ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1256/18 от 05.07.2018 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело 2-1256/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Биробиджан 05 июля 2018 года

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Белоусовой И.А.,

с участием старшего помощника прокурора Биробиджанского района Витютнева К.В.,

с участием представителя ответчика – ФИО1,

при секретаре Золоторенко Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к правительству Еврейской автономной области об обязании,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к правительству ЕАО об обязании. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой ЕАО проведена проверка исполнения законодательства в сфере землеустройства, по результатам которой выявлены нарушения в данной сфере правоотношений, допущенные правительством ЕАО. В ходе проверки установлено, что правительством Еврейской автономной области до настоящего времени не разработана и не направлена в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства - территории Еврейской автономной области, вследствие чего, сведения о границах Еврейской автономной области в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. 19.03.2018 года прокуратурой области в адрес губернатора Еврейской автономной области внесено представление об устранении нарушений в сфере землеустройства с требованием принять меры по устранению нарушений законодательства в данной сфере правоотношений. Требование представления прокуратуры области от 19.03.2018 года правительством Еврейской автономной области не исполнено, карта (план) объекта землеустройства - территории Еврейской автономной области не разработана и не направлена в орган регистрации прав. Как следствие, сведения о границах Еврейской автономной области в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. Отсутствие карты (плана) объекта землеустройства - территории Еврейской автономной области влечет невнесение сведений о границах такого объекта в Единый государственный реестр недвижимости и невыполнение возложенной на ответчика закрепленной законодательством обязанности по составлению документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, предоставлению их в орган регистрации прав. Просит суд обязать правительство Еврейской автономной области разработать карту (план) объекта землеустройства - территории Еврейской автономной области и направить ее в предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебном заседании представитель прокуратуры – Витютнев К.В. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что в соответствии с требования Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившим в законную силу 01.01.2017 года, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования; при этом в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). В соответствии с ч. 18 указанной статьи, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 7 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Таким образом, правительство ЕАО со дня вступления указанного нормативно-правового акта обязано для исполнения требований Федерального закона № 78-ФЗ от 18.06.2011 года «О землеустройстве», с целью установления границ территории ЕАО разработать и направить в орган регистрации прав карту (план) объекта землеустройства территории ЕАО. Вместе с тем, до настоящего времени даны работы ответчиком не проведены. То обстоятельство, что закон позволяет ответчику до 01.03.2022 года разрабатывать данный план (карту) и предоставлять его в регистрационный орган, не является основанием для отказа истца от иска. Просит удовлетворить заявленные требования и обязать правительство ЕАО в срок до 01.12.2018 года разработать карту (план) объекта землеустройства - территории Еврейской автономной области и направить ее в предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Представитель ответчика – ФИО1, действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что правительство ЕАО указанным вопросом занимается: в 2017 году на указанные цели были предусмотрены денежные средства, которые были выделены в 2018 году, после чего, состоялись электронные торги по заключению государственного контракта на проведение землеустроительных работ в отношении границ субъекта. В настоящее время данный контракт заключен. Считает, что в данном случае отсутствует спор о праве, в связи с чем, просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Также не согласен с тем, чтобы срок исполнения требований прокурора был установлен до 01.12.2018 года, поскольку правительство ЕАО самостоятельно разрешает данный вопрос и срок исполнения требований законодательства установлен до конца 2018 года.

Представитель третьего лица ФРРС по ЕАО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Изучив исковое заявление и представленные документы, выслушав представителя истца и представителя ответчика, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 2 ст. 26.3 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета, в том числе относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Земельного кодекса РФ, к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» в качестве способа получения информации о состоянии земель, планирования и организации рационального использования земель и их охраны названо землеустройство.

В статьях 68, 69 Земельного кодекса РФ закреплено, что землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель. Землеустройство проводится в том числе по инициативе органов местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О землеустройстве» основанием для проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее закон № 218-ФЗ), единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.

Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно п.3 ч.1 ст. 32 указанного закона № 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими указанных в данной решений (актов), в том числе, об утверждении правил землепользования и застройки.

Согласно ч. 18, ч. 20 ст. 32 указанного закона № 218-ФЗ, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1, в части 3 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что данная обязанность ответчиком не выполнена.

Так, согласно сведениям, предоставленным Росреестром 02.03.2018 года, документы, необходимые для внесения границы ЕАО – карта (план) в управление Росреестра по ЕАО, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ЕАО, не поступали.

20.03.2018 года прокурором ЕАО в адрес губернатора ЕАО направлен представление об устранении нарушений Земельного законодательства, выразившееся в невнесении сведений о границах Еврейской автономной области.

Согласно сообщению губернатора ЕАО от 19.04.2018 года, представление прокурора ЕАО об устранении нарушений в сфере землеустройства рассмотрено 18.04.2018 года и принято решение согласиться с доводами, изложенными в представлении. Средства на проведение землеустройства, предусмотрены в областном бюджете на 2018 год. Работы по подготовке землеустроительной документации для установления границ ЕАО, будут проведены в 2018 году. Срок внесения сведений в ЕГРН, с учетом проведения работ, в соответствии с законодательством – 2018 год.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что указанные работы ответчик может исполнить в срок до 01.03.2022 года и, что данные работы выполняются ответчиком самостоятельно, не влияют на существо рассматриваемого дела и, не являются основаниями для отказа в удовлетворения требований истца, поскольку выявлены нарушения закона могут повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на использование земель, находящихся в границах Еврейской автономной области.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения возложенной судом обязанности, суд соглашается со сроком исполнения, указанным помощником прокурора ЕАО – до 01.12.2018 года, поскольку данный срок, исходя из объема необходимых работ по устранению нарушений требований– является разумным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

Р е ш и л:

Исковые требования заместителя прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к правительству Еврейской автономной области об обязании - удовлетворить.

Обязать Правительство Еврейской автономной области в срок до 01.12.2018 года разработать карту (план) объекта землеустройства - территории Еврейской автономной области и направить ее в предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Белоусова

В окончательной форме решение изготовлено 10.07.2018 года