым педагогам) социальных выплат на строительство (приобретение) жилья и их использования в рамках подпрограммы "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области" (далее - Подпрограмма) государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 N 407 (далее - Программа), социальных выплат на строительство (приобретение) жилья и их использования;

- порядок предоставления компенсации за предыдущий финансовый год части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальных выплат (далее - компенсация, граждане);

Пунктом 2.1 Положения установлен Перечень документов, которые граждане (в том числе молодые педагоги) представляют в администрацию муниципального образования Ленинградской области для получения социальных выплат.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения местная администрация составляет и знакомит гражданина с предварительным расчетом размера социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению, проверяет правильность оформления представленных документов, достоверность содержащихся в них сведений и в 10-дневный срок с даты их представления принимает своим правовым актом решение о признании либо об отказе в признании гражданина (членов его семьи, указанных в заявлении) соответствующим условиям участия в мероприятии Подпрограммы. О принятом решении гражданин уведомляется письменно. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в документах, местная администрация возвращает их заявителю с указанием причин возврата.

Основаниями для отказа в признании гражданина (в том числе молодого педагога) и членов его семьи соответствующими условиям участия в мероприятии Программы являются:

а) несоответствие условиям, указанным в п. 8 Порядка;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной (муниципальной) поддержки на указанные цели с участием средств областного бюджета Ленинградской области или местного бюджета.

Повторное обращение заявителя допускается после устранения причин возврата документов.

Местные администрации на основании принятых решений формируют списки граждан и молодых педагогов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, по форме согласно приложению 4 и приложению 5 к настоящему Положению и направляют их в комитет по строительству Ленинградской области (далее - Комитет) с приложением:

1) муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, аналогичные мероприятиям, предусмотренными Подпрограммой;

2) обязательств муниципального образования по финансированию предоставления участникам Подпрограммы социальной выплаты на улучшение жилищных условий с указанием размера финансирования в расчете на одного участника Подпрограммы (гарантийное письмо о выделении в планируемом году средств из местного бюджета на финансирование предоставления участникам Подпрограммы социальной выплаты);

3) документа, подтверждающего отсутствие нецелевого использования местной администрацией субвенций и субсидий, получаемых за счет средств областного бюджета по Подпрограмме за год, предшествующий планируемому (письмо местной администрации, подписанное представителем финансового органа местной администрации и главой местной администрации (или лицом, исполняющим обязанности главы местной администрации);

4) копий документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с обязательным приложением копии предварительного расчета размера социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.

Указанные в разделе 2 настоящего Положения документы представляются в Комитет местными администрациями до 1 сентября года, предшествующего планируемому году реализации мероприятия Подпрограммы.

Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 08.10.2013 -па утверждена муниципальная программа «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы» (л.д.208 т.1). Приложением к муниципальной программе является подпрограмма «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования» (л.д.214 т.1). Приложением 1 к подпрограмме является Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья с использованием средств ипотечного жилищного кредита гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.216 т.1).

Пункты 2.2 и 2.4 этого Положения, определяющие право на получение социальной выплаты и цели её использования аналогичны пунктам 8 и 9 Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области в целях реализации подпрограммы "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.07.2014 N 333.

Согласно п.2.5 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья с использованием средств ипотечного жилищного кредита гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий муниципальной подпрограммы, в случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита (займа) социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) при условии наличия документов, подтверждающих право гражданина и членов его семьи на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 марта 2005 года. Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам) не допускается.

В случае использования социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья размер социальных выплат ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Предоставление социальных выплат на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей гражданину ипотечный жилищный кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) – л.д. 216-217 т.1.

В соответствии с п.2.7 Положения, в случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) или уплату основного долга и(или) процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) допускается оформление приобретенного (построенного) жилого помещения (индивидуального жилого дома) в собственность одного гражданина или вместе с ним любого количества взрослых членов семьи. При этом гражданин заключает с администрацией муниципального образования соглашение, в котором обязуется переоформить приобретенное (построенное) с помощью социальной выплаты жилое помещение (индивидуальный жилой дом) в собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, после снятия обременения с жилого помещения (индивидуального жилого дома) – л.д. 218 т.1.

