ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1256/18 от 09.10.2018 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-1256/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 октября 2018 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Шкробова Д.Н.,

при секретаре Ломаевой Е.С.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ММО МВД России «Воткинский» - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» об обязании выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ММО МВД России «Воткинский», в котором просит обязать ответчика выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с <дата> по <дата> в сумме 550 441,44 руб., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб., мотивировав заявленные требования следующим.

Истец служит в органах внутренних дел с <дата>, в должности заместителя начальника полиции (по оперативной работе) ММО МВД России «Воткинский» с <дата> по настоящее время.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе в органах внутренних дел) сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (далее – выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В течение всего срока службы в связи со служебной необходимостью истец выполнял служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

В <дата> истец обратился с устным заявлением к врио начальника ОРЛС ММО МВД России «Воткинский» о предоставлении информации о количестве отработанного времени сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с <дата> В ответ была подготовлена справка, из которой истцу стало известно о наличии некомпенсированных часов рабочего времени за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности. На протяжении всего срока службы истцу не было известно о том, что часы выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ему не компенсировались, так как работодателем не выполнялась обязанность по выдаче расчетных листков по заработной плате с указанием её составных частей, в связи с чем истец не знал и не мог знать при ежемесячных поступлениях на карту о ее составных частях.

<дата> истцом подан рапорт ответчику о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в период прохождения службы с <дата>. В предоставлении дополнительных дней отдыха истцу было отказано письменно (ответ №***
от <дата>).

<дата> истцом подан рапорт ответчику о предоставлении денежной компенсации отработанных часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в период прохождения службы с <дата>. В предоставлении денежной компенсации было отказано письменно (ответ №*** от <дата>).

В соответствии с положениями гл. 21 ТК РФ составной частью заработной платы является в том числе оплата труда за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни и др. В соответствии со ст. 153 ТК РФ по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит, т.е. в случае, если работник не изъявил желание воспользоваться другим днем отдыха, работодатель обязан произвести оплату всех отработанных часов.

В соответствии со ст. 2 Закона о службе в органах внутренних дел предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.

Трудовое законодательство устанавливает минимальные размеры оплаты сверхурочной работы. В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

В соответствии с п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который выразился в нравственных страданиях, обиде и разочаровании в справедливости, чувстве незащищенности от незаконных действий работодателя.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что реализовать право на получение дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени путем их присоединения к ежегодным оплачиваемым отпускам он не мог, так как ему не предоставлялись в полном объеме ежегодные оплачиваемые отпуска.

Срок исковой давности не нарушен, так как о наличии некомпенсированных часов рабочего времени за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени истцу стало известно после обращения в <дата> к врио начальника ОРЛС ММО МВД России «Воткинский» и получения соответствующей справки.

На протяжении всего срока службы истцу не было известно о том, что часы выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, не компенсировались, так как работодателем не выполнялась обязанность по выдаче расчетных листков по заработной плате с указанием её составных частей, в связи с чем истец не знал и не мог знать при ежемесячных поступлениях на карту о ее составных частях.

Нарушение права на выплату денежной компенсации за неиспользованные дни отдыха имело место <дата>, в день отказа работодателя в выплате компенсации на поданный рапорт.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям иска, дополнительно пояснила, что положения Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 31.01.2013 г. № 65, ограничивающие предельный размер выплаты за выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 120 часами в год, противоречат трудовому законодательству и применению не подлежат.

Представитель ответчика ММО МВД России «Воткинский» - ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что в соответствии с п. 18 Приказа МВД России от 19.10.2012 г. № 961 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха» (далее - Порядок) по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В соответствии с п. 58 Приказа МВД России от 31.01.2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должна превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.

В соответствии со ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать 120 часов в год.

Таким образом, ММО МВД России «Воткинский» не имеет правовых оснований выплачивать сотруднику денежную компенсацию за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни свыше 120 часов в год (15 дней).

