Дело №2-1257/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2016 г. г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Диденко Д.А.,
при секретаре – Салимовой Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить действия,
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она является многодетной матерью и обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче сертификата «в связи с нарушением родственных связей между документами заявительницы». ФИО1 считает такой отказ незаконным, поскольку ее право на получение сертификата возникло в связи с рождением после 2007 г. четырех детей, в связи с чем просит обязать УПФР в г.Симферополе отменить указанное решение и выдать ей сертификат на материнский капитал.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражала, пояснила, что решение об отказе в выдаче ФИО1 сертификата является законным, поскольку в свидетельстве о рождении двоих детей мать записана как ФИО2, а в свидетельстве о расторжении брака как ФИО2. До устранения такого разночтения в имени заявителя сертификат выдан быть не может.
Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Между сторонами сложились гражданские отношения, которые урегулированы нормами Федерального закона от 29.12.2006 года №256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее ФЗ №256 ФЗ).
Согласно статье 2 ФЗ №256 ФЗ материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с пунктами 1,2 ч.1 статьи 3 ФЗ №256 ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Частью 7 данной статьи предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 5 ФЗ №256 ФЗ 1. Лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации.
2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.
4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.
5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.
6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:
1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.
9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является матерью ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, а так же рожденных после ДД.ММ.ГГГГФИО5ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8ДД.ММ.ГГГГ.
Родственные отношения ФИО1 и ее детей подтверждаются свидетельствами о рождении, где она указана матерью. Так же сведения о детях внесены в паспорт гражданина РФ ФИО1 (серия 2814 №).
На момент рождения детей личность ФИО1 была документирована паспортном гражданина Украины ЕТ033204, в котором ее имя на украинском языке указано как «Наталя», на русском – «ФИО1».
Согласно нотариально заверенному переводу свидетельств о рождении детей мать «ФИО1».
Указанные документы бесспорно подтверждают, что ФИО1 является матерью четырех детей, рожденных после ДД.ММ.ГГГГ
Однако, согласно уведомления по результатам рассмотрения заявления ФИО1 УПФР в г.Симферополе Республики Крым принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал по п.3 ч.6 ст.5 ФЗ №256 ФЗ (предоставление недостоверных сведений).
Как указано в уведомлении: «в свидетельстве о рождении 2-х детей мать ФИО2, в свидетельстве о расторжении брака мать записана ФИО2, нарушена родственная связь между документами заявительницы».
Суд расценивает указанные основания для отказа в выдаче сертификата как надуманные и несостоятельные.
Нарушение родственной связи между документами, если такое возможно, не может быть основанием для отказа в реализации права лица на материнский капитал, поскольку, приведенными выше письменными доказательствами родственная связь матери и детей подтверждена и разночтения в документах (свидетельство о расторжении брака) не имеющих отношения к рождению значения для дела не имеют.
Представитель ответчика в судебном заседании не смог пояснить, в чем конкретно заключаются препятствия в выдаче истцу сертификата и какие противоречия в документах и каким способом необходимо устранить.
При таких обстоятельствах, факт предоставления недостоверных сведений заявителем, в судебном заседании своего подтверждения не нашел, в связи с чем спорное решение признается судом незаконным и права истца подлежат защите путем понуждения ответчика рассмотреть заявление ФИО1 и принять решение в соответствии с ФЗ №256 ФЗ.
Требования о понуждении отменить решение и выдать сертификат не подлежат удовлетворению, поскольку сертификат выдается лишь на основании решения об удовлетворении заявления, а принятие такого решения относится к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов.
На основании Федерального закона от 29.12.2006 года №256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», руководствуясь статьями 11, 12, 55, 56, 98, 173, 197, 198, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
Иск ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить действия удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО1 в выдаче сертификата на материнский (семейный капитал) незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче сертификата и принять решение в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополь Республики Крым в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через Киевский районный суд г. Симферополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.03.2016 г.
Судья Д.А. Диденко