Пунктом 2.16 Положения предусмотрено, что отдел жилищной политики проверяет правильность оформления, достоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах. В 10-дневный срок с даты их предоставления администрация муниципального образования принимает своим правовым актом решение о признании либо об отказе в признании гражданина (с членами его семьи) соответствующим условиям участия в данной подпрограмме.

Из следующего пункта Положения следует, что отдел жилищной политики на основании принятых решений и поданных гражданами заявлений в простой письменной форме (подписанных всеми взрослыми членами семьи) об изъявлении желания получить социальные выплаты в планируемом году формирует список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, по форме согласно приложению 3 к Положению (до 15 сентября года, предшествующего планируемому году реализации программного мероприятия).

Отдел жилищной политики в 20-дневный срок с даты утверждения местного бюджета муниципального образования на планируемый год, утверждает список граждан – участников подпрограммы на получение социальной выплаты в планируемом году по форме согласно приложению 4 к Положению. Формирование данного списка происходит с учётом размера средств, предусматриваемых в местном бюджете муниципального образования на соответствующий год для предоставления социальной выплаты гражданам – участникам подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации программы (за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы) размеров средств для предоставления организациями дополнительных социальных выплат – пункт 2.18, л.д.220 т.1.

Судом установлено, что постановлением администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 14.10.2008 на основании подпункта 1.2 статьи 51 ЖК Российской Федерации семья С.А.Б. составом 2 человека (он и сын – С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения), зарегистрированные в частном доме общей площадью 57 кв.м по адресу: <адрес>, где на каждого проживающего приходится по 7,13 кв.м общей площади, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в федеральных и региональных целевых программах, реализуемых на территории Ленинградской области (л.д.25, 74, 130 т.1).

На основании договора -Тосно/170 купли-продажи квартиры от 03 июня 2015 года супруги С.А.Б. и С.О.А. пробрели у Акционерного общества Холдинговая компания «Главное всерегиональное строительное управление «Центр» в общую совместную собственность трехкомнатную квартиру общей площадью 75,4 кв.м, жилой площадью 42,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. Из договора следует, что данная квартира продается по цене 3 575 850 руб., из которых 1 175 850 руб. составляют собственные средства С, а 2 400 000 руб. – заемные средства. В соответствии со ст.77 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» указанная квартира в обеспечение обязательств, принятых по договору займа, считается находящейся в залоге у займодавца в силу закона (л.д.16-19, 48-51, 91, 176-179 т.1).

Сумма займа 2 400 000 руб. на покупку вышеуказанной квартиры была предоставлена супругам С Открытым акционерным обществом «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» по договору займа от 03 июня 2015 года, который предусматривает погашение займа ежемесячными платежами в размере 34 515 руб. по 31 мая 2030 года, включающими сумму процентов из расчета 16,20% годовых. Обязанность погашения займа является солидарной (л.д.20-32, 57-69, 136-148 т.1).

На основании вышеуказанного договора купли-продажи квартиры и договора установления долей, удостоверенного нотариусом Тосненского нотариального округа С.Д.В. от 26.07.2016, реестровый , 16 августа 2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право общей долевой собственности С.А.Б. и С.О.А. по ? доле за каждым на квартиру общей площадью 75,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>. 11 июня 2015 года зарегистрирована ипотека в пользу Открытого акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» на срок с 11.06.2015 по 31.05.2030, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.08.2016 (л.д.33 т.1).

04 февраля 2016 года С.А.Б. обратился в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлением с просьбой предоставить компенсацию части его расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному займу в соответствии с подпрограммой «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования» муниципальной программы «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы», к заявлению приложил копии договоров купли-продажи квартиры и займа, графика платежей, свидетельства о регистрации права, выписку из ЕГРП от 19.01.2016 и другие документы (л.д.131-134 т.1).

Письмом от 11.03.2016 заместитель главы администрации Н.А.Д. сообщил С.А.Б. о том, что бюджетная заявка по данной подпрограмме на 2016 год была утверждена в августе 2015 года. Пересмотр и изменения могут быть внесены только при наличии свободных средств в пределах выделенных ассигнований в рамках муниципальной программы. На данный момент свободных средств в рамках выделенных ассигнований по муниципальной программе нет. Администрация муниципального образования заявила о готовности вернуться к рассмотрению обращения при формировании бюджетной заявки на 2017 год (л.д.157 т.1).

