ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1257/2015 от 02.02.2016 Тарского городского суда (Омская область)

Дело № 2-64/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тара Омской области 02 февраля 2016 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области ФИО1, при секретаре Клинг О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2016 года в г. Таре дело по исковому заявлению ФБУ «Администрации «Обь-Иртышводпуть» к ФИО2 о признании дипломов недействительными, обязании ФИО2 вернуть дипломы № <данные изъяты>. и № <данные изъяты> г. в ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» для их аннулирования,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд к ФИО2 с вышеназванным иском, указав, что в случае ненадлежащего исполнения капитаном судна своих обязанностей, которые привели к возникновению угрозы жизни людей, причинению ущерба окружающей среде и имуществу, в иных случаях, дипломы, подтверждения к дипломам могут быть изъяты и аннулированы. При проведении проверки государственным инспектором портового контроля судна «Анатолий Синявский», где должность капитана занимает ФИО2, были обнаружены нарушения обязательных требований п. 3,4,5 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, послужившие основанием для временного задержания судна. Капитан теплохода «Анатолий Синявский» ФИО2, допущенные нарушения не устранил, не выполнил запрет государственного инспектора портового контроля и продолжал эксплуатировать теплоход «Анатолий Синявский», тем самым, создал угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и угрозу причинения вреда окружающей среде. Просил суд признать диплом № ОИ -10012887 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ФИО2 на право занимать должность капитана, недействительными и обязать ФИО2 вернуть дипломы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» для их аннулирования.

В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представив письменные объяснения по делу, в которых указал, что в соответствии с п.11 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ и п. 25 Порядка образования квалификационных комиссий от ДД.ММ.ГГГГ, дипломы, подтверждения к дипломам и квалификационные свидетельства могут быть изъяты и аннулированы, а также их действие может быть приостановлено в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в случае ненадлежащего исполнения членами экипажей судов своих обязанностей, приведшего к возникновению угрозы жизни людей, причинению ущерба окружающей среде и имуществу, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. С учетом того, что при проведении государственным инспектором портового контроля проверки судна «Анатолий Синявский», капитаном которого являлся ответчик, были обнаружены нарушения обязательных требований (отсутствие судовых документов: акта приемки судна в эксплуатацию, лабораторного акта на пенообразователь для системы пожаротушения, нарушение численности минимального состава экипажа, отсутствие документов у командного состава судна, формирование состава, не соответствующего утвержденным типовым схемам, взят на буксир плавучий кран), судно было задержано. Однако, капитан судна ФИО2, допущенные нарушения не устранил, принял решение о продолжении движения судна «Анатолий Синявский» по заданному маршруту. За совершение указанных нарушений ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к административной ответственности по п.1.ст.11.7, 11.8 и 11.16 КоАП РФ. В связи с ненадлежащим исполнением ФИО2 своих обязанностей, имелась угроза безопасности судоходства, а так же угроза жизни людей, причинения ущерба окружающей среде. В связи с тем, что ФИО2, исполняя обязанности капитана судна, создавал реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, причинение вреда окружающей среде, выданные ФИО2 дипломы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляющие ему право управления судном, подлежат изъятию и аннулированию. На основании изложенного просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования не признал, суду пояснил, что дипломы № от ДД.ММ.ГГГГ, и № ОИ- от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляющие ему право занимать должность капитана выданы были ему с соблюдением установленного порядка, основания для признания их недействительными отсутствуют. Так же пояснил, что в сентябре 2014 года являясь капитаном судна «Анатолий Синявский», осуществлял перевозку груза в <адрес>, однако по вине диспетчера «Обь-Иртышводпуть» в <адрес>, не сообщившего о том, что на пути следования уже стал лед, не дойдя 9 км. до пункта назначения, теплоход попал в ледяное кольцо, и вынужден был там зимовать. Поскольку льдами была продавлена обшивка, вода попала в трюм, и произошла порча груза, до окончания разбирательства по определению ущерба, судно вынуждено было находиться в <адрес> до середины июля 2015 года. На судне оставались он и ремонтная бригада. По распоряжению судовладельца судно двигалось к месту ремонта. Не отрицает факта совершения указанных нарушений, однако за указанные нарушения он понес административную ответственность и полагает, что не может быть за эти же нарушения привлечен к повторно ответственности, теперь уже в виде аннулирования его дипломов. Так же пояснил, что все механизмы и оборудование на судне было исправно, пробоины не было, выявленные нарушения не создавали угрозы для судоходства, а так же угрозы жизни, здоровью людей и причинения вреда окружающей среде или имуществу. Просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ФБУ «Администрацией «Обь-Иртышводпуть» ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом № (л.д. 11) согласно которого ФИО2 имеет право занимать должность капитана, а также ФБУ «Администрацией «Обь-Иртышводпуть» ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом № ОИ- (л.д. 12) согласно которого ФИО2 имеет право занимать должность капитана.