На основании рапортов ФИО1 выплачена денежная компенсация за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни 120 часов в год (15 дней): за <дата><дата> (приказ от <дата>№*** л/с); за <дата><дата> (приказ от <дата>№*** л/с); за <дата><дата> (приказ от <дата>№*** л/с); за <дата><дата> (приказ от <дата>№*** л/с); за <дата><дата> (приказ от <дата>№*** л/с).

В соответствии с п. 4 ст. 72 Закона о службе в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Исковые требования о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу за <дата> сверх 120 часов заявлены лишь <дата>.

Таким образом, истец пропустил трехмесячный срок для обращения за защитой своего права в суд, предусмотренный п. 4 ст. 72 Закона о службе в органах внутренних дел. Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения с исковым заявлением в суд ФИО1 не представлено.

В соответствии с действующим Порядком компенсация работы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений п. 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Истцом соответствующие рапорты о предоставлении дополнительных дней отдыха в качестве компенсации работы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2013-2017 годах не подавались.

Требования истца о взыскании морального вреда являются необоснованными.

Истцом не доказано, в чем выражены нравственные и физические страдания, чем подтверждается факт причинения истцу нравственных и физических страданий, при каких именно обстоятельствах, какими действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа они были нанесены, степень вины должностных лиц. Истец не представил суду совокупности доказательств, подтверждающих факт претерпевания им физических и нравственных страданий, не обосновал размер морального вреда.

Истец ежегодно подавал рапорта на выплату компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Кроме того, истец не имел препятствий для реализации своих прав на отпуска и дополнительные дни отдыха в связи выполнением служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, указанные права были частично реализованы.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Заслушав объяснения истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец ФИО1 в <дата> проходил службу в органах внутренних в ММО МВД России «Воткинский».

Приказом МВД по Удмуртской Республике от <дата>№*** л/с ФИО1 предоставлен основной отпуск за <дата> по <дата>, дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за <дата> по <дата>, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за <дата> по <дата>, отпуск по личным обстоятельствам с <дата> по <дата>, ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел <дата> по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел с выплатой компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день за <дата> за неиспользованную часть основного отпуска за <дата>, за неиспользованные отпуска за <дата> за неиспользованную часть основного отпуска за <дата>, за неиспользованные дополнительные отпуска за стаж службы в органах внутренних дел за <дата>

Согласно справке ММО МВД России «Воткинский» от <дата>
№*** за период с <дата> по <дата> ФИО1 начислена и выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в сумме 175 277,61 руб., в том числе:

в <дата> году 36 117,35 руб. (15 дней);

в <дата> году 36 17,35 руб. (15 дней);

в <дата> году 37 061,22 руб. (15 дней);

в <дата> году 34 814,75 руб. (15 дней);

в <дата> году 31 166,94 руб. (15 дней).

Выплата указанных сумм подтверждена представленными суду приказами ответчика от <дата>№***/лс, от <дата>№***л/с, от <дата>№***л/с, от <дата>№***л/с, от <дата>№***л/с, а также объяснениями самого истца, подтвердившего суду, получение данных выплат до конца соответствующего года.

Согласно данным табелей учета рабочего времени истцу не компенсировано за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени: за <дата> – 16 часов, за <дата> – 224 часа, за <дата> – 94 часа, за <дата> – 234 часа, за <дата> – 198 часов. Наличие некомпенсированных часов рабочего времени сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в указанном размере подтверждено в судебном заседании представителем ответчика.

Как следует из объяснений истца и не оспаривается ответчиком, ФИО1 в <дата> поданы рапорты о предоставлении дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также о выплате компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в <дата> гг.

Ответом ММО МВД России «Воткинский» №*** от <дата> на рапорт истца от <дата> о предоставлении дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени сообщено, что дни отдыха по желанию сотрудника могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску, и что истец приказом МВД по Удмуртской Республике №***/лс от <дата> уволен со службы в органах внутренних дел <дата> с предоставлением основного отпуска за <дата> год, дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за <дата>, отпуска по личным обстоятельствам и компенсацией за неиспользованные дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день за <дата>., за неиспользованную часть основного отпуска за <дата>, за неиспользованные отпуска за <дата>., за неиспользованную часть основного отпуска за <дата>, за неиспользованные дополнительные отпуска за стаж службы в органах внутренних дел за <дата>.