Постановлением администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 06.04.2016 -па в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации семья С.А.Б. составом 2 человека (он и сын – С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) исключена из числа нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку в общей совместной собственности С.А.Б. находится квартира общей площадью 75,4 кв.м по адресу: <адрес>, соответственно на каждого члена семьи приходится по 18,8 кв.м общей площади, что превышает размер нормы предоставления, принятой на территории Тосненского городского поселения (л.д.47, 158 т.1).

26 апреля 2016 года С.А.Б. подал в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области заявление с просьбой включить его в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, в рамках подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в <адрес>» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильём граждан на территории Ленинградской области» на 2014-2016 годы. К заявлению прилагались копии договоров купли-продажи квартиры и займа, свидетельства о регистрации права, справка о размерах основного долга и процентов за пользование кредитом от 04.04.2016, справка о состоянии на учёте в администрации МО Тосненское городское поселение <адрес> от 26.04.2016, справки формы , выписки из ЕГРП на себя, ребёнка и супругу и другие документы (л.д.160-163 т.1).

Из справки отдела жилищной политики от 26.04.2016 следовало, что С.А.Б. был признан нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с постановлением администрации Тосненского городского поселения <адрес> от 14.10.2008 ; исключен из числа нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области -па от 06.04.2016 (л.д.169 т.1).

Постановлением администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области от 27.06.2016 -па С.А.Б. составом семьи 2 человека (он и сын – С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения), изъявившему желание получить компенсацию части расходов на уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) за 2016 год в рамках реализации подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в <адрес>» государственной программы <адрес> «Обеспечение качественным жильём граждан на территории <адрес>» отказано в признании соответствующим условиям участия в мероприятии в соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 2.2 Положения о Порядке предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в <адрес>, утвержденным приказом комитета по строительству администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.195 т.1).

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу о том, что С.А.Б. на момент подачи заявления удовлетворял условиям, перечисленным в пункте 8 Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области в целях реализации подпрограммы "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.07.2014 N 333: имел постоянную регистрацию по месту жительства в Ленинградской области; был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент покупки жилого помещения с привлечением ипотечного жилищного займа и собственных средств.

Из пункта 9 Порядка следует, что социальная выплата может быть использована на погашение основного долга и уплату процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) при условии наличия документов, подтверждающих право гражданина и членов его семьи на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 марта 2005 года. С.А.Б. имеет право на такую социальную выплату, поскольку договор займа заключен позднее 1 марта 2005 года, заем был предоставлен на приобретение жилого помещения и на момент предоставления займа С.А.Б. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Пункт 21 Порядка, на который ссылается ответчик, как основание для отказа для включения в состав участников мероприятия виду того, что жилое помещение было приобретено истцом не посредством социальной выплаты, не может применяться, поскольку С.А.Б. обратился не с заявлением о компенсации процентов по ипотечному займу – пункт 3 Положения, а за социальной выплатой на погашение части основного долга по ипотечному займу и процентам – пункт 2 Положения, утвержденного приказом комитета по строительству <адрес> от 25.07.2014 N 12.

Таким образом, оспариваемое решение администрации не соответствует предмету заявления.

Возражения ответчика о том, что жилое помещение было приобретено в совместную собственность С.А.Б. и его супруги, не признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, что также препятствует признанию его, соответствующим условиям участия в мероприятии подпрограммы, суд находит не состоятельными. С.А.Б. и его супруга являются созаёмщиками по вышеуказанному договору займа, соответственно С.А.Б. имеет право на получение социальной выплаты исходя из ? доли от суммы займа, то есть 1 200 000 руб. и ? доли причитающих по договору процентов. При этом размер социальной выплаты ограничивается ? долей суммы остатка основного долга и ? долей остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) на момент подачи заявления, но не превышает 30 процентов от расчетной стоимости жилья (целой квартиры).

