Дело № 2-1256/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2013 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего- судьи Боровковой Л.В.,
с участием заявителя ФИО1,
его представителя ФИО2, представившего ордер и удостоверение,
представителя заинтересованного лица ФИО4, действующего по доверенности от 14.05.2013 года,
при секретаре Родькиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Дивногорска, выразившегося в непредоставлении утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в установленный законом срок, возложении обязанности на администрацию г.Дивногорска в месячный срок выдать утвержденную схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты> кв.м., со следующими характеристиками: категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – эксплуатация жилого дома, мотивируя свои требования тем, что со ДД.ММ.ГГГГ ее отец ФИО3 являлся собственником жилого дома по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, который он подарил ей ДД.ММ.ГГГГ.
На ее неоднократные устные обращения в администрацию г.Дивногорска о предоставлении в собственность приусадебного земельного участка был получен ответ об обращении администрации г.Дивногорска в КГКУ «Красноярское лесничество» за разъяснением процедуры оформления земельного участка, т.к. <адрес> расположен в составе земель лесного фонда.
Агентство лесной отрасли Красноярского края на её обращение о разъяснении порядка оформления в собственность приусадебного земельного участка в <адрес> предоставило письменный ответ, из которого следует, что <адрес> находится в составе земель лесного фонда и согласно ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Однако в настоящее время отсутствует механизм предоставления гражданам в собственность земельного участка, расположенного в составе земель лесного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию г. Дивногорска с заявлением о подготовке, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты> кв.м. для дальнейшего оформления его в собственность, на которое ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ о выдаче Правительством Красноярского края заключения о согласовании проекта генерального плана муниципального образования города Дивногорска, на основании которого Решением Дивногорского Совета депутатов был утвержден генеральный план муниципального образования г.Дивногорска. Проектом плана предусмотрено включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда <адрес>. Администрацией г.Дивногорска направлен проект генерального плана на согласование в Министерство регионального развития РФ, после согласования которого будет предусмотрена возможность оформления ею земельного участка. Однако из ответа не ясно, в какой срок будет предоставлена возможность оформления земельного участка, кроме того, не понятно, каким образом данные обстоятельства влияют на предоставление утвержденной схемы расположения земельного участка.
Считает, что бездействием администрации г. Дивногорска по не предоставлению утвержденной схемы расположения земельного участка нарушается ее право, предусмотренное ч.1 ст.36 Конституции РФ, иметь в частной собственности землю, а также нарушается её право, предусмотренное ч.2 ст.15 Земельного кодекса РФ, на равный доступ по приобретению земельных участков в частную собственность.
В ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в Дивногорский городской суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Дивногорска, выразившегося в непредставлении утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в установленный законом срок, возложении обязанности в месячный срок выдать утвержденную схему расположения земельного участка, однако определением от ДД.ММ.ГГГГ её заявление было оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании заявление поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в нем, кроме того, заявил ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением об обжаловании ответа администрации г. Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что данный ответ был ею обжалован в суд ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. в установленные законом сроки, однако определением Дивногорского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ заявление было оставлено без рассмотрения.
Представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании заявление также поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в нем.
Представитель заинтересованного лица – администрации г. Дивногорска - ФИО4 в судебном заседании не возражал против восстановления процессуального срока на обжалование ответа администрации, вместе с тем, просил отказать в удовлетворении заявления, мотивируя тем, что в настоящее время администрация г. Дивногорска не может выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку земельный участок, находящийся в <адрес>, относится к землям лесного фонда. Несмотря на то, что генеральный план муниципального образования г.Дивногорск в настоящее время утвержден, <адрес>, расположенный на землях гослесфонда, из земель лесного фонда не выведен.
Представитель заинтересованного лица – ФИО8, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу п.2 ст. 257 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом статьей 256 ГПК РФ для обращения гражданина с таким заявлением в суд установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как следует из п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Исходя из характера правоотношений, вытекающих из требований заявителя, дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренным главой 25 ГПК РФ.
Из представленных материалов следует, что с заявлением об оспаривании ответа администрации г.Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ года, которым было отказано в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ФИО1 обращалась в Дивногорский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом трехмесячный срок, однако определением Дивногорского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве.
При таких обстоятельствах суд находит причины пропуска срока на обжалование ответа администрации <адрес> уважительными, а пропущенный срок – подлежащим восстановлению.
Согласно материалам дела ФИО1 по договору от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию г. Дивногорска с заявлением о подготовке, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2860 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для эксплуатации жилого дома, на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № администрацией г. Дивногорска был дан ответ о том, что проектом генерального плана муниципального образования г.Дивногорск, направленного в ДД.ММ.ГГГГ на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации, предусмотрено включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда, в т.ч. <адрес>, кроме того ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Дивногорска обратилась в КГКУ «Красноярское лесничество» за разъяснением процедуры дальнейшего оформления данных земельных участков. После получения согласования Министерства регионального развития Российской Федерации и разъяснений КГКУ «Красноярское лесничество» представится возможность оформления земельных участков.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Однако, из буквального толкования ч. 4 ст. 34 ЗК РФ не следует прямая обязанность органа местного самоуправления совершать действия по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, если испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте.
В соответствии с п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Исходя из п. 1 ст. 84 ЗК РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ, Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, земли лесного фонда общей площадью 85971 га, в том числе, по адресу: участковое лесничество Хмельниковское Кварталы (выд.) 1-179.
Решением Дивногорского городского Совета депутатов № 29-187ГС от 20.12.2012 года был утвержден генеральный план муниципального образования г.Дивногорск с разработкой генеральных планов п.Бахта, п.Верхняя Бирюса, п.Манский, с.Овсянка, п.Усть-Мана, п.Хмельники.
Вместе с тем, из представленных материалов также следует, что <адрес> расположен на землях гослесфонда.
В силу ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости по материалам лесоустройства.
Статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.2 ч.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В силу п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации (ст.8 Лесного кодекса РФ).
При этом следует отметить, что согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование – гражданам.
Статьей 25 действующего Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.
В связи с изложенным, решение органа местного самоуправления не нарушает прав заявителя, поскольку испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен ему, возложение на орган местного самоуправления обязанности по выдаче и утверждению схемы расположения земельного участка в отсутствие перспективы его предоставления заявителю повлекло бы ничем не оправданные финансовые затраты заявителя и органа местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы заявителя не были нарушены.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы земельного и лесного законодательства, а также учитывая, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, находится на землях государственного лесного фонда, бездействие администрации г. Дивногорска, выразившееся в невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории суд находит совершенным в соответствии с законом и в пределах компетенции данного органа местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
«СОГЛАСОВАНО»
Судья __________ Л.В. Боровкова