ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1256/2011 от 17.03.2011 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

 2-1256/9-2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

   17 марта 2011 г. г.Петрозаводск

 Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

 председательствующего судьи Савельевой Н.В.,

 при секретаре Матвеенко Е.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Петрозаводского городского округа о признании права пользования служебным жилым помещением, обязании заключить договор найма служебного жилого помещения,

установил:

 ФИО1 обратился в суд по тем основаниям, что он является военнослужащим ВС РФ, проходит службу в <данные изъяты> Ему и членам его семьи: жене –ФИО2, дочери- <данные изъяты> на заседании жилищной комиссии была распределена 2-х комнатная квартира по адресу: <адрес> порядке очереди, оформление всех необходимых документов для заключения договора найма служебного жилого помещения осуществляет ФГУ «Петрозаводская» КЭЧ. В настоящее время КЭЧ оформлен пакет документов, он со своей семьей проживает в указанном жилом помещении, однако не имеет возможности оплачивать за найм и коммунальные услуги, так как администрация г. Петрозаводска отказывает ему в заключении договора найма служебного жилого помещения и открытии лицевого счета, он вынужден иметь прописку при войсковой части. Полагает данное решение администрации г. Петрозаводска незаконным и необоснованным, поскольку вопросы содержания и использования муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения. Считает, что в квартиру он со своей семьей вселился в связи с предоставлением данного жилого помещения по месту службы, в установленном законом порядке, он и члены его семьи проживают и приобрели право пользования жилым помещением. В связи с чем просил признать за ним, его женой –ФИО2 и дочерью <данные изъяты> право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, обязать администрацию Петрозаводского городского округа заключить с ним договор найма служебного жилого помещения на квартиру по <адрес>.

 В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования.

 Представитель Администрации Петрозаводского городского округа ФИО3, иск не признала, пояснив, что Администрация Петрозаводского городского округа не имеет полномочий по заключению данного договора.

 ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» в судебное заседание представителя не направила, извещена о времени и месте слушания дела.

 Третье лицо- ФИО2  в судебном заседании полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

 Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, военнослужащий ФИО1 проходит военную службу согласно действующему контракту в <данные изъяты> г. Петрозаводск, имеет воинское звание <данные изъяты> был поставлен в очередь с целью обеспечения служебным жилым помещением по месту прохождения службы. Какого-либо иного жилого помещения на праве собственности, найма не имеет. Состав семьи 3 человека (он, супруга ФИО2 , дочь-<данные изъяты>).

 Квартира № <адрес> в <адрес> закреплена за Петрозаводским гарнизоном, построена Министерством обороны Российской Федерации. С момента постройки фактически закреплена за министерством, передана в муниципальную собственность, ранее распределялась и была заселена военнослужащим <данные изъяты>

 Решением жилищной комиссии <данные изъяты> согласно протоколу № от 15.07.2010 года истцу распределена вышеуказанная двухкомнатная служебная квартира на семью в составе 3-х человек (он,  супруга ФИО2 , дочь-<данные изъяты>) с целью проживания в период прохождения военной службы.

 Истец с семьей вселился и проживает по адресу: <адрес> на основании решения жилищной комиссии.

 В связи с тем, что служебное жилое помещение находится в жилом доме, относящемся к муниципальному жилищному фонду, ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» был направлен в Администрацию Петрозаводского городского округа пакет документов с просьбой о распределении служебного жилого помещения истцу на него и членов его семьи и выдаче договора найма служебного жилого помещения.

 Письмом Администрации Петрозаводского городского округа № от 02.11.10г. было отказано в заключении договора найма служебного жилого помещения с истцом, так как предоставление служебного жилья военнослужащим, проходящим службу в Вооруженных силах РФ не входит в компетенцию органов местного самоуправления.

 Вместе с тем, в соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

 На основании ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения (квартиры), включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений соответствующего органа, осуществляющего управление жилищным фондом.

 Исходя из ст. 93 названного Кодекса служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, иными обстоятельствами.

 Постановлением Правительства России № 42 от 26.01.2006 года утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Пунктом 12 Правил предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

 Жилое помещение по адресу: <адрес> имеет статус служебного, фактически для распределения закреплено за Министерством обороны Российской Федерации. Доказательств иного ответчиком не представлено.

 Положения статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничения указанных в них полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления, позволяют сделать вывод об отнесении к ведению муниципальных образований полномочий по содержанию и использованию муниципального жилого фонда и создание условий для жилищного строительства, предоставление жилья органами муниципального образования путем полной компенсации расходов муниципального образования за счет средств федерального бюджета.

 В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

 Военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования, и получения в связи с этим офицерского воинского звания и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются на весь срок службы служебными жилыми помещениями.

 Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

 Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 25 декабря 2003 г. N 453-О, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

 В соответствии с п. 2.1. Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Петрозаводского городского округа, утв. решением Петрозаводского городского Совета от 27.06.2007г. № ХХУ1/У111-58, в действующей редакции решения Петрозаводского городского Совета № ХХУ1/ХХ1-381 от 25.09.2008г., служебные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются для проживания гражданам в связи с характером их трудовых отношений с органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления Петрозаводского городского округа, прохождением военной службы в Вооруженных силах РФ и органах внутренних дел. Согласно пункту 2.3 данного Положения договор найма служебного жилого помещения заключается Администрацией Петрозаводского городского округа на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на выборной должности в органах местного самоуправления.

 Учитывая изложенное, суд считает, что предоставление военнослужащим освободившихся служебных жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и членами их семей, и заключение договора найма специализированного жилого помещения с военнослужащими, проходящими военную службу в Вооруженных силах РФ относится, в том числе, к правомочиям органа местного самоуправления с учетом государственных интересов по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное жилье закреплено за Петрозаводским гарнизоном, истец и его семья проживают в служебной квартире с момента ее распределения и по настоящее время, жилое помещение было предоставлено на основании решения жилищной комиссии в качестве служебного жилого помещения с дальнейшим оформлением соответствующего договора, истец и его семья вселились в квартиру, суд полагает требования истца об обязании ответчика заключить договор найма служебного жилого помещения, подлежащими удовлетворению, имея ввиду, что фактически истцом перед судом поставлен вопрос об обязании ответчика предоставить истцу на него и его семью спорное служебное жилое помещение, в связи с чем считает обязать Администрацию Петрозаводского городского округа заключить с ФИО1 договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес> соответствии с решением жилищной комиссии <данные изъяты> от 15 июля 2010 года, протокол №.

 Требования истца о признании за ним и членами его семьи права пользования служебным жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес> этой части удовлетворению не подлежат, поскольку не относятся к существу спора о предоставлении служебного жилого помещения, не являются правоопределяющими в данном случае, имея ввиду, что право пользования служебным жилым помещением вытекает из договора найма служебного жилого помещения.

 В соответствии ст. 98 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,55,56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

 Иск ФИО1 к Администрации Петрозаводского городского округа о признании права пользования служебным жилым помещением, обязании заключить договор найма служебного жилого помещения удовлетворить частично.

 Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа заключить с ФИО1 договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес> в соответствии с решением жилищной комиссии <данные изъяты> от 15 июля 2010 года, протокол №.

 В удовлетворении остальной части иска отказать.

 Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья Н.В. Савельева