Ответом Управления по работе с личным составом МВД по Удмуртской Республике №*** от <дата> истцу отказано в выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за <дата> связи с тем, что максимальный размер данной компенсации ограничен 120 часами в год. За указанные годы истцу требуемая компенсация за 120 часов в год выплачена в полном объеме.

<дата> истцом ответчику подан рапорт о выплате компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за <дата> на который ответом от <дата>№*** ему отказано в выплате данной компенсации в связи с тем, что на момент подачи рапорта он уволен со службы в органах внутренних дел.

Как следует из иска и пояснений истца, он просит обязать ответчика выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с <дата> по <дата> за 864 часа, из них за <дата> – 16 часов, за <дата> 224 часа, за <дата> – 94 часа, за <дата> – 234 часа, за <дата> – 198 часов, за <дата> – 98 часов.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, урегулированы Федеральным законом от <дата> № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе в органах внутренних дел).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о службе в органах внутренних дел регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) настоящим Федеральным законом;

3) Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;

4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона о службе в органах внутренних дел в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Статья 28 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что сотрудник полиции имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков.

Согласно ст. 53 Закона о службе в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Из п. 10. ст. 53 Закона о службе в органах внутренних дел следует, что порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о службе в органах внутренних дел основной и дополнительные отпуска сотруднику органов внутренних дел предоставляются ежегодно, начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел.

Согласно п. 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утв. приказом МВД России № 961 от 19.10.2012, действовавшего до 03.04.2018 г., предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.

В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России № 65 от 31.01.2013 г., сотруднику, по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации).

Согласно п. 18 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 г. № 961, по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Аналогичным образом порядок предоставления дополнительных дней отдыха, компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, урегулирован и Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 01.02.2018 г. № 50, действующим с 03.04.2018 г.

Исходя из содержания ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 120 часов в год.

Таким образом, из системного анализа указанных выше норм следует, что специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел, установило ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.

То есть возможность получения денежной компенсации за сверхурочную работу ограничена 120 часами в год (15 дней), при этом, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в <дата>. истцу указанная компенсация в максимально предусмотренном размере была начислена и выплачена.

Остальные часы переработки могли быть компенсированы только дополнительными днями отдыха, которые предоставляются лишь по заявлению (рапорту) сотрудника.

Таким образом, основания для возложения на ответчика обязанности выплатить истцу компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за <дата> отсутствует.

Как следует из исследованных судом доказательств, истец ежегодно обращался к ответчику с рапортами о выплате компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, следовательно, ему было известно о наличии переработки.

Компенсировать переработку отгулами является правом работника. Вместе с тем данные о том, что в период службы до увольнения истцу ответчиком было отказано в предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, отсутствуют.

Кроме того, как следует из положений п. 9, 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Согласно ч. 4 ст. 72 Закона о службе в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Как следует из исследованных материалов, с заявлением о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2013-2017 гг. истец обратился только в 15.02.2018 г., следовательно, истец не реализовал в установленный срок свое право на получение дополнительных дней отдыха путем их присоединения к ежегодным оплачиваемым отпускам, срок на подачу рапорта о предоставлении дополнительных дней отдыха за переработку в 2013-2016 гг. им пропущен.

Доводы истца о том, что ему стало известно о нарушении своего права только в феврале 2018 года из справки о количестве некомпенсированных часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени служебного времени, не свидетельствуют об ином начале течения срока обращения суд и об уважительности причин пропуска данного срока.

При установленных судом обстоятельствах ФИО1 подавая ежегодно рапорта о выплате компенсационного возмещения за сверх установленную нормальную продолжительность служебного времени знал (должен был знать) о нарушении своего права на получение спорной выплаты в январе месяце года, следующего за отработанным. Однако в суд с требованием о взыскании указанной компенсации истец обратился лишь в мае 2018 года. Следовательно, на момент обращения в суд с данными исковыми требованиями установленный законом срок для защиты его прав истек. Пропуск этого срока является значительным, при этом приведенные истцом доводы не свидетельствуют об уважительности причин пропуска данного срока.

