ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1257/2017 от 28.04.2017 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

КОПИЯ

2-1257/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Перелыгиной И.В.,

при секретаре Аляровой А.Э.,

с участием представителя истца Гуслова Е.А., действующего на основании удостоверения, представителя ответчика Грибановой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Поповой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ...,

рассмотрев материалы гражданского дела по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора к УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Томский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Томской области, муниципального образования «Город Томск» обратился в суд с иском к Унитарному муниципальному предприятию “Спецавтохозяйство г.Томска” (далее по тексту - УМП “Спецавтохозяйство г.Томска”) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 52 420 662 рублей 06 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства по выполнению хозяйствующими субъектами обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Установлено, что УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” в 2016 году осуществляло негативное воздействие на окружающую среду в связи с ведением деятельности, связанной с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными объектами на территориях г.Томска и Томского района Томской области, а также ввиду размещения отходов производства и потребления на территории Томского района Томской области. Проверка показала, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год до настоящего времени в полном объеме не внесена. Так, указанное предприятие в марте 2017 года представило в Управление Росприроднадзора по Томской области первичную и уточненную декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, в соответствии с которыми УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 56 931 749 рублей 98 копеек. Как следует из расчета суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, представленного Управлением Росприроднадзора по Томской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ №б/н в природоохранную прокуратуру, УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 56 931 749 рублей 98 копеек, при этом данное предприятие произвело лишь частичную оплату в сумме 4 511 087 рублей 92 копеек, в связи с чем на сегодняшний день задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду у УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” за 2016 год составляет 52 420 661 рубля 06 копеек. Неисполнение ответчиком обязанности по своевременному и полному внесению платы за негативное воздействие на окружающую вреду нарушает интересы Российской Федерации, Томской области, муниципального образования «Город Томск» на реализацию бюджетных полномочий при установлении и исполнении расходных обязательств названных публичных образований. Невнесение УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” денежных средств, подлежащих зачислению в федеральный, областной бюджеты и бюджет городского округа нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц: инвалидов, работников бюджетных учреждений и других категорий граждан, поскольку неполучение сумм доходов бюджетов может повлечь задержку в предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление социального обеспечения населения, выплаты заработной платы и т.д. Кроме того, невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает предусмотренные ст. 42 Конституции РФ права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку неисполнение доходной части бюджета может создать препятствия для финансирования деятельности уполномоченных органов и организаций в сфере охраны окружающей среды.

На основании изложенного, с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит взыскать с Унитарного муниципального предприятия “Спецавтохозяйство г.Томска” (ОГРН , ИНН , КПП ) в пользу Управления Росприроднадзора по Томской области задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 52 420 662 рублей 06 копеек, в том числе с разбивкой по кодам КБК и ОКТМО: денежные средства в сумме 1 139 735 рублей 98 копеек в качестве платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами на следующие реквизиты получателя: УФК по Томской области (Управление Росприроднадзора по Томской области л.с. ); ИНН КПП ; Расчетный счет в отделении Томск, г.Томск; БИК ; КБК ; ОКТМО ; денежные средства в размере 51 280 926 рублей 08 копеек в качестве платы за размещение отходов производства и потребления на следующие реквизиты получателя: УФК по (Управление Росприроднадзора по Томской области л.с. ); ИНН КПП ; Расчетный счет 40 в отделении Томск, г.Томск; БИК ; КБК ; ОКТМО

В судебном заседании представитель истца Гуслов Е.А. на заявленных исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” Грибанова Т.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, которые сводятся к следующему. Постановлением Правительства РФ №913 от 13.09.2016 “О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду” был отменен коэффициент 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенными в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. В нарушение ст. 5 НК РФ данная норма получила обратную силу и распространила свое действие с 01.01.2016. В связи с чем, при расчете тарифа на захоронение отходов на 2016 год отмена данного коэффициента учтена не была, а плата за негативное воздействие возросла в три раза. Дополнительно пояснила, что не согласна с декларациями УМП “Спецавтохозяйство г.Томска”, считает, что плата за негативное воздействие определена в декларации неверно, завышена, однако, в чем содержится ошибка в расчете пояснить не смогла, отметив, что не является специалистом в данном вопросе.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Томской области Попова О.В. полагала, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст.ст.42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и др.

В силу ст. 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, иных веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ и иных микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и надводные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Обязанность юридических лиц по внесению платы за размещение отходов производства и потребления предусмотрена также ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Обязанность юридических лиц по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в конечном итоге, направлена на обеспечение конституционного права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, а также на обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности (ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. Соответственно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, п.9 которого предусматривает, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Управление Росприроднадзора по Томской области является администратором доходов – платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктами 1,3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Согласно ч. 1 ст.51,57,62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 5%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет- 55% от суммы уплаты.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 05.04.2017 УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” является действующим юридическим лицом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду в деятельности УМП “Спецавтохозяйство г.Томска”.