Согласно пункту 1 статьи 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства. Порядок выдачи указанных дипломов определен в Положении о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349.

В соответствии с данным Положением дипломы, выданные лицам командного состава судов, дают им право занимать соответствующие должности на судах в течение 5 лет со дня получения диплома. При этом лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже 1 раза в 5 лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Минтрансом России, с последующим прохождением квалификационных испытаний; по результатам этих испытаний квалификационные комиссии выдают подтверждения к дипломам, срок действия которых не превышает 5 лет. Указанные дипломы выдаются квалификационными комиссиями, создаваемыми в бассейновых органах государственного управления на внутреннем водном транспорте, перечень которых утверждается Минтрансом России.

Как следует из пункта 11 Положения, дипломы, подтверждения к дипломам и квалификационные свидетельства могут быть изъяты и аннулированы, а также их действие может быть приостановлено в порядке, установленном Минтрансом России, в случае ненадлежащего исполнения членами экипажей судов своих обязанностей, приведшего к возникновению угрозы жизни людей, причинению ущерба окружающей среде и имуществу, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Во исполнение п.6 и 11 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349, приказом Министерством транспорта РФ от 30.10.2007 года № 154 утвержден Порядок образования квалификационных комиссий, проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а так же приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания. Названным Порядком установлено, что дипломы, подтверждения к дипломам и квалификационные свидетельства могут быть изъяты и аннулированы, а также их действие может быть приостановлено в случае ненадлежащего исполнения членами экипажей судов своих обязанностей, приведшего к возникновению угрозы жизни людей, причинению ущерба окружающей среде и имуществу, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п.25); В случае установленного судом факта незаконного получения диплома, подтверждения к диплому, квалификационного свидетельства они изымаются и аннулируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.27). При этом, в настоящее время механизм приостановления действия, изъятия и аннулирования документов, подтверждающих право на управление судами, федеральным органом исполнительной власти не определен.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истцом заявлено требование о признании недействительными дипломов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ФИО2, на право занимать должность капитана.

Судопроизводство по гражданским делам в соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и каждая сторона согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе.

Однако, каких либо допустимых и достоверных доказательств недействительности выданных на имя ФИО2 дипломов, тому, что указанные дипломы были выданы ответчику с нарушением требований, установленных законодательством РФ, в том числе «Порядка образования квалификационных комиссий, проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а также приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания», либо на основании недостоверной или искаженной информации, истцом в нарушении ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.

Более того, факт получения ответчиком указанных дипломов на законных основаниях, с соблюдением установленного действующим законодательством порядка, истцом не оспаривался и был подтвержден им в ходе судебного разбирательства.

Привлечение ФИО2 к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных п.1.ст.11.7, 11.8 и 11.16 КоАП РФ, не является основанием, для признания дипломов, полученных им в установленном законом порядке, недействительными.

Доказательств тому, что вследствие ненадлежащего исполнения ФИО2 своих обязанностей возникла угроза жизни людей, либо причинен ущерб окружающей среде и имуществу, суду не представлено. Утверждения истца о том, что действия ответчика создавали непосредственную угрозу возникновения транспортного происшествия на водном объекте, и как следствие причинение вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций, загрязнению рек и причинению вреда окружающей среде, являются безосновательными.

Каких-либо доказательств того, что дальнейшее осуществление ответчиком работ по профессии капитана на судах внутреннего водного плавания (при наличии у него соответствующего образования и диплома, полученного с соблюдением законодательства о внутреннем водном транспорте и Положения о дипломировании), может привести к транспортному происшествию на водном объекте, загрязнению рек и причинению вреда окружающей среде, или создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций, суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд не усматривает каких-либо оснований для признания недействительными дипломов № от ДД.ММ.ГГГГ г. и № г., выданных ФИО2, на право занимать должность капитана, в связи с чем требования истца о признании дипломов недействительными и обязании ФИО2 вернуть их в ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» для их аннулирования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» к ФИО2 о признании дипломов И- от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ФИО2 недействительными и обязании ФИО2 вернуть их в ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» для аннулирования, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 02.02.2016г.

Судья