ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1256/2023 от 05.12.2023 Вязниковского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-1256/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вязники 05 декабря 2023 года

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Агафоновой Ю.В.,

при секретаре Кутузовой К.В.,

с участием

представителя истца ФИО3,

представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа города Вязники Владимирской области» о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Вязниковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ », в котором с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, поставил вопрос о понуждении МБОУ «СОШ » оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями, позволяющими обеспечить качественную передачу звукового сигнала от аудиоисточника на слуховые аппараты слабослышащих граждан и звукоусиливающей аппаратурой, позволяющей обеспечить четкий звук от источника сигнала на слуховое устройство пользователя.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Вязниковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в общеобразовательных организациях. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Статьей 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно ­ телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. В соответствии со ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно ­ правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Кроме того, разделом 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16, в 2019 - 2024 гг. в рамках федерального проекта определён к реализации комплекс мероприятий, в том числе, направленных на развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации и реализации творческого потенциала. Подпунктом «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. В ходе проведения рассмотрения спора межрайонной прокуратурой установлено, что в образовательном учреждении МБОУ «СОШ » помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано. Допущенные нарушения требований действующего законодательства недопустимы в связи с тем, что подрывают конституционные принципы обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор обращается в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в силу того, что оснащение помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, в здании МБОУ «СОШ » индукционными петлями, позволяющими обеспечить качественную передачу звукового сигнала от аудиоисточника на слуховые аппараты слабослышащих граждан и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой), позволяющей обеспечить четкий звук от источника сигнала на слуховое устройство пользователя выступает гарантией обеспечения права инвалидов, в том числе несовершеннолетних, на получение необходимой информации в указанном образовательном учреждении.

Представитель Вязниковской межрайонной прокуратуры ФИО3 в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал по изложенным в иске обстоятельствам.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ » ФИО4 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований истца с учетом их изменения.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили, ходатайств и заявлений не представили.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Статьей 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В соответствии со ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Пунктом 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Подпунктом «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Согласно статье 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Вязниковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения в законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в общеобразовательных организациях, в ходе которой выявлено нарушение ответчиком требования подпункта «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, а именно: в образовательном учреждении МБОУ «СОШ » отсутствовало помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, с наличием в нем индукционных петель, позволяющих обеспечить качественную передачу звукового сигнала от аудиоисточника на слуховые аппараты слабослышащих граждан и звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей обеспечить четкий звук от источника сигнала на слуховое устройство пользователя.

Согласно пункту 2.1. Устава МБОУ «СОШ » учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством РФ, муниципальными правовыми актами и настоящим Уставом, путем оказания услуг в сфере общего образования.

Вместе с тем, ответчиком требования действующего законодательства по обеспечению прав инвалидов на доступную среду жизнедеятельности не соблюдаются, выявленное нарушение до настоящего времени не устранено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности по обеспечению инвалидов, имеющих ограничения по слуху, условий доступности услуг путем оснащения помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, позволяющими обеспечить качественную передачу звукового сигнала от аудиоисточника на слуховые аппараты слабослышащих граждан и звукоусиливающей аппаратурой, позволяющей обеспечить четкий звук от источника сигнала на слуховое устройство пользователя.

Выявленное прокуратурой нарушение требования закона препятствуют возможности ознакомления инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с оказываемыми образовательным учреждением услугами, а также получению ими услуг наравне с другими лицами, создают дискриминационные условия, что противоречит положениям федерального законодательства о социальной защите инвалидов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение МБОУ «СОШ » требований закона по созданию инвалидам условий доступности услуг в сфере образования, затрагивает законные права и интересы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на доступ к информации, чем нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

В связи с чем, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком МБОУ «СОШ » решения суда, суд считает возможным обязать ответчика оснастить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, позволяющими обеспечить качественную передачу звукового сигнала от аудиоисточника на слуховые аппараты слабослышащих граждан и звукоусиливающей аппаратурой, позволяющей обеспечить четкий звук от источника сигнала на слуховое устройство пользователя, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, полагая данный срок разумным и соответствующим балансу прав и интересов сторон.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа города Вязники Владимирской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, позволяющими обеспечить качественную передачу звукового сигнала от аудиоисточника на слуховые аппараты слабослышащих граждан и звукоусиливающей аппаратурой, позволяющей обеспечить четкий звук от источника сигнала на слуховое устройство пользователя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Агафонова

Решение в окончательной форме принято 11.12.2023.