дело № 2-1256/2019 УИД: 91RS0018-01-2019-001128-33 | ||
г. Саки |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сакский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Гончарова В.Н.
при секретаре Борисовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> межрайонного прокурора Республики Крым в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Республики Крым, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
В апреле 2019 года в <адрес> районный суд Республики Крым обратился <адрес> межрайонный прокурор Республики Крым с исковым заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к <адрес> Республики Крым о возложении на ответчика обязательств принять меры по финансированию необходимых мероприятий, связанных с обеспечением сухим пайком или денежной компенсации обучающихся общеобразовательных учреждений <адрес> с ограниченными возможностями, получающими образование на дому.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой совместно с сотрудниками Территориального отдела по <адрес> Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес> проведена проверка по вопросам исполнения требований законодательства об образовании в части организации питания детей в общеобразовательных организациях региона.
Согласно информации отдела образования администрации <адрес> на территории <адрес> в 40 образовательных учреждениях района обучается <данные изъяты>, <данные изъяты> из которых в соответствии с рекомендациями <данные изъяты>.
Между тем, в нарушение действующего законодательства дети-инвалиды, получающие образование на дому, сухим пайком или денежной компенсацией не обеспечиваются.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес Главы администрации <адрес> вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании в части организации питания детей.
Представление прокурора рассмотрено, однако, мер по устранению нарушений закона не принято, по причине, как указанно в ответе на представление, отсутствия дополнительных источников финансирования.
Указанные основания послужили поводом для иска в суд.
В судебном заседании помощник Сакского межрайонного прокурора ФИО3 исковые требования поддержала, просила удовлетворить исковые требования полностью.
В судебном заседании представитель администрации <адрес> – ФИО4, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что бюджет на 2019 год сформирован, источник бюджетных расходов на указанные цели не определен, денежные средства могут быть перераспределены только в конце года при наличии остатков.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 части 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
В соответствии с требованиями ст. 9 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Согласно п.7 ст. 79 Закона обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В письме Минобрнауки Российской Федерации от 14.01.2016 года №171-81 «Об осуществлении выплаты компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» указывается, что дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечивается сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
На уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования должны быть разработаны соответствующие нормативные акты, устанавливающие размер денежной компенсации и стоимость сухого пайка.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Согласно Уставов общеобразовательных учебных учреждений <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> Республики Крым, муниципальные бюджетные образовательные учреждения являются бюджетными образовательными учреждениями, находящимися в ведении муниципального образования <адрес> Республики Крым, которое является учредителем школ и собственником их имущества.
Основной целью деятельности муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений является создание условий для реализации гарантированного гражданам права на получение общедоступного и бесплатного образования.
Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Частью 6 ст.9.2 указанного Закона Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Статьями 6,15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет) под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Согласно Устава муниципального образования <адрес> является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования основными задачами, является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспеченную образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Крым; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного, бесплатного дошкольного образования.
Таким образом, судом достоверно установлено, что органом, который обеспечивает финансирование обеспечения сухим пайком или денежной компенсации обучающихся общеобразовательных учреждений <адрес> с ограниченными возможностями здоровья получающих образование на дому является <адрес> Республики Крым.
Учитывая, что обеспечение сухим пайком или денежной компенсации обучающихся общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья получающих образование на дому предусмотрено действующим законодательством, однако уполномоченный орган местного самоуправления не выполняет требования закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Допустимых доказательств того, что ответчиком приняты исчерпывающие меры направление к устранению указанных нарушений законодательства, суду не предоставлено и судом не добыто.
На основании изложенного суд считает необходимым возложить на администрацию <адрес>, обязанность к началу учебного года принять меры по финансированию необходимых мероприятий, связанных с обеспечением сухим пайком или денежной компенсацией обучающихся общеобразовательных учреждений <адрес> с ограниченными возможностями здоровья получающих образование на дому.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать <адрес> Республики Крым к ДД.ММ.ГГГГ принять меры по финансированию необходимых мероприятий связанных с обеспечением сухим пайком или денежной компенсацией обучающихся общеобразовательных учреждений <адрес> с ограниченными возможностями здоровья получающих образование на дому.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья В.Н. Гончаров