С учетом того, что супруги С определили свои доли в приобретенной квартире по ? доли у каждого, ссылка ответчика на не соответствие требованиям пп.Б п.1.1 Положения-Приложения 4 необоснованна. 1/2 доля в праве общей долей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, приобретена С.А.Б. за счет собственных средств и ? суммы ипотечного займа. Из договора займа и договора купли-продажи четко следует, что квартира была приобретена супругами за счет собственных средств в размере 1 175 850 руб. и за счет заёмных средств в размере 2 400 000 руб. и займодавец является залогодержателем этой квартиры, то есть заём является ипотечным.

Таким образом, администрация муниципального образования <адрес> незаконно отказала С.А.Б. в признании соответствующим условиям участия в мероприятии подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в <адрес>» государственной программы <адрес> «Обеспечение качественным жильём граждан на территории <адрес>» и соответственно не включила его в список участников данного программного мероприятия.

Требования истца об обязании ответчика включить его в составе семьи в состав участников подпрограммы суд понимает, как обязание принять решение о признании соответствующим условиям участия в мероприятии Подпрограммы, исходя из того, что участниками данного мероприятия Подпрограммы могут быть граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в <адрес> и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поэтому суд признает оспариваемое постановление незаконным и обязывает ответчика принять решение о признании С.А.Б., соответствующим условиям участия в мероприятии Подпрограммы. Отмена вышеуказанного постановления относится к компетенции органа местного самоуправления.

По заявлению, поданному С.А.Б. 04.02.2016, администрация муниципального образования в нарушение Положения о предоставлении социальных выплат… – приложения 1 к приложению 2 муниципальной программы не вынесла правового акта о признании либо об отказе в признании С.А.Б. (с членом его семьи) соответствующим условиям участия в данной подпрограмме, не внесла его в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат. Предложенный ему бланк заявления (л.д.1 т.4) не соответствовал форме заявления, являющемся приложением 2 к Положению (л.д.228-229 т.1).

Доводы ответчика, что член семьи С.А.Б. – несовершеннолетний сын не приобрел права на приобретенную по договору купли-продажи квартиру, не является основанием для отказа в признании С.А.Б. (с членом его семьи) соответствующим условиям участия в данной подпрограмме. Пунктом 2.7 Положения предусмотрена возможность переоформления прав после снятия обременения по соглашению между администрацией муниципального образования и гражданином (л.д.218 т.1).

Поскольку С.А.Б. удовлетворяет требованиям подпрограммы «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счёт бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы» муниципальной программы, суд обязывает ответчика принять решение о признании истца (с членом его семьи) соответствующим условиям участия в данной подпрограмме. При этом требования о дате включения в состав участников подпрограммы с 01.01.2017 не может быть удовлетворено, поскольку список граждан – участников подпрограммы формируется не по дате подачи заявлений, а по времени их принятия на учет/признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Ссылку администрации на отсутствие в бюджете необходимых на цели подпрограммы денежных средств суд находит необоснованной, поскольку наличие либо отсутствие бюджетных средств не имеет правового значения для принятия одного из решений. Отсутствие в бюджете необходимых средств влияет на формирование списка граждан – участников подпрограммы. В соответствии с пунктом 2.17 Положения часть списка на общую сумму социальных выплат, не превышающей ассигнования местного бюджета муниципального образования, предусмотренные на планируемый год, образует список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Остальная часть списка образует список участников подпрограммы, включенных в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году (л.д.220 т.1).

Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, его расходы по оплате государственной пошлины в суме 300 руб. подлежат возмещению с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск С.А.Б. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына С.А.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 27.06.2016 -па «Об отказе С.А.Б., изъявившему желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области" в 2017 году, соответствующим условиям участия в данном мероприятии».

Обязать администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области принять решение о признании С.А.Б. с несовершеннолетним С.А.А., соответствующим условиям участия в мероприятии подпрограммы "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области".

Обязать администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области принять решение о признании С.А.Б. с несовершеннолетним С.А.А., соответствующим условиям участия в мероприятии подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования» муниципальной программы «Поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств бюджета муниципального образования при приобретении или строительстве жилья на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования <адрес> от 08.10.2013 -па.

С.А.Б. отказать в удовлетворении требования об отмене вышеуказанного постановления и требования о включении в состав участников вышеуказанной подпрограммы муниципальной программы с 01.01.2017 года.

Взыскать с администрации муниципального образования <адрес> в пользу С.А.Б. 300 (триста) рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (02 июня 2017 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.

Судья: подпись