61RS0011-01-2022-001821-93
дело № 2-1256 /2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года ст. Тацинская
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Туголуковой Е.С.,
при секретаре Калюля Т.В.,
с участием истца старшего помощника прокурора Морозова В.А.,
представителя ответчика администрации Тацинского района ФИО1,
представителя ответчика администрации Михайловского сельского поселения ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тацинского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Михайловского сельского поселения, Администрации Тацинского района об обязании снести расселенный аварийный многоквартирный дом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тацинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Михайловского сельского поселения, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что мероприятия по переселению граждан из аварийных домов, признанных таковыми после 01.01.2012 осуществляется в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (паспорт проекта утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21 декабря 2018 г. № 3) и одноименного регионального проекта (паспорт утверждён Губернатором Ростовской области 13.12.2018). В региональную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года, в 2017-2023 годах», утверждённой постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 № 569, в 2019 году в связи с принятием федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и финансированием из федерального бюджета внесены изменения, в соответствии с которыми сокращены ранее предусмотренные сроки переселения и увеличен жилищный фонд, подлежащий расселению.
Постановлением администрации Михайловского сельского поселения от 04.04.2017 № 35, в редакции постановления от 29.12.2018 № 217, утверждена муниципальная адресная целевая программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01 января 2012 года, в 2018-2019 годах». В 2019 году в рамках реализации комплекса мероприятий указанной программы по ликвидации аварийного жилья на территории Михайловского сельского поселения Тацинского района администрацией сельского поселения расселены 2 квартиры (№ и №) в многоквартирном доме в : , состоящем из 4 -х квартир. Две квартиры (№ и №) в указанном доме расселены ранее администрацией Тацинского района и принадлежат администрации Тацинского района. Результатом реализации мероприятий должно стать не только решение проблемы переселения граждан, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территории после ликвидации аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу или реконструкции.
До настоящего времени расселенный аварийный многоквартирный дом по не снесен, администрацией Тацинского района и администрацией Михайловского сельского поселения действенные меры к сносу аварийного многоквартирного дома, эксплуатация которого прекращена, не приняты, необходимые денежные средства для указанных мероприятий в бюджете не предусмотрены, вопрос финансирования указанных мероприятий не решен.
В результате бездействия администрации Тацинского района и администрации Михайловского сельского поселения расселенный многоквартирный дом, эксплуатация которого прекращена, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» до настоящего времени не снесен.
По результатам проведенных мероприятий по изъятию помещений частной формы собственности, расположенных в аварийном доме по вышеуказанному адресу муниципальное образование «Михайловское сельское поселение» и муниципальное образование «Тацинский район» в лице администрации Тацинского района являются собственниками данных объектов. Таким образом, к обязанности администрации Тацинского района и администрации Михайловского сельского поселения относится выполнение работ по сносу расселенного аварийного дома.
При этом, указанный аварийный многоквартирный дом в нарушение установленных Программой сроков до настоящего времени не снесен, ни администрацией района, ни администрацией поселения меры к его сносу не приняты.
Пустующий и разрушающийся дом до сих пор не демонтирован и представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку может разрушиться в любой момент.
В связи с тем, что в указанный дом имеется свободный доступ, данный объект могут посещать дети и подростки, собираться лица без определенного места жительства, что создаёт угрозу их жизни и здоровью, является недопустимым и требует принятия мер, направленных на безопасность граждан поселка.
В результате бездействия должностных лиц администрации Тацинского района и Михайловского сельского поселения мероприятия по сносу жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, до настоящего времени не исполнены. Это в свою очередь не позволяет обеспечить на территории муниципального образования безопасность жизни и здоровья граждан, и является нарушением прав граждан в сферах санитарно - эпидемиологической, пожарной и экологической безопасности.
Прокурором района 17.06.2020 главе администрации Михайловского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. 20.01.2021 внесено представление главе администрации Тацинского района №, и 01.06.2021 информационное письмо об оставлении на контроле результатов рассмотрения указанного представления. Вместе с тем, до настоящего времени указанный многоквартирный дом не снесен, в связи с чем истец просил обязать администрацию Тацинского района и администрацию Михайловского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести расселенный многоквартирный дом аварийного жилищного фонда по адресу: .
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Морозов В.А. поддержал исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Ответчики - представитель администрации Тацинского района ФИО1 и представитель администрации Михайловского сельского поселения ФИО2, не возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В региональную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2020 года, в 2017-2023 годах», утверждённой постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 №, в 2019 году в связи с принятием федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и финансированием из федерального бюджета внесены изменения, в соответствии с которыми сокращены ранее предусмотренные сроки переселения и увеличен жилищный фонд, подлежащий расселению.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009г № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно ст. 56.11 Земельного кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке.
С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.
В силу п. 12 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется. В случае, если указанные объекты недвижимости были изъяты в собственность Российской Федерации, внесение сведений о них в реестр федерального имущества не осуществляется. В случае, если ранее права на указанные объекты недвижимости не были зарегистрированы, государственная регистрация прав, перехода, прекращения прав не осуществляется.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016г. №569 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012г., в 2017-2023годах». В 2019г. в указанную программу, в связи с принятием федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и финансированием из федерального бюджета внесены изменения, в соответствии с которыми сокращены ранее предусмотренные сроки переселения и увеличен жилищный фонд, подлежащий расселению.
Постановлением администрации Михайловского сельского поселения от 04.04.2017 № 35, в редакции постановления от 29.12.2018 № 217, утверждена муниципальная адресная целевая программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01 января 2012 года, в 2018-2019 годах».
В 2019 году в рамках реализации комплекса мероприятий указанной программы по ликвидации аварийного жилья на территории Михайловского сельского поселения Тацинского района администрацией сельского поселения расселены 2 квартиры (№ и №) в многоквартирном доме в : , состоящем из 4 -х квартир. Две квартиры (№ и №) в указанном доме расселены ранее администрацией Тацинского района и принадлежат администрации Тацинского района.
В результате бездействия администрации Тацинского района и администрации Михайловского сельского поселения расселенный многоквартирный дом, эксплуатация которого прекращена, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» до настоящего времени не снесен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие ответчика влечет нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, в связи с чем считает необходимым исковые требования прокурора Тацинского района Ростовской области об обязании ответчиков снести расселенный многоквартирный дом, удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Тацинского района и администрацию Михайловского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести расселенный многоквартирный дом аварийного жилищного фонда по адресу: .
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 июля 2022 года.
Судья Е.С. Туголукова