ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1257/20 от 24.02.2021 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0008-01-2020-001917-18 Дело №2-262/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2021 года г.Сосногорск

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Плесовской Н.В., при секретаре Мухиной Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Торлоповой АА к администрации муниципального района «Сосногорск» о признании права собственности на жилой дом, прекращении права собственности на жилой дом,

установил:

Торлопова А.А. обратилась в суд с настоящим иском, просит признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, прекратить ее право собственности на объект недвижимости – жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по вышеуказанному адресу. В обоснование заявленных требований указано, что Торлопова А.А. является собственником земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на котором имеется жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., который реконструирован в ДД.ММ.ГГГГ году, в результате чего площадь дома составила <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче уведомления о завершении строительства по вышеуказанному адресу под индивидуальный жилой дом, на что получила отказ, мотивированный нахождением земельного участка истца в зоне затопления, подтопления. С данным отказом истец не согласен, поскольку дом достроен истцом собственными силами на принадлежащем ей земельным участке, нарушений при строительстве не допущено.

В судебном заседании истец Торлопова А.А. и ее представитель Манчинская З.Б., представитель ответчика участие не принимали, будучи надлежаще извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

С учетом надлежащего извещения и в соответствии с требованиями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. Способы защиты гражданских прав установлены ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.

Согласно ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Пунктом 1 ст.131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Как разъяснено в п.59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , а также индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенный на данном земельном участке, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно доводам истца указанный дом реконструирован в ДД.ММ.ГГГГ году. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному кадастровым инженером РНВ, указанный жилой дом, инвентарный , реконструирован в ДД.ММ.ГГГГ году, его площадь составляет <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Торлопова А.А. обратилась в администрацию с уведомлением о реконструкции указанного жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР «Сосногорск» истцу выдано уведомление о запрещении строительства (реконструкции) жилого дома на земельном участке, имеющем кадастровый , без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления, со ссылкой на отнесение спорного земельного участка к зоне затопления, подтопления согласно Правилам землепользования и застройки МО ГП «Сосногорск», утвержденным решением ХХVVII очередного заседания Совета городского поселения «Сосногорск» II созыва от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, как следует из Свидетельства на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым спорный земельный участок первоначально был предоставлен РАН для обслуживания индивидуального жилого дома, впоследствии перешел в собственность истца на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, указаний о запрещении строительства и нахождения участка в зонах затопления, подтопления не имелось.

По информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН отсутствуют сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в зоне затопления, подтопления. На территории <адрес> сведения о зонах затопления, подтопления в ЕГРН не вносились.

В соответствии со ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации, могут устанавливаться следующие ограничения на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 ст.56 ЗК РФ, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами

Согласно п.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации

Как следует из положений ч.4 ст.31 Водного кодекса Российской Федерации, сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования подлежат включению в государственный водный реестр.

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (п.3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №360 от 18.04.2014).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости
(п.5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №360 от 18.04.2014).

Из материалов гражданского делу следует, что соответствующие зоны затопления, подтопления в <адрес> в порядке, определенном Положением о зонах затопления, подтопления, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не устанавливались и их границы не определялись. К полномочиям органов местного самоуправления указанные вопросы не отнесены. Сведения о нахождении земельного участка истца в зонах затопления, подтопления в ЕГРН отсутствуют.

В силу требования ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании ч.1 ст.55 и ст.ст. 67, 196 ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании представленных доказательств.

Возражений против иска и доказательств в их обоснование ответчиком не представлено.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Торлоповой А.А. о признании права собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный , расположенный по адресу: <адрес>, о прекращении права собственности на объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по вышеуказанному адресу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил

Исковые требования Торлоповой АА к администрации муниципального района «Сосногорск» о признании права собственности на жилой дом, прекращении права собственности на жилой дом удовлетворить.

Прекратить право собственности Торлоповой АА на объект недвижимости – индивидуальный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Признать за Торлоповой АА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженкой <адрес>, право собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный , расположенный по адресу: <адрес>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.В. Плесовская

Верно Н.В. Плесовская