В ходе проверки установлено, что УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” в 2016 году осуществляло негативное воздействие на окружающую среду в связи с ведением деятельности, связанной с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными объектами на территориях г.Томска и Томского района Томской области, а также ввиду размещения отходов производства и потребления на территории Томского района Томской области, в нарушение действующего законодательства имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Данные обстоятельства подтверждаются представленной УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” в марте 2017 году в Управление Росприроднадзора по Томской области первичной и уточненной декларацией за 2016 год, с приложением расчетов, справки о массе захороненных отходов на полигоне ТБО за 2016, актов приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, контрольных талонов к сопроводительным паспортам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, приемосдаточных актов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, справок о передаче на переработку продукции от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно объяснениям заместителя руководителя Управлении Росприроднадзора по Томской области Ш. от ДД.ММ.ГГГГ по результатом проверок деклараций, представленных хозяйствующими субъектами, а также проведенного анализа, в настоящее время на территории Томской области наибольшую задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год имеет УМП “Спецавтохозяйство г.Томска”.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются представленным Управлением Росприроднадзора по Томской области расчетом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Так, из представленного Управлением Росприроднадзора по Томской области, расчета задолженности по состоянию на 01.04.2017 следует, что задолженность УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год составила 56 931 749 рублей 98 копеек.

УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” произвело частичную оплату в сумме 4 511 087 рублей 92 копеек, в связи с чем задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду составляет 52 420 662 рубля 06 копеек., из которых: 1 139 735 рублей 98 копеек – плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами, 51 280 926 рублей 08 копеек – плата за размещение отходов производства потребления.

Указанная задолженность ответчиком не погашена, доказательств обратного вопреки ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Довод представителя УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” о том, что истец не представил правового обоснования для возложения на УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду суд находит не состоятельным.

Согласно Уставу УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” предметом деятельности ответчика является выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети муниципального образования «Город Томск», а также выполнение работ по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.

Таким образом, вид деятельности УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В силу ст. 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

При этом законность Постановления Правительства РФ №913 от 13.09.2016 “О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду” предметом оценки настоящего судебного разбирательства не являются, доводы представителя ответчика о противоречивости федерального законодательства основаны на неверном толковании закона.

Учитывая, что были выявлены нарушения действующего законодательства в деятельности УМП “Спецавтохозяйство г.Томска”, а именно УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 52 420 662 рублей 06 копеек, что является нарушением действующего законодательства и является основанием для удовлетворения требований прокурора, поскольку влечет неисполнение доходной части бюджета, нарушает права каждого на благоприятную окружающую среду, подобные экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан. Данный спор затрагивает публично-правовые отношения.

Невыполнение УМП “Спецавтохозяйство г.Томска” требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Томской области и муниципального образования «Город Томск», на территории которого оно зарегистрировано, но и права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку оказывая в силу своей деятельности, негативное воздействие на окружающую среду.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Взыскать с Унитарного муниципального предприятия “Спецавтохозяйство г.Томска” (ОГРН , ИНН , КПП ) в пользу Управления Росприроднадзора по Томской области задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 52 420 662 (пятьдесят два миллиона четыреста двадцать тысяч шестьсот шестьдесят два) рубля 06 копеек, в том числе с разбивкой по кодам КБК и ОКТМО:

-денежные средства в сумме 1 139 735 (один миллион сто тридцать девять тысяч семьсот тридцать пять) рублей 98 копеек в качестве платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами на следующие реквизиты получателя:

УФК по Томской области (Управление Росприроднадзора по Томской области л.с. );

ИНН КПП ;

Расчетный счет в отделении Томск, г.Томск;

БИК

КБК

ОКТМО

-денежные средства в размере 51 280 926 (пятьдесят один миллион двести восемьдесят тысяч девятьсот двадцать шесть) рублей 08 копеек в качестве платы за размещение отходов производства и потребления на следующие реквизиты получателя:

УФК по Томской области (Управление Росприроднадзора по Томской области л.с. );

ИНН КПП ;

Расчетный счет в отделении Томск, г.Томск;

БИК

КБК

ОКТМО

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Томска.

Судья И.В.Перелыгина

Копия верна

Судья И.В. Перелыгина

Секретарь А.Э. Алярова

Решение вступило в законную силу _____________________201_ года

Судья

Секретарь

Оригинал документа находится в гражданском деле №2-1257/2017 в Советском районном суде г.Томска