<данные изъяты> Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(ЗАОЧНОЕ)
05 июня 2014 года г.Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Смирновой Т.П.
при секретаре Гулян А.Л.
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО8 о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к ФИО8 о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, ФИО7 была проведена проверка ФИО8 вопросам соблюдения природоохранного и водного законодательства, в ходе которых были выявлены нарушения. Было установлено, что ФИО8 зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за №, поставлено на налоговый учет ИНН/КПП 2464242910/246401001 и действует на основании устава, утвержденного решение учредителя «1 от ДД.ММ.ГГГГ года. Юридический адрес ФИО8» - ФИО15. ФИО8 согласно уставу осуществляет следующие основные виды деятельности: производство тепловой и электрической энергии, сбыт (продажа) тепловой и электрической энергии, оказание услуг по транспортировке тепловой энергии покупателям (потребителям) и прочая деятельность. В производственном процессе ФИО8 использует водный объект – реку ФИО18, а именно: забор воды из <адрес> и сброс сточных вод в <адрес> с использованием насосной станции, расположенной по адресу: <адрес>, а также насосной станции <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>Указанные объекты находятся у ФИО8 во временном пользовании на основании договора аренды имущества №
Считает, что нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц заключается в следующем. Согласно ст.ст.41,42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, что обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного законодательства. Использование водного объекта без разрешения нарушает интересы и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту не негативного воздействия.
На основании изложенного, просит обязать ФИО8 заключить договор на пользование водным объектом и получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в 6 месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО8 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №01975) в зал судебного заседания не явилась, о времени и месте судебного заседания была надлежащим образом и своевременно извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем суду представила соответствующее заявление. Представила суду отзыв, согласно которому пояснила, что согласно ст. 9 Водного кодекса РФ право пользования водными объектами предоставляется физическим лицам, юридическим лицам по пользованию поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование допускается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод. В соответствии со ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением, прудов, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находящемуся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Согласно ст.26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договором водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Учитывая, что река ФИО18-водный объект, находящийся в федеральной собственности и расположенный на территории <адрес>, уполномоченным органом по предоставлению в пользование данного водного объекта, в соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, является министерство природных ресурсов и экологии <адрес>. Перечень документов для заключения договора водопользования, представляемых в уполномоченный орган, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О подготовке и заключении договора водопользования». Перечень документов для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, представляемых в уполномоченный орган, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». ФИО8 документы для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование или заключении договора водопользования в министерство природных ресурсов и экологии <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не представлялись. Таким образом, ФИО8 осуществляет пользование водным объектом, что является нарушением действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Суд, с согласия истца, в соответствии со ст.233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно ст.11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. В соответствии с ч. 2 данной статьи на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об охране окружающей среды" под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимается земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации водный объект это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ст.3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
2) приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
5) приоритета использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;
14) платности использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
Согласно ст.26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, что обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с защитой интересов неопределенного круга лиц в случае, если имеет место нарушение их интересов.
Учитывая, что река ФИО18-водный объект, находящийся в федеральной собственности и расположенный на территории <адрес>, уполномоченным органом по предоставлению в пользование данного водного объекта, в соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №12-п, является министерство природных ресурсов и экологии <адрес>. Перечень документов для заключения договора водопользования, представляемых в уполномоченный орган, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О подготовке и заключении договора водопользования». Перечень документов для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, представляемых в уполномоченный орган, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО7 была проведена проверка исполнения законодательства в сфере природопользования в деятельности ФИО8 зарегистрированного по адресу: <адрес>, в ходе которой было установлено, что ФИО8 зарегистрировано в качестве в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН № поставлено на налоговый учет ИНН/КПП № и действует на основании устава, утвержденного решение учредителя «1 от ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО8 согласно уставу осуществляет следующие основные виды деятельности: производство тепловой и электрической энергии, сбыт (продажа) тепловой и электрической энергии, оказание услуг по транспортировке тепловой энергии покупателям (потребителям) и прочая деятельность. ФИО8 использует водный объект – реку ФИО18, с целью осуществления видов деятельности, закрепленных в Уставе общества, а именно: забор воды из <адрес> и сброс сточных вод в <адрес> с использованием насосной станции, расположенной по адресу: <адрес>, а также насосной станции <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>Указанные объекты находятся у ФИО8 во временном пользовании на основании договора аренды имущества №3-УВТСиТ от ДД.ММ.ГГГГ года. При этом, в нарушение водного законодательства ФИО8 осуществляет водопользование без заключенного договора на водопользование из поверхностного водного объекта, на основании которого возникает право пользования водным объектом. Данные действия ФИО8 являются незаконными, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. По результатам данной проверки Канской межрайонной прокуратурой было вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений норм водного законодательства, привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.(л.д. 5).
Согласно приказу ФИО8 о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ исполнительным директором ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ был назначен ФИО4 (л.д. 24).
Согласно приказу ФИО8 о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ был назначен ФИО5 (л.д. 25).
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица ФИО8 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
Согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения ФИО8 поставлено на учет в ФИО41 по <адрес>, присвоен ИНН/КПП № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
На основании изложенного, исполнительным директором ФИО8 ФИО4 был направлен ответ на представление ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому ФИО8 добросовестно исполняет обязанности по уплате всех предусмотренных законом платежей за пользование водным объектом, но действительно в настоящий момент осуществляет деятельность по использованию водных объектов без заключения договора на водопользование. Процесс заключения указанного договора является длительным и трудоемким, в связи с чем незамедлительное устранение указанных нарушений не представляется возможным. Однако, ФИО8 предпринимаются все необходимые меры по устранению нарушения норм водного законодательства в максимально возможные короткие сроки. (л.д. 6).
В соответствии с договором аренды имущества №№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 в лице Генерального директора ФИО5, именуемого в дальнейшем «Арендодатель» и ФИО8 в лице исполнительного директора ФИО4, именуемый в дальнейшем «Арендатор» арендодатель обязался предоставить арендатору во временное владение и пользование недвижимое имущество и оборудование. Согласно приложению № к данному договору перечень недвижимого имущества и оборудования к числу недвижимого имущества, в том числе относится: нежилое одноэтажное здание, общей площадью 77,8 кв.м., фундамент бетонный, стены кирпичные, 1961 года постройки, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес> нежилое одноэтажное здание, общей площадью 37,7 кв.м., фундамент бетонный, стены кирпичные, 1955 года постройки, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>.(л.д.7-9).
На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 принадлежит на основании права собственности здание – насосная станция 2-ой подъем, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 77,8 кв.м., инв №№, лит В1, адрес объекта: <адрес>, о чем в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (л.д. 10).
На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепло-Сбыт-сервис» принадлежит на основании права собственности здание – насосная станция, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 33,7 кв.м., инв №24:51:000000:0000:04:420:002:000723590:0003, лит В2, В3, адрес объекта: <адрес>, №6А, строение 3, о чем в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (л.д. 11).
Постановлением ФИО49 о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> работающий в должности исполнительного директора ФИО8 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, а именно: самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий. На основании чего ФИО4 был наложен административный штраф в размере 10 000 рублей, который должен был внесен на счет ФИО41 не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. (л.д. 12-13).
При таких обстоятельствах, учитывая, что суду представлены сведения, подтверждающие нарушение ФИО8 требований Закона, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования Канского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Тепло-Сбыт» о возложении обязанности заключить договор на пользование водным объектом и получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в 6 месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 235-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО7 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО8 о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать ФИО8 заключить договор на пользование водным объектом.
Обязать ФИО8 получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в 6 месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья Т.П. Смирнова