Согласно ч. 11 ст. 56 Закона о службе в органах внутренних дел сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 части 2 либо пунктом 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.

Как следует из приказа МВД по Удмуртской Республике от <дата>
№***л/с ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел <дата> по п. 2 ч. 1 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, при этом ему выплачена компенсация за неиспользованные дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день за <дата>., за неиспользованную часть основного отпуска за <дата>, за неиспользованные отпуска за <дата>., за неиспользованную часть основного отпуска за 2017 год, за неиспользованные дополнительные отпуска за стаж службы в органах внутренних дел за <дата>

Следовательно, дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за <дата> не могли быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску истца за <дата>, так как он не воспользовался предусмотренным ч. 11 ст. 56 Закона о службе в органах внутренних дел правом на получение данного отпуска при увольнении.

При этом приказ об увольнении истцом не оспаривается, его законность предметом настоящего судебного разбирательства не является.

Таким образом, требования истца об обязании выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за <дата>. удовлетворению не подлежат, так как истец имеет право по получению денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, но не более 120 часов в год, остальное может быть компенсировано дополнительными днями отдыха.

Указанная компенсация за <дата> в максимально возможном размере истцу выплачена, а правом на получение дополнительных дней отдыха для компенсации остального служебного времени, отработанного сверх установленной нормальной продолжительности, истец в установленный срок не воспользовался.

Доказательства того, что истец не смог в установленный законом срок реализовать право на получение дополнительных дней отдыха по вине ответчика, суду не представлены.

Кроме того, истцом пропущен срок обращения в суд с требованием об обязании выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за <дата>

Доводы представителя истца о невозможности применения как противоречащего трудовому законодательству п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации основаны на неверном толковании норм права, так как в силу прямого указания ч. 1, 2 ст. 3 Закона о службе в органах внутренних дел, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства только в части в том числе не урегулированной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Разрешая требования об обязании ответчика выплатить ФИО1 денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за <дата> суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из табелей учета служебного времени, ФИО1 в <дата> сверх нормальной продолжительности рабочего времени отработано 98 часов.

В силу вышеприведенных положений Закона о службе в органах внутренних дел, Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации истец имеет право на получении денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени продолжительностью 120 часов. Законом возможность получения данной компенсации в зависимость от увольнения сотрудника органов внутренних дел не поставлена, срок обращения в суд с заявленным требованием истцом не пропущен.

Продолжительность служебного времени, отработанного истцом в <дата> сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, не превышает максимальный размер, который может быть компенсирован денежной выплатой.

В связи с этим ответчик должен выплатить истцу компенсацию за 98 часов, отработанных истцом в <дата> сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Согласно п. 59 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.

Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации установлено, что денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации состоит из должностного оклада и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 1), дополнительными выплатами являются: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (п. 14), ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (п. 17), ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (п. 18), ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 21), надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (п. 23), надбавка за риск за работу с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе при их фактическом наличии (п. 24.1).

На момент увольнения денежное содержание ФИО1 составляло 73 621,60 руб.

Таким образом, размер компенсации составит: 73621,60 руб./(365/12)/8*98=29 666,60 руб.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку ответчиком неправомерно отказано истцу в выплате компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год, истец имеет право на компенсацию морального вреда.

Согласно разъяснениям, данным в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Учитывая вышеуказанные нормы закона и разъяснения, степень нравственных страданий истца, обстоятельства произошедшего, в частности размер задолженности, период ее образования с учетом даты обращения истца за компенсацией, требования разумности и справедливости, суд полагает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1 000 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к государственному учреждению «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» – удовлетворить в части.

Обязать государственное учреждение «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» выплатить ФИО1 денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с <дата> по <дата> в размере 29 666 руб. 60 коп.

Взыскать с государственного учреждения «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда составлено 15 октября 2018 года.

Судья Д.Н. Шкробов